Таланты родной земли


Жантасова Гульмира Амангельдыновна
учитель музыки КГУ «Ялтинская средняя школа»

Дидактический материал

Так родилась песня «Балкадиша»

Местность,  о которой будет идти речь, находится  в прекрасном уголке земли, где горно-лесной массив создает особую красоту, притягивая к себе  взоры проезжающих. Среди как будто специально созданной руками человека природы,  особо возвышаются горы Кошкарбай  и  Жыланды,  напоминая образ двух красавиц -девушек, стоящих в обнимку. Именно на этой части  прекрасной Зерендинской земли, недалеко от бурно протекающих, чистых рек Ашшылы и Жекебай, располагался некогда  зажиточный, процветающий аул, в котором проживали потомки  достаточно известного в округе  Кылды Караул рода Аргын. В ауле проживали около 30-40 семей, местность  называлась Жыландинской волостью.

Не зря,  наверное, наши предки говорили, что  люди рождаются на свет похожими на свой родной край.  Из истории  мы знаем, что на этой благодатной земле проживал человек по имени Ыбырай, сын Шакея. У него не было большого богатства, но он отличался большой  человечностью, добродушием,  близостью  к искусству и многочисленностью друзей. Поэтому его аул часто посещали множество знаменитых людей из Кокшетау и из других регионов. Среди них были довольно известные певцы-импровизаторы, палуаны (борцы). По словам старожилов он обладал твердостью характера, способностью решать спорные вопросы жителей. Из-за этих своих качеств Ыбырай  имел большой авторитет в округе.

Известная всему казахскому народу песня «Балкадиша», которая остается гимном женской красоте  на протяжении полутора веков, была сложена именно в этом ауле. И не зря  первые строки  песни начинаются со слов «Балкадиша – дочь почтенного Ыбырая». В этих словах – особый  почет  отцу красавицы Балкадиши.

Когда песня появилась на свет, ее автору – знаменитому Аканусерэ – было примерно 57-58 лет. В это время в его  жизни происходили трагические события.  Рождение такой удивительной песни у певца, находившегося в состоянии глубокой  депрессии, иначе чем чудом не назовешь.

Ведь сердце поэта является очень хрупким инструментом, малейшие нарушения его ритма могут привести к необратимым явлениям, в результате которых человек может быть потерян для общества как поэт.    Новая песня была принята жителями с огромной радостью и быстро распространилась за пределами местной округи.

Акансерэ в своих произведениях воспевал красавиц Батиму, Актокты, Уркию, Жамал, через их  облик  передавая образ истинной красоты и воспитанности казашек того периода. А воспевая  своих  четвероногих друзей-скакунов и птиц  в песнях «Кулагер», «Кара бедеу», «Кербесты», «Кокбесты», «Караторгай», «Кокжендет», передавал чувства истинной дружбы. Именно поэтому,  думаю,  его произведения остаются популярным на протяжении многих лет.

Песня «Балкадиша» занимает особое место среди его произведений. Созданию этого произведения  послужила обычная жизненая ситуация. Читателям хорошо известно, что поэт часто объезжал аулы, где был почетным гостем и украшением всех праздников. Однажды  Акансерэ со своим сыном по имени Ыбан, проезжая у подножия горы Жыланды, остановился  у знаменитого богача – қажыТиржана.  В это время в соседнем ауле Мусы Монтая проходила шилдехана (обряд, посвященный рождению ребенка). Волею судьбы именно в этот день рождается отец нашего земляка, известного писателя Жанайдара Мусина Баймырза.

В то время Балкадише исполнилась примерно двадцать лет. Она была похожа на отца, от своих сверстниц отличалась не только красивой внешностью, но и прелестью голоса. Зная свое место, она тем не менее держала себя выше других. Не все парни решались подойти к ней, а тем более – пригласить на свиданье. С малых лет девушка  была засватана за парня по имени Сулеймен.  Поговаривают, что Сулеймен был слишком простым человеком. Но он из знаменитого рода, а традиция сватовства между родами продолжалась в течение многих лет.

Именно здесь, в ходе обряда шилдехана,  встретились Акансерэ и красавица Балкадиша. Именно здесь у них возникло внутреннее взаимопонимание, которое впоследствии стало поводом для возникновения исторической песни и, безусловно, оказало  положительное влияние на  довольно непростую жизнь  великого певца.  Буквально на следующий день после того  незабываемого вечера Балкадиша была выдана замуж за сосватанного ей мужа.

Возникшая за один вечер песня с неимоверной скоростью распространилась по всей Великой степи, отражая ум и красоту молодой девушки, душевное воодушевление певца,  практически отрекшегося от общественной жизни  из-за многочисленных несправедливостей судьбы. Трудно сказать, какую роль сыграла в жизни самого автора песня «Балкадиша», но она стала популярной не только у нас в стране, но и за ее пределами, что  не  вызывает никаких сомнений и является нашей гордостью.

