«Воспитание бережного отношения к природе»


Мельникова Татьяна Васильевна
воспитатель КГУ «Детский дом №1» г.Акколь

Природа окружающая человека оказывает огромное влияние на формирование его

 

На  первых  этапах  развития  общества  когда  человек  находился  в  непосредственной  связи  с  природой

она  определяла  характер  быта и  культуры  людей.  И  уже  здесь  проработав много  лет  в  дошкольной  организации  мне представляется возможным  проследить  не только приннципиалльную постановку  вопроса  об  эстетическом и нравственном

воспитании детей в связи с природой  но и развитие и совершенствование содержания методов и приемов этой работы. На основе  изучения  теории и практики интересующего

нас вопроса о влиянии общения ребёнка с природой    на        его эстетическое  и нравственное воспитание  я пришла к следующим  выводам

1.На всём  протяжении развития дошкольного воспитания ознакомление  детей с природой несмотря  на некоторые

отклонения и ошибки рассматривалось как одно из средств их всестороннего развития.

2.Принципы  наглядности и активности положенные в основу ознакомления  с   природой определили ведущее значение в решении задач эстетического и нравственного воспитания и выдвинули наблюдения и труд детей в природе как основные методы.

3.Несмотря на накопленный  многолетний

положительный опыт эстетического и нравственного воспитания в процессе общения их с природой  нет еще достаточной связи и единства .

4.Мало разработаны  приёмы руководства восприятием детьми красоты  природы побуждающие их к активной деятельности и приёмы руководства трудом ребёнка направленные на моральное и эстетическое воспитание в результате чего в практике имеются недочёты и ошибки .

5.Наиболее существенной ошибкой я считаю  следующее

проводя занятия по ознакомлению детей с природой  руководя их трудом в природе

воспитатели зачастую основное внимание     уделяют познавательной стороне  получению практических результатов  и   не ставят своей задачей использовать природу для  и нравственного воспитания.

 

Проанализировав все эти выводы в своей практической деятельности в течении всего прошедшего года я старалась искоренять все недостатки сказанные выше .

 

В связи со сказанным мне представляется целесообразным  экспериментальное исследование по проблеме Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей.

 

Свою работу начала с постановки эксперимента по воспитанию деятельной  любви к природе  Правильное решение этого вопроса возможно только на основе органической связи и единства эстетического и морального воспитания

Для правильной постановки эксперимента постаралась всесторонне  изучить вопрос  о восприятии ребёнком красоты природы и её воздействии- только когда ребёнок будет эстетически воспринимать природу – он будет бережно к  ней относится

В практике работы я столкнулась со следующей проблемой:

Нет специальных психологических и педагогических исследований и сколько – нибудь  систематизированного  теоретического и практического  материала о развитии у детей чувства красоты природы о её моральном воздействии на ребёнка  Однако данные дошкольной педагогики и детской психологии   отдельные исследования

об эстетическом восприятии и развитии художественного вкуса у детей опыт лучших воспитателей  а так же личные наблюдения  дают возможность сделать некоторые выводы которые необходимо учитывать при постановке эксперимента   Изучая и анализируя эти данные  я попыталась ответить на следующие вопросы

1.Замечают ли дошкольники красивое в природе, в чём они его видят?

2.Как реагируют на красоту природы?

3.Как влияет красота природы на их поведение?

 

Исследования показывают что дети очень рано замечают красоту в природе и тянутся к ней эмоционально выражая свои чувства

 

Воспитание деятельной любви к природе -процесс длительный  В дошкольном возрасте он только начинается .

Однако уже и в этом возрасте, при правильном воспитании любовь к природе  может проявится не только любованием ею но и  в доступной детям деятельности по охране природы, выращиванию растений,   и уходу за животными.

 

Для проведения эксперимента я поставила перед собой две задачи

1.Разработать методы и приёмы воспитания деятельной любви к природе у детей дошкольного возраста 2.Показать развитие этого чувства под влиянием воспитательной работы.

Поскольку воспитание деятельной любви к природе опирается на эмоционально действенную основу, в своей работе с детьми стараюсь применять такие методы и приёмы, которые эмоционально захватывают ребёнка и в тоже время побуждают его к практическому выражению своих эмоций

Самым приемлемым в этой работе в любое время года является уголок природы

На протяжении всего времени я стараюсь привлекать внимание детей к уголку природы. При помощи различных заинтересовывающих  моментов вызываю у детей желание принимать участие в посильном  общественно полезном труде.

Заинтересовываю  работой по выращиванию  растений, в частности – лука, в пересадке комнатных растений.

Учу элементарным приёмам этой работы, воспитываю  бережное отношение  как к живой так и к  не живой природе .

Постоянно подвожу к пониманию результата и  значения их труда – выращенный лук срезали к обеду для всех детей, взрыхлили землю в горшках – растения лучше растут , очистили листья растений от пыли – будет чище воздух в комнате и.т.д.

При планировании  общественно полезного труда я предлагаю использовать следующие приёмы:

1.Вызывать желание трудится выдвигая перед ребёнком  доступную и интересную цель, направленную на заботу о живых существах.

