Открытый урок по познанию мира в 3 классе «Нервная система»


Жарасбекова Динара Танаткановна
учитель начальных классов ГУ «Средняя школа № 4 отдела образования акимата города Костанай»

Урок познания мира по теме «Нервная система и ее функции» в третьем классе построен на основе конструктивисткой теории  с интеграцией 7 модулей программы. Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями детей.  Урок построен таким образом, что на протяжении всего образовательного процесса  учащиеся проявляют самостоятельность в изучении темы, ведут исследовательскую деятельность, учатся мыслить, анализировать и синтезировать материал, оформлять его в виде опорных схем. Для наглядного демонстрирования процесса происходящего в организме человека подобран видеоматериал «Нервная система человека».

На данном уроке предусмотрена работа с детьми испытывающими трудности в обучении, создана ситуация успеха.

 

Тема: Нервная система и ее функции.

Цель: Знать строение нервной системы и ее функции

Задачи:

Образовательная: Дать знания о значении нервной системы, ее органах, функциях, гигиене; о том, что все функ­ции организма напрямую связаны с работой нервной системы.

Развивающая: Развивать внимание, память, мышление, речь, умение работать со схемами и таблицами;

Воспитательная: способствовать формирование положительной мотивации к предмету; умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.

Базовые знания   Нервная система, ее функции, органы восприятия; роль нервной системы во взаимоотношении человека со средой; понятия об органах восприятия.

Оборудование: кроссворд, схема «пищеварительная система», учебник, предметы для эксперимента, схемы для заполнения, листы оценивании, сигнальные карточки, видеоролик «Нервная система человека»

Этап урока

Модули.
МО
Содержание образовательного процесса
ФО

ПД
Организационный момент.

Новые подходы в обучении.
сл.

« Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех».

Генри Форд

Правила работы в группе. На уроке работают 6 групп.
ФР.
Проверка домашнего задания.

Новые подходы в обучении.

ОдО.

Обучение талантливых и одаренных.
Ч-П. 10 мин.
3 группы разгадывают кроссворд. Приложение № 1

Взаимопроверка. Ключ на слайде.

3 группы подписывают органы пищеварения. Приложение № 2

Рассказывают о функциях каждого органа.

Создание ситуации успеха для детей категории С.

Распределить продукты на 2 группы. Продукты растительного происхождения и животного происхождения. Приложение № 3

Взаимопроверка.

Критерии.

все верно – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки – 3 балла

5 и более ошибок – 2 балла

20- 25 баллов – 5

15- 19 баллов – 4

10-14  баллов – 3

менее 10 – 2
Гр.
Сообщение темы урока.

Обучение критическому мышлению.

Пр.,

Иссл.

2 мин
Выход на тему урока: «Нервная система» (работа в группах)

Одному из участников каждой группы завязываются глаза и  предлагается определить, какой предмет перед ними при помощи органов чувств.

Исследовательская работа:

1-2  группа: Определите предмет по запаху.

– Каким органом чувств вы воспользовались?

– Какие еще органы чувств знаете?

3-4 группа: Определите цвет, форму, размер предмета.

– Каким органом чувств вы воспользовались?

– Какие еще органы чувств знаете?

5-6  группа: Определите предмет на ощупь.

– Каким органом чувств вы воспользовались?

– Какие еще органы чувств знаете?

Анализ : Что вы сделали? и каким органом воспользовались?- Какие еще органы чувств можете назвать?

– Какие процессы происходят в организме человека при получении сигнала из окружающей среды, от своих органов? Какой орган обрабатывает информацию и отправляет приказы на выполнение каких либо действий? Какая система объединяет организм в единое целое, заставляет работать все органы согласованно?

ВЕРНАЯ+Н    ТЕМА+ССИ

– Расшифруйте  словосочетание и назовите тему урока (НЕРВНАЯ СИСТЕМА)

-Какие цели поставим себе на урок?(узнать из чего состоит и как работает НС, какое имеет значение, как сохранить НС.)
гр.
Работа над темой урока.

Обучение критическому мышлению.

Новые подходы в обучении.

ОдО.

Обучение талантливых и одаренных.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании
30 мин. сл.

иссл.

Создание проблемной ситуации: игра « Верите ли вы?» (верные-неверные высказывания) – желтый сигнал – верно, красный сигнал – не верно.

Верите ли вы, …

-что клетки мозга собраны в группы и каждая группа имеет свои обязанности?( да)

-чем больше мозг, тем умнее человек? (нет)

-в нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать – это не опасно? (нет)

-мозг работает непрерывно, даже когда мы спим? (да)

-устают ли клетки мозга? (да)

-спинной мозг – это диспетчер, т.е. связующее звено между головным мозгом и организмом? (да)

-чередование интеллектуального и физического труда благотворно влияет на нервную систему? (да)

Просмотр видеоролика «Нервная система человека».

