“Плесень-опасная и удивительная”


Атрощенко Евгений, Илюхина Дарья
ученики 5 класса ГУ « Первомайская средняя школа отдела образования  акимата Мендыкаринского района
Руководитель: Коновалова Екатерина Игоревна, учитель начальных классов

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна

Введение

Плесень – один из самых древних живых организмов на земле.  Она появилась 200 миллионов  лет  назад и научилась выживать в любых условия: в радиации , арктических льдах и открытом космосе. Она спасает жизни и способна убивать.

В быту мы часто сталкиваемся с зеленоватым налетом на несвежих продуктах питания. Что же это за налет, почему заплесневевший хлеб мы считаем непригодным для питания и вместе с тем покупаем сыр в магазине с таким же налетом и считаем его съедобным?

Мы решили продолжить  тему изучения плесени и ее строение.  Потом возник вопрос «Где она может появиться?». Поразмыслив немного, мы  задумались «Почему она портит продукты? Сможем  ли мы вырастить плесень дома? И как предотвратить ее появление?» И поэтому, чтобы найти ответы на эти вопросы, мы  изучили информацию по  данной теме и сделали эксперимент.

Цель: проанализировать и выявить полезные и вредные свойства плесени, определить условия ее размножения

Задачи:

Познакомиться с источниками информации о плесневых грибах.

Определить экспериментальным путем условия развития плесени на продуктах питания.

Выявить отрицательную и положительную роль плесени в жизнедеятельности человека.

Актуальность исследования определяется широким распространением плесени на Земле, и тем, что с каждым годом ее изучения человечество открывает новые свойства и особенности плесневых грибов.  Мы  выбрали  именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеет в нашей жизни плесень и насколько она важна в природе.
Научная новизна исследования.

О вреде продуктов с этим налетом нам рассказали родители и учитель. После этого  возник вопрос:  Что это за налет? При каких условиях он образуется? Почему иногда он опасен, иногда полезен, Мы  решили подробно изучить всё о плесени, провести опыты с некоторыми продуктами питания, вырастить плесень на них и понять: плесень приносит вред или пользу?

Гипотеза:  мы думаем, что плесень это гриб, приносимый человеку только вред

Объект исследования плесень на разных продуктах питания.

Предмет исследования полезные и вредные свойства плесени и условия ее    размножения.
Методы исследования: анализ, опрос, анкетирование, наблюдение, сбор информации из разных источников.

Практическая значимость: на основании проделанной работы  можно составить рекомендации для родителей, учащихся  школы, так и для местного населения

 

Литературный обзор.

1.1 Что такое плесень?

 

Плесень (Mould) – любой многоклеточный волокнистый гриб, который обычно образуется поверх разлагающегося или гниющего вещества.

Источник: “Медицинский словарь”

Из толкового словаря С. И. Ожегова:  «Плесень – образуемые особыми грибками налёты, скопляющиеся в виде расплывчатых пятен на чём-нибудь гниющем, сыром». Плесень — это разновидность микроорганизмов в живой природе. В народе её называют просто — грибок. Это на самом деле и есть микроскопические грибы.

Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и др. предметах. Эти грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.[1]

Плесень (плесневые грибки) – особое царство живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными. В отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают ее, у плесени часто все происходит наоборот. Если органические молекулы слишком велики или их состав очень сложен, плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. Попадая в подходящую среду, спора, при необходимой температуре и уровне влажности, начинает прорастать. Она образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей — мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень также может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля. ( Приложение 3)

Плесень — один из основных участников процессов биокоррозии материалов. На сегодняшний день практически нет материалов, не разрушаемых ею. Даже в космосе и на любых титановых и молибденовых конструкциях она существует. Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Она легко разрушает лакокрасочные покрытия, выкрашивает кирпич, цемент и бетон (пораженная грибком бетонная плита рассыпается буквально за пару лет). [1]

1.2. Виды плесени.

Колонии плесневых грибков имеют различную окраску.  Плесень  может быть серого, желтого, черного, голубого, белого, зеленого и красного цвета. Мукор, пеницилл, аспергилл – являются наиболее часто встречающимися видами плесени. ( Приложение 1)

Мукор (белая плесень) относится к низшим грибам. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта. Гифы, которые имеют вертикальный рост, формируют на своих концах спорангии чёрного цвета, внутри которых развиваются споры.

