«Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровой личности»


Стешенко Оксана Александровна
воспитатель КГУ «Пионерский детский дом» управление образования Карагандинской области

Жизнь – это большая проблемная книга, в которой каждому из нас определен свой сценарий и свои проблемы, очень часто не имеющие аналогичных решений. Оглядываясь назад, я думаю о том, что нужно воспитателю для того, чтобы дарить детям радость познания, общения, добрые отношения с миром, не навязывая ребенку свою точку зрения на те, или иные события или явления, чтобы увидеть в их глазах огонек удивления и любопытства. Нужно постоянно находиться в поиске нового, увлекательного, не бояться экспериментировать, а главное – любить детей.

Не секрет, что воспитанники детских домов из-за отсутствия должного воспитания и ухода со стороны родителей, отличаются депривационным поведением, эмоциональной неустойчивостью, высокой хронической заболеваемостью, низкой самооценкой, проблемами в обучении и воспитании. Наш детский дом не исключение. Мы в свою очередь для решения подобных проблем внедряем различные воспитательные программы, способствующие формированию основ ЗОЖ с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из причин ухудшения здоровья детей, наряду с экологической обстановкой, социально-экономическими потрясениями, является недостаточная эффективность проводимых оздоровительно-профилактических и коррекционных мероприятий.

Свою задачу как воспитателя вижу в формировании и развитии здоровой личности, научить детей ценить и сохранять свое здоровье, чтобы у них появилось осознанное желание повысить свой образовательный и культурный уровень. Ведь только совокупность всех этих качеств дает здоровую личность, способную к саморазвитию.

В последнее десятилетие описывается много различных оздоровительных технологий.  Необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей и направлений.

Я начала с применения самых простых технологий: здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие походы, посещение катка, спортивные праздники и тд.).

По выходным дням в нашем детском доме инструктор по труду знакомит детей с технологией приготовления различных блюд, рассказывают о полезных и вредных для здоровья человека продуктах питания. Я в свою очередь провожу с детьми познавательные беседы «Как устроен наш организм», «Почему нужно правильно питаться» и тд. Здоровье начинается – с правильного и здорового питания!

Для здорового образа жизни очень важна гигиена. Что же такое гигиена? Чем она важна? Гигиена – это интересная наука изучающая полное влияние природы и социальных условий на драгоценное здоровье человека. Условия этой науки – разработка простейших и безопасных гигиенических норм. Для детей в детском доме гигиена очень важна, так как большое скопление людей способствует огромному скоплению вредоносных микробов. Поэтому с детьми проводятся ежедневные беседы санитарной гигиены, личной гигиены. Нужно донести детям, что очень важно соблюдать гигиену перед едой, после улицы, после школы, и обязательно личная гигиена перед сном.

Почти все свободное время в детском доме мы с детьми находимся на свежем воздухе и проводим подвижные игры, оздоровительные мероприятия. Я использую такие игры, в которых, во-первых, участвуют все дети, во-вторых в таких играх двигаются абсолютно все части тела, что способствует хорошему развитию костей и мышц, что не мало важно для воспитанников. У нас в детском доме дети все разные и многие имеют психологические расстройства, проблемы опорно-двигательной системы. Для таких детей подбираются индивидуальные занятия и игры. Я использую игры для правильной осанки «встань как я», «гуляющие черепахи», «самый меткий», «тяни-толкай», «снежки» и тд. Это не только полезно, но еще очень весело. Кстати, смех это тоже отличное упражнение для мышц лица. Еще говорят смех продлевает жизнь, так нужно стараться, чтобы дети улыбались и смеялись как можно чаще!

Конечно же детям нужно знать о вредных привычках, с которыми они столкнутся в большом мире и с которыми некоторые из них сталкивались до того, как попали в детский дом. На групповых занятиях я беседую с детьми о последствиях употребления алкоголя и табака, наркотических средств, информирую их о современных методов борьбы с ними. Я хочу выработать у ребят положительное отношение к жизни без вредных привычек, ведь от этого можно получать удовольствие. Результаты данной воспитательной работы уже имеют положительное направление.

Мы часто гуляем на свежем воздухе, но очень редко ходим на экскурсии, зимние пешие походы. Наш детский дом расположен в сельской местности, а это огромный плюс для здоровья детей. Это чистый воздух, родниковая чистая вода, яркое солнце, что тоже не мало важно для здоровья. Витамин D играет огромную роль развития детей. В городах такого нет. А какая у нас природа и летом, и зимой! Поэтому в моих планах организовать для воспитанников достаточное для оздоровления организма сезонных пеших походов и как можно больше экскурсий.

Благодаря проводимым мероприятиям по здоровьесбережению в детском доме удалось снизить процент простудных заболеваний, ребята повысили свой образовательный уровень, учатся ценить и сохранять свое здоровье.

Обобщая все вышесказанное, хочу подчеркнуть, что воспитатели детского дома отдают себе отчет в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок. Ведь сделав выбор в пользу здорового образа жизни, наши воспитанники будут успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.