Как было сказано выше, по законам казахов того периода Балкадиша в раннем возрасте была засватана и выдана замуж за парня из другого рода по имени Сулеймен. Они вместе прожили долгую, счастливую жизнь. На свет появились два сына и две дочери. Потомки их и сегодня проживают на территории нашего и Сандыктауского районов.

Раздел долгосрочного плана:
Музыка

Школа:

КГУ «Ялтинская СШ

Дата:

Урок:
34
ФИО учителя:

Жантасова Г.А.

Класс:

Количество присутствующих:
Количество отсутствующих:
Тема урока
Таланты родной земли
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
6.1.2.2 познакомиться с акринской певческой школой

изучить творчеством композитора устной традиции АқанаСері

Цели урока
анализировать прослушанные музыкальные произведения, уметь рассказывать о творчестве композитора родного края и определять вид, жанры, в том числе взаимосвязь с другими видами искусства;

Оценивать  свою работу и работу других

§  Уметь воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Критерии оценивания
Учащийся достиг цели, если:

1. Применяет в речи академическую терминологию;

2.Оценивает свою работу и работу других;

3. Умеет рассказать о жизни и творчестве композиторов
Языковые цели
Серия полезных фраз для диалога/письма:

-жанр, ӨЛЕНШI

-импровизация, аранжировка,

-сопровождение
Воспитание ценностей

Осуществляется путем воспитание  чувства гордости за  родной край

Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композитора кюйшиАқана-сері.
Меж предметные связи
Прослеживается связь с казахским языком и литературой,историей
Предварительные знания
В предыдущем разделе ученики познакомились с музыкальными

произведениями разных народов.
Ход урока
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы
Начало урока

Середина урока

Конец урока:

1.В начале урока акцент на концентрацию внимания учащихся.

 

2.Игра «Угадай музыкальный инструмент».Угадайте названия музыкальных инструментов, слушая мелодии (звучит скрипка, домбра, фортепьяно, арфа, ударное инструменты).

3.Информация для учащихся к  заданию:

Многообразное по своей тематике и жанрам устное творчество казахов. Песни, меткие остроумные изречения занимали видное место в общественной и духовной жизни народа.

ӨЛЕНШI – (от өлен – песня) — казахский народный певец и поэт. Исполняет традиционные песни, в т. ч. өлен. гл. обр. на собственные мелодии и стихи (в отличие от әнші). Среди известных өленшi – Ақан-сері

Ақан-СеріҚорамса-ұлы родился в 1843 году в ауле Косколь, ныне аул Ақан-Сері Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Настоящее имя Ақжігіт, но с детства его ласкательно звали Ақаном. Его зажиточный отец Қорамса был из рода Аргын Караул. Арабской грамоте он научил сына у аульного муллы, а в 13 лет отправил Ақана в Петропавловск учиться в медресе. Но религиозные догмы тому быстро наскучили и он вернулся домой, но сумев немного научиться в городе русскому языку.

Ақан имел красивую внешность, отличался изящными манерами и сильным приятным голосом. С юных лет он выделялся тягой к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях закрепило за ним приставку — серi (каз. — поэт-песенник). Довольный сыном отец предоставил ему все атрибуты преуспевающего степняка. Он помог ему купить молодого жеребца Кулагера, ставшего позже знаменитым скакуном, щенка гончей Базар ала, молодого беркута по кличке Караторгай (за год беркут ловит ему 60 лисиц) и охотничьего ястреба по кличке Кокжендет (Сивый палач). К славе акына добавилась и слава ловкого охотника. И вскоре Ақан Сері становится известен всей степи.

В 70-тых годах АқанСері дважды женился, но смерть унесла обоих жён. Из глубокой депрессии поэта вывел его любимый конь Кулагер, который становится широко известен в Сары-Арке, выигрывая подряд все байги. Акын посвятил ему свою знаменитую песню “Маңмаңгер” с ласковой и нежной мелодией в ритм поступи скакуна. “Песня АқанСері “Маңмаңгер” посвящена любимому коню известного акына. Скакун был хорошо известен казахской степи за свою быстроту и многочисленные победы в конных состязаниях. И данная музыкальная композиция с нежной и немного ностальгической мелодией в ритм поступи скакуна очень хорошо отражает душу степняка”, – сообщает пресс-служба фонда.