Два других гриба – пеницилл и аспергилл – относятся к высшим грибам. Оба эти гриба поселяются на субстратах, образуя на них плесневые налёты. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, которые разделены перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от одноклеточной  грибницы  мукора.  ( Приложение 2)

Основное различие между пенициллом и аспергиллом в строении спорангиев.   Разные виды пенициллов и аспергиллов обычно развиваются в виде сизого или зеленого налетов на пищевых продуктах.[2]

1.3. Плесень удивительная.

Плесень может быть разного цвета: черная, бурая, голубая, зеленая, серая, желтая, красная, белая, и др.  ( приложение 1)Плесень размножается невероятно быстро. В обыкновенной хлебной плесени можно различить маленькие черные точки — спорангии, в которых образуются споры. В одном спорангии содержится до 50 000 спор, каждая из которых способна воспроизвести сотни миллионов новых спор всего за несколько дней! А если условия благоприятные, плесень быстро появится на книге, обуви или на упавшем дереве в лесу.  Посетив сайт www.mushroom.pp.ru мы узнали, что впервые чудодейственные свойства пенициллина были обнаружены еще в 1873 году русскими учеными В.А.Манасеиным и А.Г.Полотебновым. Но официальная лечебная история пенициллов ведется с 1928 года, когда профессор А. Флеминг ставил опыты в своей лаборатории над грозной бактерией стафилококком. Спустя 12 лет А. Флемминг вместе с соотечественниками – химиками Х. Флори и Д. Чайном выделили из пеницилла антибиотик и очистили его. [3]

В начале 40 – х годов XX в. советским микробиологам удалось получить отечественный пенициллин. В 1941 г. в одном московском бомбоубежище ученые расставили чашечки с картофелем, смоченным старым раствором медного купороса. Это были ловушки для плесневых грибков. Как только в чашечках появился зеленый пушок, его немедленно отправляли в лабораторию, где профессор З. В. Ермольева и ее помощница Т. И. Березина подвергали посев всесторонним исследованиям. Экспериментаторы работали как одержимые, пока не удалось получить из зеленых кистевиков пенициллин.

Первым пациентом, исцеленным советским пенициллином оказался боец, раненый в грудь осколком снаряда. В полевом госпитале осколок вынули из его груди, однако рваная рана долго не заживала. Микробы стафилококка свирепствовали в крови раненого. Бойца в бессознательном состоянии доставили в Центральный госпиталь, где ввели нужную дозу пенициллина. Рана быстро стала заживать. В первые два месяца, благодаря лечению пенициллином, в Центральном госпитале поправилось более тысяч   фронтовиков.

Прошли годы. В разных городах нашей страны работают предприятия по производству пенициллина, где его получают, выращивая зеленую плесень в огромных чанах. Его используют при лечении таких заболеваний, как воспаление легких, бронхит, гнойные заболевания и многие другие воспалительные процессы.

Огромное количество спор гриба пеницилла  рассеяны по всюду. Главное место его обитания в природе – почва.

С тех пор плесень стали применять для получения различных лекарственных препаратов, например лекарств от мигрени, для лечения болезни Паркинсона и предотвращения образования тромбов. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине». В 1945 году Флеминг и его коллеги Хоуард Флори и Эрнст Чейн удостоились за свой труд Нобелевской премии в области медицины. ( Приложение 11)

А теперь о главном – о невозможности жизни без неё. Плесень вырабатывает нужные нам вещества: ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту. Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир, без дрожжей – хорошего пышного хлеба.[3]

Дрожжи – это микроскопические мелкие грибы, с давних пор применяемые человеком. Дрожжевые клетки имеют форму шариков. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром. При помощи дрожжей производят вина, пиво, хлеб, квасят капусту, солят огурцы, делают колбасы. Некоторые разновидности аспергиллы жёлтой используют для производства лимонной кислоты. Многие плесени используют для получения ферментов, витаминов. Опасные для насекомых плесневые грибы нужны для борьбы с насекомыми-вредителями, например: колорадским жуком, клещами. [ 3]

Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Голубая плесень: известна с очень давних времен. Этот вид – незаменимая составляющая часть мраморных сыров (Рокфор, Горгонзола, Стилтон.).

Белая плесень: этот вид плесени добавляется в сыр в процессе его приготовления для внесения уникальной ноты во вкусовые характеристики. С участием белой плесени появляются такие знаменитые сыры как Камамбер и Бри. Каждую головку сыра, изготовленного из овечьего молока, протыкают длинными иглами насквозь, чтобы в него могли попасть споры плесени.

