Методика подготовки к интегрированной деятельности


Шарифзнова Ольга Владимировна 
воспитатель Детский сад «Акжаркын»

Интеграция – восстановление, восполнение, обьединение частей в целое.

Важными работами по рассмотрению интегрированных занятий являются работы: Л.И. Болашовой, М.Н. Берулавы, Г.Ф.Гегеля, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.В. Теремова и др.

Вопросом об активации познавательной деятельности детей задавались еще с 70-х годов. Ребёнок не воспринимал  целостно учебный материал. Это говорит о том, что нужно было искать новые методы в обучении детей. Таким методом является интегрированный подход в образовании и обучении детей дошкольного возраста.

В данное время в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий. Но не всегда эти занятия и их количество полезно и необходимы ребёнку, так как чаще всего содержат отрывочные сведения из разных областей науки. Ребёнок не усваивает эти знания, так как они не актуализируются в его жизни  [105-109.].

При использовании интегрированных занятий педагог может включать различные виды деятельности (музыка и математика; обучение грамоте и математика; ознакомление с окружающим миром и рисование; естествознание и художественная литература) и сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность.

Интегрированные занятия дают ребёнку намного шире и ярче представления о мире, в котором он живёт, взаимосвязи предметов и явлений в нашем мире. Основной акцент упирается больше на развитие образного мышления, творческой активности. Такие занятия дают педагогу возможность использовать все разделы программы, привлекать сведения из различных областей науки, искусства, культуры.

Как показывает анализ педагогической литературы, интеграция находит своё отражение в содержании образования и определяет подход к отбору учебного материала таким образом, чтобы знания и умения , полученные при изучении одной или нескольких областей, являлись базой для усвоения и закрепления других при их изучении.

Актуальность интеграции состоит в том, что происходит дифференциация  возможностей педагога в подходах к построению оптимальной модели воспитательно – образовательного процесса.

Задачами являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества обучения; формирование личности ребёнка; повышение профессиональных качеств педагога.

Важным принципом при планировании интегрированного занятия является соотношение знакомого и нового материала. При имеющихся хорошо усвоенных умениях и знаниях, быстрее строятся ассоциации, которые подводят ребёнка к решению проблемной ситуации из собственного опыта [162 с.].

При подготовке и проведении интегрированного занятия необходимо провести следующие действия:

– определить область знаний, которые будут способствовать созданию у ребёнка целостного представления об изучаемом объекте;

– отобрать из этих такое содержание,  которое наиболее важно для интеграции;

– учитывать программные требования и возраст детей;

– выявить основной принцип построения занятий и распределить задачи;

– продумать развивающие задачи;

– использовать в занятии разнообразные виды деятельности ;

– учитывать особенности каждого ребёнка (мышление, речь и т.д);

– использовать большое количество наглядного и раздаточного материала;

– использовать методы и приёмы продуктивного характера;

– учитывать личностно – ориентированный подход в процессе построения и проведения занятия;

– соблюдать временные рамки деятельности;

– систематичность и доступность материала;

– чёткость и компактность материала;

– на каждом этапе деятельности.

Самое главное при проведении интегрированных занятий, это объединение целей, которые определяют гармоничное развитие личности дошкольника. При организации воспитательно – образовательного процесса учитывается единство воспитательных, развивающих, обучающих задач, при этом все цели и задачи разрешаются, избегая перегрузки детей. Так же интеграция даёт возможность самореализоваться и самовыразиться педагогу.   [206 с].

В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.

Интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально-дифференцированной подход к детям.

 

 

Список использованной литературы

 

1..Белая, К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] // Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.

2.Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования : М., 1993.-162 с.

3.Доронова, Т.Н. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6—7 лет в детском саду [текст]: М., 1997.-206 с.