«Воспитание бережного отношения к природе»
Мельникова Татьяна Васильевна
воспитатель КГУ «Детский дом №1» г.Акколь
Природа окружающая человека оказывает огромное влияние на формирование его
На первых этапах развития общества когда человек находился в непосредственной связи с природой
она определяла характер быта и культуры людей. И уже здесь проработав много лет в дошкольной организации мне представляется возможным проследить не только приннципиалльную постановку вопроса об эстетическом и нравственном
воспитании детей в связи с природой но и развитие и совершенствование содержания методов и приемов этой работы. На основе изучения теории и практики интересующего
нас вопроса о влиянии общения ребёнка с природой на его эстетическое и нравственное воспитание я пришла к следующим выводам
1.На всём протяжении развития дошкольного воспитания ознакомление детей с природой несмотря на некоторые
отклонения и ошибки рассматривалось как одно из средств их всестороннего развития.
2.Принципы наглядности и активности положенные в основу ознакомления с природой определили ведущее значение в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдения и труд детей в природе как основные методы.
3.Несмотря на накопленный многолетний
положительный опыт эстетического и нравственного воспитания в процессе общения их с природой нет еще достаточной связи и единства .
4.Мало разработаны приёмы руководства восприятием детьми красоты природы побуждающие их к активной деятельности и приёмы руководства трудом ребёнка направленные на моральное и эстетическое воспитание в результате чего в практике имеются недочёты и ошибки .
5.Наиболее существенной ошибкой я считаю следующее
проводя занятия по ознакомлению детей с природой руководя их трудом в природе
воспитатели зачастую основное внимание уделяют познавательной стороне получению практических результатов и не ставят своей задачей использовать природу для и нравственного воспитания.
Проанализировав все эти выводы в своей практической деятельности в течении всего прошедшего года я старалась искоренять все недостатки сказанные выше .
В связи со сказанным мне представляется целесообразным экспериментальное исследование по проблеме Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Свою работу начала с постановки эксперимента по воспитанию деятельной любви к природе Правильное решение этого вопроса возможно только на основе органической связи и единства эстетического и морального воспитания
Для правильной постановки эксперимента постаралась всесторонне изучить вопрос о восприятии ребёнком красоты природы и её воздействии- только когда ребёнок будет эстетически воспринимать природу – он будет бережно к ней относится
В практике работы я столкнулась со следующей проблемой:
Нет специальных психологических и педагогических исследований и сколько – нибудь систематизированного теоретического и практического материала о развитии у детей чувства красоты природы о её моральном воздействии на ребёнка Однако данные дошкольной педагогики и детской психологии отдельные исследования
об эстетическом восприятии и развитии художественного вкуса у детей опыт лучших воспитателей а так же личные наблюдения дают возможность сделать некоторые выводы которые необходимо учитывать при постановке эксперимента Изучая и анализируя эти данные я попыталась ответить на следующие вопросы
1.Замечают ли дошкольники красивое в природе, в чём они его видят?
2.Как реагируют на красоту природы?
3.Как влияет красота природы на их поведение?
Исследования показывают что дети очень рано замечают красоту в природе и тянутся к ней эмоционально выражая свои чувства
Воспитание деятельной любви к природе -процесс длительный В дошкольном возрасте он только начинается .
Однако уже и в этом возрасте, при правильном воспитании любовь к природе может проявится не только любованием ею но и в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений, и уходу за животными.
Для проведения эксперимента я поставила перед собой две задачи
1.Разработать методы и приёмы воспитания деятельной любви к природе у детей дошкольного возраста 2.Показать развитие этого чувства под влиянием воспитательной работы.
Поскольку воспитание деятельной любви к природе опирается на эмоционально действенную основу, в своей работе с детьми стараюсь применять такие методы и приёмы, которые эмоционально захватывают ребёнка и в тоже время побуждают его к практическому выражению своих эмоций
Самым приемлемым в этой работе в любое время года является уголок природы
На протяжении всего времени я стараюсь привлекать внимание детей к уголку природы. При помощи различных заинтересовывающих моментов вызываю у детей желание принимать участие в посильном общественно полезном труде.
Заинтересовываю работой по выращиванию растений, в частности – лука, в пересадке комнатных растений.
Учу элементарным приёмам этой работы, воспитываю бережное отношение как к живой так и к не живой природе .
Постоянно подвожу к пониманию результата и значения их труда – выращенный лук срезали к обеду для всех детей, взрыхлили землю в горшках – растения лучше растут , очистили листья растений от пыли – будет чище воздух в комнате и.т.д.
При планировании общественно полезного труда я предлагаю использовать следующие приёмы:
1.Вызывать желание трудится выдвигая перед ребёнком доступную и интересную цель, направленную на заботу о живых существах.