( Приложение 4)

Особый и очень дорогой деликатес – колбаса с плесенью, которую делают в Италии. Колбаску выдерживают в подвальных помещениях около месяца, после чего она покрывается светло-зеленой плесенью и отправляется на специальную обработку, и уже через три месяца ей можно полакомиться.

( Приложение 5)

Кроме того, плесень применяется в виноделии. В Германии, Франции и Венгрии, благодаря особому  виду грибка, получают самые вкусные и знаменитые виды вина. Ягоды винограда, на которых образовалось нужное количество плесени, используют в производстве элитных десертных вин.  Поэтому в этих странах эту плесень назвали «Благородной» [4].

( Приложение 6)

Вывод:   Благородная плесень используется в фармакологии. Лекарства на основе плесени спасают людей от различных заболеваний. Плесень нужна для приготовления различных продуктов питания.

Таким образом, плесневые грибы в природе и в жизни человека играют как положительную, так и отрицательную роль. Это подтверждается данными в нашей исследовательской работе.

1.4. Плесень опасная.

Об опасных свойствах некоторых видов плесени известно уже давно. В VI веке до н. э. ассирийцы4 использовали древний вид биологического оружия — спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов. В средние века отравление той же самой плесенью, которая иногда появляется на колосьях ржи, вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену. Причем следует помнить, что плесень вызывает различные заболевания, начиная от аллергии и заканчивая тяжелыми формами пневмонии и даже циррозом печени. Во всяком случае, считается, что причиной, казалось бы, необъяснимой смерти людей, вскрывавших гробницы египетских фараонов, является так называемая желтая плесень, выделяющая опасное вещество афлатоксин. Обычно от воздействия плесени страдают люди с заболеваниями дыхательных путей, такими, как астма; аллергики и те, у кого повышенная чувствительность к химическим веществам или ослабленный иммунитет, а также те, кто по роду своей деятельности часто соприкасается с большим количеством плесени, например фермеры. Наиболее уязвимы также маленькие дети и пожилые.[5]

( Приложение12)

Излюбленные места обитания плесени — дома, где неправильно устроены водостоки и плохо изолированы полы. А еще плесень «любит» все деревянное, поскольку пористая древесина легко накапливает воду. Другие  потенциальные места ее обитания — бетон, штукатурка, пластик, резина, тканевая основа линолеума, ковровые покрытия, книги, цветочные горшки. Поэтому бороться с вездесущими мицелиями нужно всеми доступными способами: чаще проветривать комнаты и особенно ванную, проводить уборку, следить, чтобы отопление было достаточно интенсивным. [5]

Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Особенно вредоносное влияние оказывает плесень на деревянные конструкции. Плесень — один из основных участников процессов биокоррозии и биодеградации материалов  (Приложение 3)

Плесень на продуктах образуется в каждом доме. Хозяева часто задаются вопросом, достаточно ли удалить поражённую плесенью часть продукта или же выбросить его полностью. Любые продукты при наличии признаков «плесневелости» употреблять, даже срезав плесень, ни в коем случае нельзя![5]

Вывод: плесень наносит вред не только продуктам, здоровью человека, но и таким прочным материалам как бетон и металл, всему, что нас окружает.

1.5.Борьба с плесенью и защита от нее.

Избавиться от плесневых грибов очень сложно, в первую очередь нужно выяснить, с каким видом гриба имеете дело, как глубоко проникли нити гриба в заражённый им материал и уже только тогда подбирать специальный противогрибковый препарат, а это под силу только специалистам – биологам и экологам. Во-вторых, важно не забывать и о том, что благоприятной средой для развития грибка является, прежде всего, повышенная влажность в помещениях, чего и нужно стараться по возможности избегать, чтобы лишний раз не встретиться с этими удивительными созданиями природы.[6,7]

Основных правил в борьбе с плесенью три:

ü уменьшить влажность внутри жилища,

ü обеспечить хорошую вентиляцию,

ü ликвидировать очаги плесени.

Чтобы защитить пищу от плесени необходимо сделать следующее:

1.Закрывать  готовую пищу пленкой, чтобы защитить ее от спор плесени из воздуха.

2. Выкладывать  скоропортящуюся пищу из открытых консервных банок в чистые контейнеры и немедленно ставить их в холодильник.

3. Не оставлять  скоропортящиеся продукты вне холодильника более, чем на два часа.

4. Хранить остатки пищи не более чем 3-4 дня, чтобы плесень не успела вырасти. [7]

1.6. Интересные факты о плесени.

