Преимущество эстетического воспитания на детей дошкольного возраста с целью гармоничного развития личности


Колотушкина Надежда Валерьевна
воспитатель Детский сад «Акжаркын»

Развитие  дошкольного воспитания и обучения в системе образования Республики Казахстан в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности Министерства образования и науки республики Казахстан

Основные вопросы организации дошкольного детства рассмотрены в трудах современных казахстанских учёных, педагогов и практиков. В исследованиях В.Андросовой, Р.К.Аралбаевой, Б.О.Арзанбаевой, А.С.Амировой, Н.И.Храпченковой, Т.И.Иманбекова, Ж.А.Исмаиловой, и т.д. рассмотрены методологические, теоретические и концептуальные основы проблемы содержания дошкольного образования, произведён анализ истории и содержания дошкольного образования, концепций, идей. Практические вопросы организации дошкольного образования и воспитания современного Казахстана отражены в трудах Жумабековой Ф.Н., Нурмухаметовой Ж.Г.

Во время компьютеризации и быстрого роста зависимости от виртуального мира вопрос эстетического воспитания и развития детей становится всё более актуальным. Ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в природе, окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. В настоящее время возросла социальная значимость темы эстетического воспитания, возникла потребность по-новому взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления занятий по эстетическому воспитанию.

Эстетическое развитие прививает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. Эстетическое воспитание связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного. Способность ребёнком воспринимать прекрасное в окружающей действительности – важное условие его духовной и эмоциональной жизни.

Первоначальное восприятие красоты мира ребёнок получает в процессе общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. «…Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры» – слова Фёдора Михайловича Достоевского как нельзя лучше отражают актуальность нашей темы.

Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек, наделенный чувством прекрасного, стремиться жить по законам красоты. Кто отдаляется от природы, тот лишается не только многих знаний, но и ощущений прекрасного, наполняющих жизнь счастьем [2,50].

Многие выдающиеся личности прошлого и современности обращались к вопросам эстетического воспитания и воспитания посредством природы в своих трудах. Среди педагогов совершивших прорыв в области развития личности мы можем назвать В.А. Сухомлинского, именно он говорил о том, что мир, который окружает ребёнка, это мир природы с её безграничным богатством явлений, с её  неисчерпаемой красотой [5,56].

«Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком». По мнению Абая Кунанбаева,  в процессе обучения должны участвовать все органы чувств, так как живое созерцание предметов, явлений окружающей действительности позволяет конкретно воспринимать их свойства и признаки, вычленять их существенные стороны, связи, отношения, лучше усваивать

Мыслитель считает, что важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге науки. Самые азы образования должны начаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств.

Предпосылками эстетического развития ребёнка становится современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, и самое главное – окружающая природа. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

Эстетическая воспитанность нами понимается как сложное психическое явление, которое объединяет в себе как познавательные, так и эмоциональные процессы психики, которые ребёнок может проявить. Психологи (Л. С. Выготский, В. В. Зеньковский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.) отмечают: раннее зарождение у детей эстетического восприятия возможно[12,76].

Развитие детей дошкольного возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.

Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. «Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.  Радость труда – красота бытия»– говорил В.А. Сухомлинский.

На современном этапе развития дошкольного образования многие исследователи (В. В. Алексеева, С. Ю. Бубнова, Б. П. Юсов и др.) рассматривают эстетическое воспитание как процесс совместной деятельности педагога и воспитанников, когда, приобщая детей к культурным ценностям, особое внимание взрослый уделяет эстетическому воспитанию, в центре которого личность ребёнка, личность, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного становления .

Становление эстетически развитой личности – процесс длительный. Под эстетически развитой личностью мы понимаем личность, способную воспринимать и оценивать явления в жизни, природе, искусстве именно с позиций эстетического эталона.

Невозможно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения в помощники воспитателю природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего».

Природа – это один из самых значимых факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств и вкусов, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.  Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа – источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники – всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же, расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы: тёмные тучи, яркие звёзды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, сверкание снега; отмечать и сопоставлять формы цветов и листьев. С этой целью важно проводить сезонные экскурсии, во время которых учить воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра, шелест листьев, звон капели, пение птиц, замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов и т. п.).

Знания о природных явлениях, полученных на прогулках, экскурсиях, углубляются и дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить и эмоционально принять рассказ или стихотворение. Слушая о наблюдаемых в природе явлениях, он сопоставляет действительность и художественный образ, что позволяет ему ярче чувствовать красоту природных явлений. [40,31].

Природа всегда была и остаётся отличным воспитателем во всех аспектах: интерес к истории родного края, народа, к событиям недавнего прошлого, настоящего, к родной природе, всё это взаимосвязано с природой и её содержанием, всё это формируют желание больше узнать о природе своего края и беречь ее, о природном разнообразии республики.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают биографии многих ученых-естествоиспытателей (К.А.Тимирязева, И. В. Мичурина), писателей, художников и композиторов (А. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского и др.).

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение. В основе формирования у детей элементов материалистического миропонимания лежит накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий явлений природы. Объекты природы живой и неживой, дают воспитателю возможность организовать интересную и полезную деятельность детей. Со свойствами и качествами объектов и явлений природы дети знакомятся в процессе наблюдений, экскурсий, игр и труда в природе, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность.[80,73].

От того, насколько развита эстетика восприятия природных объектов, умение видеть и переживать красоту природы зависит и бережное отношение к природе.

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Общение с природой должно занять ведущее место в общей системе воспитания.

 

Список использованной литературы

 

1. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз» (от 5 до 6 лет). – Астана, 2010.

2.Нурмухаметова Ж.Г. Вопросы организации дошкольного воспитания и

обучения и предшкольной подготовки. Центр «Дошкольное детство».2008.
3. Обухова С.Н. Дошкольный возраст: становление эстетически развитой личности средствами регионального искусства // Дошкольное воспитание. – 2010- № 6.- С. 50
4.Экологическое и эстетическое воспитание детей / Под редакцией Л.П. Песко – М., 1984 .56с.

5.Л.П. Модели эстетико-экологического образования и воспитания / Л.П. Печко .- : М. 2006. 36с.

6. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» – М.: Просвещение  2000 . -71с.

7. Домогацкая, И. Е. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет / И. Е. Домогацкая. – Москва: Классика-XXI, 2004. – 75 с.