Цель проекта – привлечение внимания любителей классической музыки к шедеврам казахского песенного и музыкального наследия, популяризация органной музыки среди почитателей казахского музыкального фольклора, а также привлечение внимания широких слоёв общества благодаря электронной музыке и детскому хору.ЖЫРАУ – народный поэт, сказитель, выступает от имени всего народа, являются создателями и распространителями поэтических поэм, аксакал, старейшина, полководец, военачальник, советник к имени которого прислушиваются казахские ханы. «Жырау» происходит  от слова «жыр» – стихотворение. Жыры исполняли талантливые певцы. Народ почитал их поэтический дар. Многие сказания (жыры) посвящены войнам, походам, жизни кочевников. Это казахская народная поэзия XV-XVIII веков дошла до нас в устной форме.

ЖЫРШЫ – казахский народный певец, сказитель, не занимают столь высокого положения.

В отличие от акына –исполнитель, а не создатель фольклорных произведений. Кочуя по степи, любуясь закатом или восходом солнца, казахи воспевали природу, сравнивая ее величие с храбростью и мужеством своих предков. Под мелодичные звуки кобыза слушали они сказания жырау о батырах. Философский смысл многих песен заставляет задуматься о том, что мир быстротечен, все изменяется, поэтому надо постараться наполнить свою жизнь смыслом, счастьем и радостью и жить настоящим.

Обладая феноменальной памятью и даром импровизации, жырау были творцами и хранителями исторической памяти народа. В особо торжественных случаях они могли сутками напролет исполнять свои жыры под аккомпанемент кобыза, рассказывая перед огромной толпой слушателей о прошлом, о великих предках и их славных подвигах. В трагических местах жыры слезы текли из глаз суровых воинов, в забавных местах – смех и одобрительные крики разносились по степи. Но иногда жырау мог играть на кобызе, сохраняя гробовое молчание.

Работа учащихся над постером.

Выслушивание каждой группы с предоставлением 1.5 минуты для его защиты.

4.Взаимооценивание:

Учащиеся оценивают работу других  учащихся, используя «Две звезды и пожелание»

5.Слушание и анализ.

Песня «Балкадиша» и «Маңмаңгер»

Учитель дает прослушать народную песню «Балкадиша» и «Маңмаңгер» может объяснить её  воспитательное и мелодийное значение.

Исполнение: Как подтверждение первого задания

учитель с учащимися исполняет 1 куплет и припев песни «Балқадиша».

Анализ учащимися песни.

6. Работа в группах – дайте  характеристику песне по следующей схеме:

-Чем прекрасно выбранное произведение, чем оно нравится?

-Из каких частей состоит это произведение?

– К инструментальной или вокальной музыке оно относится?

– Какая часть (или все произведение) произвела самое сильное впечатление? Что в ней привлекло: мелодия (какая она), ритм (определите его), сила звука или что-то еще?

– Тема, идея, сюжет – как они выражены в музыке?

-Какие чувства или ассоциации вызывает эта музыка?

– Ради чего написано это произведение, что хотел сообщить, выразить или изобразить автор?

Напишите небольшой рассказ.

 

7.Рефлексия: Что вы ожидали от урока и что получилось?

8. Сочинение и исполнение

Работа в группах

Сочините и исполните движения танца

«Бешбармак».

Представьте, что вы ждёте гостей и хотите угостить их казахским национальным блюдом Бешбармаком, но для этого нам нужно сходить в амбар за мукой:

1. несём муку

2. просеиваем

3. месим тесто

4. убираем

5. раскатываем

б. режим

7. запускаем

8. мешаем

9. приводим себя в порядок

10. пробуем

11. несём гостям.

Подберите музыку казахских композиторов самостоятельно, добавьте в исполнение синхронность мимику, жесты

 

9.Самооценивание:

После задания определяется, выполнили ли учащиеся цель, и оценивают по критериям сами себя.

1. Применяет в речи академическую терминологию;

2. Оценивает свою работу и работу других;

3. Исполняет ли  отрывок из песни.

10.Подведение итогов: Обратная связь от учителя учащимся.

 

 

Аудиозаписьзвучания инструментов
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Здоровье и соблюдение техники безопасности

Рефлексия по уроку

У: Итак, наш урок подошел к концу. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? С каким композитором устного творчества мы познакомились?

Какие музыкальные произведения мы послушали?

А вы любите свою родину?

Любовь к родине начинается с любви к родной земле, к ее природе.

Любите свою родину, прославляйте ее своими талантами, своим творчеством. А домашнее задание будет такое: нарисовать рисунок, посвященный Родине, родной природе.

Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали – Молодцы!

Используемые методы оценивания на уроке:

К = работа со всем классом

Д = демонстрация учителем

Г = групповая работа

И =индивидуальная работа

Ф = поддержка формативного оценивания

Начало урока

– «Угадай музыкальный инструмент»

– Середина урока

Обсуждение

– Взаимооценивание

Итоги урока

– Рефлексия
Здоровье сберегающие технологии.

 

 

Сочините и исполните движения танца

«Бешбармак»

Общая оценка

 

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте, как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?