Ø     В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил нетронутую гробницу. «Спонсор» раскопок лорд Карнарвон и другие участники вскрытия саркофага вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумий жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».

Ø     В 1771 году в Москве началась эпидемия чумы, вызвавшая бунты. На усмирение прибыл Григорий Орлов.  Распорядился Орлов, как издавна повелось во время бед и напастей, бить в набатные колокола. Вскоре эпидемия пошла на спад. Недавно ученые установили, что колокола обладают частотным спектром звучания, который угнетает рост патогенных микробов и повышает иммунитет человека.

Ø     Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

Ø     Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу,     заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

Ø     Плесень совсем не боится радиации. После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.

Ø     С плесенью связано много легенд. Александр Македонский знал о её прожорливости и приказывал пропитывать оливковым маслом деревянные сваи мостов и обшивку кораблей.

Говорят, что косвенными виновниками затопления станции «Мир» стали всё те же грибки. В 80-х г. станцию «Салют-6» оставили пустой на несколько месяцев, забыв там несколько булочек хлеба. Когда следующий экипаж прилетел на станцию, он обнаружил размножившуюся плесень. Справиться с ней полностью не удалось. На станциях «Салют-7» и «Мир» грибки разъедали внутренние пластиковые поверхности, ткань, резину и даже сверхпрочное кварцевое стекло! Потом стало отказывать оборудование. Космонавты грустно шутили, что истинными хозяевами на «Мире» стали не люди, а плесень. В 2001-м станцию затопили. [8]

1.7. Интервью со специалистами.

Для расширения познаний о плесени  мы проконсультировались со специалистами. Врач-терапевт рассказала  нам, что можно лечить людей с помощью лекарства – пенициллин,  и что плесень очень опасна,  она  может быть причиной возникновения тяжёлых заболеваний, таких как: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно – сосудистые нарушения и другие.

Из беседы с учителем  биологии стало известно, что некоторые  растения вырабатывают биологически активные вещества –  фитонциды, которые убивают или подавляют рост и развитие бактерий и микроскопических грибов. Стало очень любопытно, и  мы решили  провести ряд  опытов. ( Приложение 7)

2. Экспериментальная  часть.

2.1. Результаты анкетирования  учащихся.

 

В начале исследования мы провели анкетирование среди учащихся  начальной школы ( Приложение 8)

Цель анкетирования:  Узнать знают ли школьники что такое плесень? И как она появляется?

Мы  задали учащимся  вопросы

1.Что такое плесень?

2.Как вы относитесь к плесени?

3. Где вы встречали  плесень?

4.  Вредна ли плесень для человека?

5. Какой вред для здоровья имеет плесень?

6. Как выглядит плесень?

7. Хотели бы узнать больше о ней?

8. Как вы обычно поступаете, если  обнаружите  на  хлебе  небольшой  кусочек  плесени?

После обработки данных, были получены следующие результаты:

36 %  учащихся  – частично знают о плесени. 57 %  учащихся – думают, что плесень приносит только вред. 7 % учащихся  о  пользе плесени ничего не знают.

2.2. Описание опыта.

Мы решили провести на эксперимент  практике и проверить  полученную  информацию,  чтобы лучше изучить плесень и понять причину ее появления.

 

Эксперимент  1 ( проводил  Атрощенко Евгений)

Наблюдения проводил 1 месяц с 5 января по 5 февраля.

Я взял три мандарина и поместил их в следующие условия:

1.     сухое  прохладное (в холодильнике, в  открытом  состоянии)

2.     сухое тёплое (при комнатной температуре, в открытом состоянии)

3.     тёплое  светлое  (при  комнатной  температуре,  в  закрытом  состоянии)

Результаты  исследования я занес в таблицу.  ( Приложение 9)

 

 

Условия
1-3 день
5-6 день
7-8

день
9-10

день
11-12 день
13-15

день
16-17

день
18-

19

день

25

день
30 день
Мандарин в хо-

лодильнике в открытом состоянии









Кожура потвердела
Мандарин в сухом и теплом месте, при комнатной температуре





Стал

скукоживаться

Появилось

белое пятно плесени
Зеленоватый

Налет плесени
Мандарин на столе в закрытом пакете при  комнатной температуре



Стал

мягк.с

запа-

хом

порченого фрук

та
На мес-

те пят

на обр. вмя

тина, из которой сочился сок
Появил-

ся белый налет

Белый

налет

стал прорастать

голубовато

зеле

ными точка

ми и пупы

рышками
Зеленоватое пятно увелич.
Разраста-

ние плесени
В ходе своего наблюдения я выяснил:

С образцом № 1 ничего не произошло, только к концу месяца кожура

немного стала твёрдой,

Образец № 2 на 13день скукожился. На 25 день появилось

белое пятно плесени . А к концу месяца появился зеленоватый

налёт плесени

У  образца  №  3,  в  закрытом  состоянии уже на  9-й  день  появились

первые признаки испорченного фрукта, стал мягким и с небольшим

запахом (фото 9), на 15 день появился белый налёт, на 18 –й

день  белый  налёт  стал  прорастать  голубовато-зелёными  точками,

пупырышками  на 25 день зеленоватые пятна увеличиваются

на 30-й день плесень стала разрастаться по всему мандарину

Вывод: наблюдение,  подтвердило  наше  предположение:  влажность

воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов,

образец №3 доказывает нам это, он испортился быстрее других образцов.

Следовательно,  чтобы  сохранить  продукты  питания  от  плесени,

необходимо хранить их в сухом и прохладном месте, как образец №1

 

Эксперимент  2 (проводила  Илюхина Дарья)

 

Положила кусочек вареной моркови в одноразовую коробочку и поставила в шкаф с плотно закрытой дверцей.  Наблюдала  за происходящим, результаты записывала в дневник наблюдений и фотографировала.                        Ежедневное наблюдение записано в таблице. ( Приложение 10)

 

дата
результаты наблюдений
1 день

5.01
Начало эксперимента. Кусочки отварной моркови поместил в коробочку и поставил в темное место.
2 день

6.01
Кусочки частично сморщились
3 день

7.01
Появился легкий,  чуть заметный пушок белого цвета, морковь стала липкой
4 день

8.01
Пушок разрастается и увеличивается в размере. Одновременно с этим кусочки уменьшаются в размере – сжимаются и становятся суше. Кусочек моркови рассмотрен под микроскопом
5 день

9.01
Плесень покрыла отдельные части моркови, что видно под микроскопом
6 день

10.01
Морковь уменьшилась в размере, а плесень покрывает свободные части моркови.  Под микроскопом видна плесень
7 день

11.01
Плесень увеличивается, стала сероватой.
8 день

12.01
Плесень покрыла весь кусочек моркови целиком. На плесени появились волоски с капельками прозрачной жидкости на концах. Кусочек моркови рассмотрен под микроскопом.
9 день

13.01
Опыт  прерван.

Через 9 дней наблюдений я смогла сделать первые выводы по своему исследованию:

– плесень появилась и растет – значит это живой организм;

– она выросла в полной темноте, для ее питания не нужен солнечный свет – значит это не растение;

– за 6 дней наблюдения я увидел, что кусочек моркови сморщился и уменьшился в размере – плесень питалась за счет кусочка моркови.    Плесень не заглатывала пищу, как животное, она не может передвигаться – значит это не животное.

– в природе существуют такие живые организмы, как бактерии. Они имеют различную форму – шаровидную, полочковидную, спирали…
Я  рассмотрела  плесень под микроскопом и увидела, что моя плесень напоминает пушок, состоящий из маленьких ниточек – значит   плесень это не бактерии.

– плесень относится к царству грибов,  поскольку маленькие ниточки это грибница, а пушок является телом гриба.

На основе опытов и наблюдений мы пришли к выводам:

 

ü Важным условием развития плесени является влажность, тепло и отсутствие кислорода.

 

ü Отсутствие влаги, низкая температура и кислород являются главным препятствием для развития плесени.

 

ü На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесени.

ü Одни продукты покрываются плесенью быстрее, чем другие.

Плесень всеядна, вездесуща, но страшнее всего то, что она редко бросается в глаза.

В чистой комнате в каждом кубометре воздуха находится примерно до 500 спор грибов. Когда человек дышит, он вместе с воздухом вдыхает и споры грибов. Стоит человеку допустить даже малейшую оплошность, плесень немедленно воспользуется этим, проникнет в наш организм и попытается разрушить его.

Мы обычно относимся к плесени пренебрежительно. Срезаем пораженный участок хлебной корки, снимаем белесую верхнюю пленку с варенья и спокойно съедаем то, что осталось,  даже не подозревая о том, насколько это опасно. Когда вы имеете дело с заплесневелым объектом, не надо его ворошить. Лучше аккуратно закрыть и выбросить. Самое главное не надышаться споровым материалом. Если лишь часть фрукта поражена грибком, это значит, что спорами грибка поражен весь фрукт.