2.На основе наглядного показа результатов труда и их использования, подводить к пониманию цели и желанию выполнить её.
3.Обеспечить результативность детского труда обучая их не сложным приемам через показ, сопровождением, объяснением и последующим практическим упражнением.
4.Поддерживать бодрую радостную атмосферу во время работы , сочетая с личным примером в труде , помощью , поощрением ,похвалой
5.Вызывать удовлетворение проделанной работой подводя итог
по её окончании .
6.Объяснением , показом ,личным примером , стимулировать их дальнейшую трудовую деятельность направленную на достижение поставленной цели ( напр уход за посаженными растениями ).
Таким образом применяемые мною приёмы оправдали себя . Ценно и то , что дети стали замечать красивое вокруг себя в сочетании с окружающей обстановкой .
Это говорит о более глубоком и разностороннем восприятии ими красоты природы
Во время ежедневных проулок я так же продолжаю работу по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе ,
Чтобы было удобнее работать и ничего не упустить сделала картотеку прогулок по всем сезонам .
К каждому наблюдению за объектом или природным явлением подобрала художественное слово , в каждую прогулку включила труд .
В процессе ежедневной работы с детьми я установила такой факт , что ребята к животным относятся более бережно чем к растениям . Одна из причин этого заключается скорее всего в том что животных легче чем растения идентифицировать с собой ,
наделяя их разумом и переживаниями сходными со своими собственными , это говорит о том что ребята ещё недостаточно хорошо знают растения , их потребности и особенности развития .
Для того чтобы сформировать у детей представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий , стала проводить многоразовые наблюдения за одним и тем же объектом но с разным содержанием на протяжении нескольких месяцев , в результате чего у детей была возможность проследить весь цикл развития растений от появления первых листочков до увядания в конце лета или осенью . Дети научились замечать какие растения появляются первыми , какие быстро отцветают , какие цветут всё лето ,например ромашку появившуюся весной можно встретить в конце лета и даже в начале осени , а сон траву или первоцвет только в начале весны.
Во время наблюдения за растением я учу выделять его части, корни, ствол, ветви, листья, плоды, у дерева и корни, стебель, листья, бутон, цветок семена или плод, у травянистых растений, провожу сравнения, чем похожи и отличаются растения.
Чтобы детям было легче понять, что растения живые провожу беседы с логическими рассуждениями , например ;
Что нужно человеку для жизни?
-воздух, вода , еда ,тепло ,
-Что движется по сосудам – венам в человеческом организме и -помогает человеку жить?
-Кровь
– У растений вместо крови сок который движется от корней в верх
По стволу или стеблю растения , для жизни растения тоже нужно питание которое они берут из земли , нужны вода , тепло , и солнечный свет . Этим наши организмы похожи .После таких бесед я обратила внимание что дети перестали без надобности срывать цветы , листья , ломать ветки , и что было самым приятным стали сами делать замечания новеньким детям , говоря что растению больно , оно плачет , стали сами проявлять инициативу в сборе мусора – чтоб в лесу и на полянке было чисто и красиво *
В начале зимы во время одной из прогулок вывешиваю на дерево кормушку, помогаю детям понять необходимость
ежедневной подкормки птиц в зимнее время так как корм трудно найти и многие птицы могут погибнуть не дожив до весны .
Дети сами проявляют инициативу собирают крошки, кусочки хлеба, просят принести сало для синичек и зерно для голубей, перед каждой прогулкой спрашивают, пойдём ли кормить птиц?
Все наблюдения непосредственно в природе закрепляю при помощи дидактических игр «Кто где живет?», «Что где растет?», «С какого дерева листок?», «Кто лишний?», «Назови детеныша…» и т.д. В этих играх ребята закрепляют полученные знания.
В октябре провела развлечение «Осенние сказки». В котором при помощи стихотворений и инсценировок подвела детей к необходимости бережного отношения к природе. Во время осенних каникул. Организовала конкурс лучшую поделку из природного материала в котором все дети приняли активное участие, каждый ребенок показали свою поделку, и рассказал о ней.
В ноябре провела открытое занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Птицы наши друзья» в котором наглядно отразила существование причинно- следственных связей в природе, помогла детям сделать самостоятельные выводы: почему мы называем птиц нашими друзьями и как к ним нужно относится. Предложила зарисовать действия, которые не допустимы в лесу.
В процессе руководства трудом детей, направленном на осуществление проявления деятельной любви к природе особое внимание уделяю воспитанию положительных чувств:
а).жалости и сочувствия к слабым и беззащитным живым существам;
б). желанию и готовности заботится о них и своим трудом создавать необходимые условия для их жизни и полноценного развития.
Бережное отношение к природе осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей заботы о людях, наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником радости .