Работа в группах.

Самостоятельное изучение темы по учебнику стр. 36-38.

Чтение по частям. Заполнение схем.

Приложение № 4. Органы нервной системы.

Приложение № 5. Схема.

Музыкальная физминутка.

Приложение № 6. Схема.

Приложение № 7. Составление коллажа.

Гигиена нервной системы.

Взаимопроверка. Оценивание.
фр.

гр.
Рефлексия

Новые подходы в обучении.

ОдО и ОО.

Обучение критическому мышлению.

сл.

2 мин.
– Над какой темой работали? Какую цель ставили в начале урока?

– Что нового сегодня вы узнали по теме?

Блицопрос:

– Какая система объединяет организм человека в единое целое и руководит его работой? (нервная система)

– Из чего состоит нервная система? (спинной, головной мозг и нервы)

– как называются клетки, из которых состоят  нервы?

– С помощью каких органов мозг получает информацию об окружающем мире?  (органов чувств)

– Нужно рассказать какие процессы происходят в организме человека при получении сигнала из окружающей среды? (по схеме)

– Какой отдел нервной системы принимает сигналы от всех органов чувств, анализирует, обрабатывает и отправляет сигналы-приказы для действий?(ГМ)  Какой отдел нервной системы управляет движением всех частей нашего тела? (СМ)

Вернемся к вопросам, которые прозвучали в начале урока:

1.      -Действительно  ли,  что головной мозг делится на разные участки, и каждый выполняет свою функцию?

2.      -Действительно ли, что чем больше мозг, тем умнее человек? (нет)

3.      -В нервной системе человека 100 млрд. нервных клеток, поэтому нервничать – это не опасно? (нет)

4.      Назовите  положительные факторы для НС, отрицательные. (защита коллажей)

– Оценим свое состояние на конец урока, выберите стикеры в соответствии с настроением, прикрепите на коллаж своей группы.

Работа с оценочными листами. С помощью сигнальных карточек. Учащиеся показывают результат своей работы.

Домашнее задание
1 мин
основное: работа с материалами учебника на  стр. 19-20;                              дополнительное:- Какое дополнительное задание можете предложить выполнить? (читать энциклопедию, составить кроссворд по теме и др.)

Приложение № 1

1. Какой орган накапливает углеводы и отдаёт их, когда человек голодает? В этом органе обезвреживаются яды, попавшие в кровь.
2. Они необходимы для роста ребёнку и находятся в мясе, рыбе, молоке, орехах.
3. Какой орган проводит пищу в желудок?
4. В этом органе переваривается основная часть пищи.
5. Вещества, содержащиеся в овощах и фруктах, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека.
6. Этот орган соединяет полость рта с пищеводом.
7. В них содержится много витамина С.
8. В этот орган отправляется пища из желудка.
9. Эта жидкость смачивает во рту пищу.
10. Они могут попасть в наш организм с грязных рук.
11. Болезнь зубов, вызванная приёмом сладкой пищи и несоблюдением правил гигиены

Приложение № 2

Подпишите органы пищеварения

Приложение № 4

Подпишите органы нервной системы.

Приложение № 5

Заполните  схему:

Нервная система
состоит из…

находится в                                                                                     соединяют

___________________                   находится в                                головной и

__________________                       спинной мозг с

_________________

Приложение № 6

Заполни схему.

Органы    чувств
Глаза

нервы
нервы
Приложение № 3

Продукты растительного происхождения         Продукты животного происхождения

Приложение № 7

Лист оценивания работы группы


Вид деятельности
балл
1
Домашнее задание

2
Работа по первой части (заполнение схемы)

3
Заполнение схемы 2

4
Работа по второй части (заполнение схемы)

5
Работа по третьей части (составление коллажа)

Итого баллов (оценка)

Лист оценивания работы группы


Вид деятельности
балл
1
Домашнее задание

2
Работа по первой части (заполнение схемы)

3
Заполнение схемы 2

4
Работа по второй части (заполнение схемы)

5
Работа по третьей части (составление коллажа)

Итого баллов (оценка)

Лист оценивания работы группы


Вид деятельности
балл
1
Домашнее задание

2
Работа по первой части (заполнение схемы)

3
Заполнение схемы 2

4
Работа по второй части (заполнение схемы)

5
Работа по третьей части (составление коллажа)
Итого баллов (оценка)

Оценивание работы в группе каждого ученика


Имя ученика
Моя оценка
Оценка группы
1

2

3

4

5

Оценивание работы в группе каждого ученика


Имя ученика
Моя оценка
Оценка группы
1
2
3
4
5

Оценивание работы в группе каждого ученика


Имя ученика
Моя оценка
Оценка группы
1
2
3

4
5

Оценивание работы в группе каждого ученика


Имя ученика
Моя оценка
Оценка группы
1
2
3
4
5