2.На основе наглядного  показа результатов труда и их использования, подводить  к пониманию цели и желанию выполнить  её.

3.Обеспечить результативность детского труда обучая их не сложным приемам  через показ, сопровождением, объяснением и последующим практическим упражнением.

4.Поддерживать бодрую радостную атмосферу во время работы , сочетая с личным  примером в труде , помощью , поощрением ,похвалой

5.Вызывать удовлетворение проделанной работой подводя итог

по её окончании .

6.Объяснением , показом ,личным примером , стимулировать их дальнейшую трудовую деятельность направленную на достижение поставленной цели ( напр уход за посаженными растениями ).

Таким образом применяемые мною приёмы оправдали себя . Ценно и то , что дети стали замечать красивое вокруг себя в сочетании с окружающей обстановкой .

Это говорит о более глубоком и разностороннем восприятии ими  красоты природы

Во время ежедневных проулок я так же продолжаю работу по воспитанию у детей любви  и бережного отношения к природе ,

Чтобы было удобнее работать  и ничего не упустить сделала картотеку прогулок по всем сезонам .

К каждому наблюдению за объектом или природным явлением подобрала художественное слово , в каждую прогулку включила труд .

В  процессе ежедневной работы с детьми  я установила такой факт , что ребята к животным относятся  более бережно чем к растениям . Одна из причин этого заключается скорее всего в том что животных легче чем растения идентифицировать с собой  ,

наделяя их разумом и переживаниями  сходными со своими собственными , это говорит о том что ребята ещё недостаточно хорошо знают растения , их потребности и особенности  развития .

Для того чтобы сформировать у детей представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий , стала проводить многоразовые наблюдения  за одним и тем же объектом  но с разным содержанием на протяжении нескольких месяцев , в результате чего у детей была возможность проследить весь цикл развития растений  от появления первых листочков  до увядания в конце лета или осенью . Дети научились замечать какие  растения появляются первыми , какие быстро отцветают , какие цветут всё лето ,например ромашку появившуюся весной можно встретить в конце лета и даже в начале осени  , а сон траву или  первоцвет только в начале весны.

Во время наблюдения за растением я учу выделять его  части, корни, ствол, ветви, листья, плоды, у дерева и корни, стебель, листья, бутон, цветок семена или плод, у травянистых растений, провожу сравнения, чем похожи и отличаются растения.

Чтобы детям было легче понять, что растения живые провожу беседы с логическими рассуждениями , например ;

Что нужно человеку для жизни?

-воздух, вода , еда ,тепло ,

-Что движется по сосудам – венам в человеческом организме и -помогает человеку жить?

-Кровь

– У растений вместо крови сок который движется от корней   в верх

По стволу или стеблю растения , для жизни растения тоже нужно питание которое они берут из земли , нужны вода , тепло , и солнечный свет . Этим  наши организмы похожи .После таких бесед я обратила внимание что дети перестали без надобности срывать цветы  , листья , ломать ветки , и что было самым приятным  стали сами делать замечания новеньким детям , говоря что растению больно , оно плачет , стали сами проявлять инициативу в сборе мусора – чтоб в лесу и на полянке было чисто и красиво  *

В начале зимы   во время  одной из прогулок  вывешиваю на дерево кормушку, помогаю детям понять  необходимость

ежедневной подкормки птиц в зимнее время так как корм трудно найти и многие птицы могут погибнуть не дожив до весны .

Дети сами  проявляют инициативу собирают крошки, кусочки хлеба, просят принести сало для синичек и зерно для голубей, перед  каждой прогулкой  спрашивают, пойдём ли кормить птиц?

Все наблюдения непосредственно в природе закрепляю при помощи дидактических игр «Кто где живет?», «Что где растет?», «С какого дерева листок?», «Кто лишний?», «Назови детеныша…» и т.д. В этих играх ребята закрепляют полученные знания.

В октябре провела развлечение «Осенние сказки». В котором при помощи стихотворений и инсценировок подвела детей к необходимости бережного отношения к природе. Во время осенних каникул. Организовала конкурс лучшую поделку из природного материала в котором все дети приняли активное участие, каждый ребенок показали свою поделку, и рассказал о ней.

В ноябре провела открытое занятие по ознакомлению с окружающим на тему «Птицы наши друзья» в котором наглядно отразила существование причинно- следственных связей в природе, помогла детям сделать самостоятельные выводы: почему мы называем птиц нашими друзьями и как  к ним нужно относится. Предложила зарисовать действия, которые не допустимы в лесу.

В процессе руководства трудом детей, направленном на осуществление проявления деятельной любви к природе особое внимание уделяю воспитанию положительных чувств:

а).жалости и сочувствия к слабым и беззащитным живым существам;

б). желанию и готовности  заботится о них  и своим трудом  создавать необходимые условия для их жизни и полноценного развития.

Бережное отношение к природе  осуществляемое через труд, возможно и необходимо связывать с воспитанием у детей  заботы о людях,  наглядно показывая им, что природа является источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и  источником  радости .