Эффективность использования методики Зайцева в работе с детьми дошкольного возраста


 Галай Тамара Николаевна
воспитатель Детский сад «Акжаркын»

 

В настоящее время существует большое количество методик по обучению детей чтению. Из всего многообразия методик по эффективному скоростному обучению детей дошкольного возраста грамоте наш выбор остановился на методике Н.А.Зайцева, т.к. обучение по которой является здоровье сберегающим, способствует профилактике нарушений зрения и осанки. Это достигается благодаря тому, что весь процесс обучения осуществляется в активной игровой форме. Благодаря красочному дидактическому материалу ребенок погружается в разнообразный мир складов и слов, способствующих быстрому запоминанию. Обучение чтению детей по методике Зайцева Н.А. является опорой на все виды чувствительности (слух, зрение, осязание), через задания развиваются у детей зрительно – слуховые, тактильные, прослеживающие системные связи.

С учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста мы составили дифференцированный перспективный план работы для сильной и слабой подгруппы. Перспективней план носит дифференцированный характер, т.к. составной часть. Его является индивидуальный подход к каждому ребенку. Разрабатывалась тематика индивидуальной работы, периодичность, последовательность и объём с учётом интереса и потребностей ребёнка, переход от простого к сложному. Многолетний опыт работы показывает, что методика Зайцева Н.А. хорошо вписывается в жизнь детского сада, помогает значительно разнообразить процесс обучения детей чтению. Каждое задание вызывает у детей эмоциональный подъём, желание познать новое. [2,50]

Параллельно с этим методика Зайцева Н.А. помогает нам лучше оценивать способности и знания детей, понимать их, побуждает нас искать новые подходы и методы обучения. Игровая среда позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, а доступные приёмы позволяют с лёгкостью справиться с заданиями любого уровня. Занятия проводим как индивидуально, так и по подгруппам. Первые занятия строились на заинтересованности детей, а в дальнейшим система смены заданий менялась от степени усложнения. Благодаря используемым нами разнообразных приёмов обучения проходило в интересном режиме, а различные звуковые эффекты не только вызывали эмоциональный подъём, но и позволяли снять напряжение. Например, пропевание «Алфавитных песенок» может проходить по- разному: то сверху вниз, то снизу вверх, то по парам; то тихо и громко, то медленно и быстро. В методике Зайцева Н.А. педагогу отводится немаловажная роль. Подготавливая детей к чтению через складовые картинки, мы представляем для них информационный материал в виде дидактического пособия. Опыт нашей работы со складовыми карточками показывает, как быстро дети привыкают охватывать глазами слово целиком и запоминать его. Складовые карточки мы используем как с целью изучения новых слов, закрепления или повторения, так и для контроля знаний детей. [5,56].

Методика Зайцева Н.А. не похожа на другие методики обучения детей грамоте, занятия интересны не только детям, но и педагогу, потому что после непродолжительного цикла занятий дети нередко демонстрируют великолепные результаты: легко выкладывают с помощью кубиков слова и читают их! За счёт небольшой продолжительности

( 10-15 минут) у детей сохраняется достаточно устойчивый интерес и работоспособность на протяжении всего занятия. Для повышения мотивации во время обучения детей чтению мы применяем различные подходы при знакомстве с новыми понятиями и терминами. Рекомендации автора «Кубиков»: « Не начинайте с терминов Всякий термин – условность, абстракция, обобщение» полностью находит оправдание.  Мы убедились в том, чтобы научить ребёнка читать (а мы уже говорили, что это может произойти за несколько занятий), ни схемы слова, ни звуковой анализ слов в том виде, в котором он существует в традиционных методиках, совершенно не нужны, как и связанная с ними терминология.

За одно занятие дети «пишут» десятки слов: кубиками, указками, по таблицам, мелом на доске, фломастерами на бумаге. Появляется именно та «страсть к письму», которая владела учениками М. Монтессори. Высокой мотивации обучения можно добиться только через тщательно продуманную структуру каждого занятия. Обучая детей чтению. По данной методике, мы подбираем наиболее эффективные формы и методы работы. Например игры- путешествия. «Полёт на луну», «Страна Переветрундия» и т.д. Мы используем игры, предлагаемые Николаем Александровичем, а также придумываем множество новых игр, которые появляются каждый день. Часто новые темы подсказывают сами дети. Наблюдения показывают, что трёх- четырёхлетним детям гораздо легче научиться читать с помощью «кубиков», чем шестилетним детям. Маленькие дети обучаются без напряжения, играючи, а у старших дошколят этот процесс чаще всего протекает под принуждением взрослых. [12,76].

Использование методики Н.А. Зайцева  в процессе обучения чтению детей младшего дошкольного возраста позволило за короткий промежуток времени добиться следующих результатов:

– к концу учебного года 95%  детей освоили навыки чтения;

– дети поняли, что учиться читать совсем не трудно, а наоборот, весело и интересно;

– стали испытывать чувство гордости и радости при овладении навыком чтения;

– у детей сформировано умение фантазировать, превращая грустное в смешное и наоборот;

-анкетирование родителей показало, что они остались довольны итогом – их дети без особого труда овладели навыком чтения.

 

Список использованной литературы

1.Зайцев Н.А. «Кубики Зайцева» С Петребург,2004

2. Ахмылова Н.В. «Учимся читать с удовольствием» Москва 2006

3.Н. А. Зайцев. Русский для всех. – СПб., 2000.