«Современный урок. Новые формы организации Обучения»


Изосимова Ирина Валентиновна
учитель русского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная средняя школа №10 города Балхаш»

   Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию. Вхождение РК в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12–летнее образование,  требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения.  В своем Послании  народу Казахстана  «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»  Президент РК Нурсултан Назарбаев указывает: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.  В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно…важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

«Страшная это опасность – безделье за партой… это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли»,- говорил В. А. Сухомлинский.

Тогда сегодня как нельзя остро перед современным творчески работающим  учителем остро встает вопрос: с чем я сегодня приду к детям? Каким будет мой урок?

Я считаю, что три постулата должны быть заложены в основании современного урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Таким образом, современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. «Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»,- говорил Гессен.

И здесь на помощь мне приходят интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.
Я стараюсь сделать каждый свой урок интересным и запоминающимся, чтобы каждое занятие было маленьким спектаклем, который бы остался в душе ребенка. И именно на таком уроке, как говорил  Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Излюбленной формой урока ребятами 5-7-х классов остается                                                                                       урок – игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? В его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Уроки- игры: «Путешествие на Луну» (Тема «Неологизмы», 6 класс), «Из цикла зимние праздники «Святки»» («Обрядовая поэзия. Основные циклы календарных обрядов и их поэзия», 5 класс), «Богатырские забавы» ( «Былины», 5 класс)- стали любимыми уроками моих учеников. На таких уроках горы свернёшь, не говоря о том, чтобы выучить падежи существительных, спряжения глаголов или выделить основу предложения.

Ученики с удовольствием участвуют в интегрированных уроках, подбирают музыку, кинофильмы, создают собственные мультфильмы и т. д. Это делает уроки яркими, запоминающимися. Так во время урока в 6 классе по теме «А.Н. Островский. «Снегурочка». Герои весенней сказки Островского» были использованы музыка П.И. Чайковского «Времена года», «Снегурочка»,  Н.А. Римского- Корсакова, экскизы декораций В. Васнецова к пьесе, фрагменты мультфильма «Снегурочка» Мосфильм, 1952 год.

Мои ученики любят отправляться в путешествия. Еще Леонардо да Винчи говорил, что «познание стран мира — украшение и пища человеческих умов». На этих уроках учащихся привлекает сама возможность путешествовать, участие в интересных событиях (имеются в виду именно события учебного характера), которые привлекали бы внимание учащихся самим фактом своего существования и привлекали бы настолько, что ребенок, становясь участником происходящего учебного события, усваивал бы его содержательное ядро легко, на минимуме волевого усилия. Такие уроки служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Так во время изложения «В светелке у Арины Родионовны» восьмиклассники отправляются в путешествие в псковскую губернию село Михайловское, где окунаются в обстановку маленькой комнатки с русской печкой, травами, старинными сундуками и становятся участниками встреч Арины Родионовны со своим воспитанником Александром Сергеевичем Пушкиным. Во время урока в 11 классе по теме «И.А. Бунин.  Личность писателя. Лирика Востока» ученики отправляются в путешествие на Восток, пересекают безводные пустыни, знакомятся с тайнами Стамбула.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках или в качестве домашнего задания я практикую творческие приемы «Проба пера» или «Я – автор» – написание басен, сочинений в стихотворной форме, составление кроссвордов, литературных викторин, ребусов, загадок, оформление агитационных плакатов, манифестов, рисование иллюстраций к произведениям и т.д.Одной из завершающих форм «Пробы пера» может быть презентация творчества школьного поэта.В 2015-16 учебном году состоялась встреча с произведениями Жакыпбаева Диаса, ученика 11 класса, в стихах которого отразились глубокие раздумья поэта.

«Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим  количеством органов чувств они воспринимаются»,- восклицал К. Ушинский. На уроках литературы я часто применяю прием, который условно назвала «Лаборатория художественного образа». После ознакомления с любым произведением ученик обязательно должен ответит на вопросы: Чем нравится или не нравится ему данный литературный герой? И осмыслить понимание, создав свою небольшую творческую работу: нарисовать героя (то есть создать «внешний» портрет) и описать его «внутренний» портрет. Затем «наглядно» создает образ,  «примеряет  на себя», творчески переосмысливает его,  обыгрывает со своей позиции и точки зрения. В ходе работы ребенок берет для себя лучшее от каждого героя.Например, роль Лисы из известной басни И. Крылова «Лисица и ворона»

« Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить»- таков принцип моих уроков- проектов, ориентированных на применение и приобретение знаний путём самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Ежегодно мы с ребятами на уроках пишем проекты. Так в 10 классе по теме «И. Бунин. Тема Востока» было написано несколько проектов: «Паломничество в страну Востока (Тема Востока в творчестве Бунина)» (АбильмажиновС), погружение в проект «Тайны Востока»(Рахимов М).

И в заключении мне хотелось бы сказать, что на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия. На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества. На современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем! «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»

Использованная литература

1.      Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва – Ростов- на- Дону, 2004.

2.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат – М., 2003.

3.      Подласый И.П. Педагогика – М., 1999.

4.      Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика – Ростов- на- Дону, 1996.

5.      Сластенин В.А. Педагогика – М., 2002.