Заключение.

В ходе нашего исследования   мы узнали, что такое плесень, оказалось –  это гриб.

Наша гипотеза, что плесень – это гриб, приносящий только вред человеку, не подтвердилась.   Выполняя эту работу,  мы узнали , что плесень бывает разной. Полезная плесень используется в производстве лекарств, которые помогают человеку справиться с болезнями. Кроме того плесень используется при изготовлении сыра, вин.

С другой стороны, плесень – яд. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьезный вред организму. Также в жилищах, стены или потолки которых покрыты плесенью, находиться и жить опасно для здоровья.

Проделав опыты, мы  поняли, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов.  Самый эффективный способ предотвратить появление плесени — это следить за тем, чтобы внутри помещения было сухо и чисто. Если где-то скопилась влага, необходимо сразу же от нее избавиться. Плесень не будет жить там, где тепло, сухо и чисто. Поэтому пусть в ваших домах всегда будет тепло и уютно.

Мы  научились  находить нужный материал из различных источников, проводить опыты, делать выводы. На классном часе познакомили одноклассников с многоликой плесенью, ее влиянием на жизнь человека. В дальнейшем хотим продолжить работу над этой темой.

И в заключении  хотим  сказать:

Не надо бояться плесени, но  надо  учиться  налаживать  свой  быт  так,  чтобы  поддержать здоровье и экологическое благополучие. Плесень многолика. Является  одновременно  опасной  и  доброй  нашей соседкой!

Список использованной литературы.

1. Большая советская энциклопедия/Под ред. А.М.Прохорова. М.: Просвещение. 1975. Т.20- с.165

2. Дроняев Б.М. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М.: АКТ. 1995. Т.3 – с.43

3. Исмаилова Р.И. Биология. Энциклопедия для детей. М.: АВАНТА + 1995- с.432

4. Рогожкин А.К., Энциклопедический словарь юного натуралиста. М.: Детская литература. 1981- с.25

5. Славкин В.В. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. М.: АКТ. 1995. Т.1- с.150

6. Автор Ю.Н. Касаткина «Астрель». Москва 2006 г.

7. Книга: под редакцией В.Славкина «Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» (Издательство: АСТ. Москва 1995год; Том 1).

8. .Сайт: prodservice.ru

 

Приложение 1

Плесень желтая                                    Плесень черная

 

Плесень бурая                                        Плесень зеленая

 

Плесень красная                                                 Плесень серая

Мукор

 

Приложение 2

Пеницилл
Аспергилл

 

Мукор

 

 

 

Приложение 3

 

рис. 1                                                           рис. 2

 

 

рис 3                                                                 рис 4

 

 

 

рис 5                                                          рис 6

 

Приложение 4

Плесневый сыр « Камамбер»                Плесневый сыр «Бри»

Приложение  5

Итальянская колбаса с благородной плесенью

Приложение 6

Французское вино с плесенью

Приложение 7

Приложение 8   анкетирование

Приложение  9

Образцы

Образец 1

 

мандарин в холодильнике  в открытом состоянии

( 30 день – кожура потвердела)

Образец 2

( В сухом и теплом месте  при комнатной темпиратуре

( 13 день-  стал скукоживаться)

( 25 день – появилось белое пятно плесени)

( 30 день – появился зеленоватый налет плесени)

 

Образец 3

( на столе в закрытом пакете при комнатной температуре)

9-й день, на мандарине появились

первые признаки испорченного фрукта, стал

мягким и с небольшим запахом                                        . 15 день – на мандарине появился                 белый налет

 

18 день – белый налет стал прорастать  голубовато- зелеными точками и пупырышками.

 

25-й день, на мандарине зеленоватые пятна увеличиваются

30-й день, плесень разрастается

по всему мандарину

 

Приложение  10

1 день                                                                    2 день

Кусочки частично сморщились

3 день

Появился пушок белого цвета

4 День.  Рассматриваю плесень под микроскопом

5 день Результаты роста плесени, наблюдаю под микроскопом.

7 день. Фото  плесени под микроскопом.

Приложение 11

«Полезная» плесень

Александр Флеминг (1881 — 1955) — британский бактериолог.

Penicillium notatum                                               Пенициллин (антибиотик)

Приложение 12

В VI веке до н. э. ассирийцы использовали древний вид биологического оружия — спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов.