«Современный урок. Лаборатория художественного образа»
Изосимова Ирина Валентиновна
учитель русского языка и литературы КГУ «Общеобразовательная средняя школа №10 города Балхаш»
Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность изменили требования к образованию. Вхождение РК в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12–летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения. В своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент РК Нурсултан Назарбаев указывает: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно…важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
«Страшная это опасность – безделье за партой… это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли»,- говорил В. А. Сухомлинский.
Тогда сегодня как нельзя остро перед современным творчески работающим учителем остро встает вопрос: с чем я сегодня приду к детям? Каким будет мой урок?
Я считаю, что три постулата должны быть заложены в основании современного урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Таким образом, современный урок-это урок, соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки. Это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. «Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком»,- говорил Гессен.
Я стараюсь сделать каждый свой урок интересным и запоминающимся, чтобы каждое занятие было маленьким спектаклем, который бы остался в душе ребенка. И именно на таком уроке, как сказал Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
«Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются»,- восклицал К. Ушинский. На уроках литературы я часто применяю прием, который условно назвала «Лаборатория художественного образа». После ознакомления с любым произведением ученик обязательно должен ответить на вопросы: Чем нравится или не нравится ему данный литературный герой?
Затем осмыслив полученную информацию, создать свою небольшую творческую работу:
· «Внешний» портрет, то есть «нарисовать» героя. Ребенок сам выбирает, как он это сделает, то ли взяв карандаш и краски, то ли словесно, собрав «портретную» лексику, обратив внимание на средства выразительности, выделив ключевые слова, из которых в последствии появится шедевр. Я ставлю перед учеником задачу – найти особое, индивидуальное во внешности человека. Это может быть связано с его походкой, выражением глаз, манерами и другое. Далее продумать, как через нюансы внешности героя автор стремится раскрыть его внутренний мир, характер, выразить собственное отношение к герою.
· «Внутренний» (психологический) портрет.
Далее применяется прием драматизации литературного произведения, что дает возможность ученикам «примерить» на себя образ персонажа, проникнуться его чувствами. «Ничто, кроме литературы, – говорил П.М. Неменский, – не может передать опыт чувств многих человеческих жизней». Я предлагаю ребенку сыграть вначале одну роль из произведения, затем – другую. Данное действо поможет маленькому человеку за небольшой срок почувствовать различное эмоциональное состояние персонажей, иногда даже противоположное.
Положительные персонажи вызывают уважение, отрицательные заставляют воздержаться от ошибочных шагов и неверных поступков. Вспомним Андрея Болконского и Пьера Безухова, Татьяну Ларину и Ольгу, Наташу Ростову и Элен, Печорина и Грушницкого, Гринева и Швабрина и другие.
Затем происходит моделирование ситуации, которая произошла с персонажем. Я предлагаю сыграть молодому человеку финал жизненной истории, как он предполагает, думает, представляет. Ребенок обдуманно сравнивает свои действия с вечным нравственным эталоном. Заведомо отрицательное отношение к образцу поведения персонажа приводит к тому, что актер стремится к идеалу.
В заключении предложить ученикам найти ситуации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Таким образом, анализируя происходящее и сравнивая с поступками персонажей, учащиеся стремятся найти правильный выход из создавшихся проблемных ситуаций.
Писатель В. Астафьев сказал, однажды, что писать ему « хотелось бы так, чтобы написанное и не чувствовалось бы вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать, как мне когда-то каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому. И живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро».
Подводя итог, мне хотелось бы сказать, что на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия. На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества. На современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем! «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться»
Использованная литература
1. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии- Москва – Ростов- на- Дону, 2004.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат – М., 2003.
3. Подласый И.П. Педагогика – М., 1999.
4. Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика – Ростов- на- Дону, 1996.
5. Сластенин В.А. Педагогика – М., 2002.