«Геометрические фигуры» План-конспект урока


Синицина Елена Вячеславовна
учитель начальных классов г. Павлодар, ГУ “Школа-лицей № 16”

Раздел долгосрочного планирования:

« Элементы   геометрии».
Школа: ГУ «Школа-лицей №16»
Дата:18.10.2018г.
ФИО учителя: Синицина Е.В.
Класс: 1 класс, 1 четверть
Участвовали:      28 уч.
Не участвовали:
Тема урока
Геометрические фигуры.

Сквозная тема
Всё обо мне.

Раздел, подраздел
№3 Элементы  геометрии.

3.1 Геометрические фигуры и их классификация.

Цели обучения, достигаемые на этом уроке   (Ссылка на учебный план)
1.3.1.2.

Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник),

пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамиду) и соотносить их с предметами окружающего мира.
Цель урока
-называть плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамиду);

-различать плоские и пространственные фигуры по расположению в пространстве;

-объяснять связь между плоскими и пространственными фигурами;

-соотносить их с предметами окружающего мира.

Критерии оценивания
Различают плоские и пространственные фигуры;

соотносят фигуры с предметами окружающего мира.

Языковые задачи

Языковая цель: называет плоские и пространственные фигуры;

использует термины «плоские фигуры», «пространственные фигуры», «треугольник», «круг», «квадрат», «прямоугольник», «куб», «шар», «цилиндр», «конус», «пирамида».

 

Словарный запас и термины: «плоские фигуры», «пространственные фигуры», «треугольник», «круг», «квадрат», «прямоугольник», «куб», «шар», «цилиндр», «конус», «пирамида».

Сочетания, используемые для диалога и письма:

– Какие фигуры вам знакомы?

– Какие признаки треугольника, квадрата, … вы знаете?

– На какие две группы вы можете их разделить?

– В чем различие плоских фигур от пространственных?

– На что похожи фигуры?

– Объясните, почему это плоская (пространственная) фигура.

Воспитание ценностей

Умение сотрудничать в группе, в паре; труд и творчество.
Межпредметная связь
Познание мира (наблюдение и соотношение с окружающим миром),

художественный труд (работа в паре: составление и лепка фигур).
Предыдущие знания

Различают геометрические фигуры –  круг, треугольник, квадрат;

классифицируют  фигуру и тело.

Ход урока
Запланированные этапы урока
Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы
Начало урока

Мотивационный этап

Стартер: – Сегодня мы отправимся в необыкновенную страну. А вот как она называется, вы узнаете, если расположите карточки – цифры в порядке возрастания и прочтете слово из букв, записанных на карточках.

(П)Е М Г О И Р Т Я Е

2 4 1  3  8  7 6 9  5

– Что получилось?   (ГЕОМЕТРИЯ)

– В переводе с греческого слово «геометрия» обозначает «землемерие». В математике «геометрия» – наука, изучающая геометрические фигуры и их свойства.

Картинка

– Что необычного в этой стране?

– Какие фигуры вам знакомы? Назовите их.

– Давайте подумаем, о чем мы с вами будем говорить на уроке.

Целеполагание

– Закончите фразы:

1. Научимся различать…

2. Будем находить сходство окружающих предметов…

Карточки цифры/буквы.

Картинка.
Середина урока

– А какие жители живут в этой стране, мы узнаем, отгадав загадки.

(И) Задания по загадкам:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его  (квадрат).

– Почему вы сказали «квадрат»?

– О каких признаках квадрата говорится в загадке?

– Найди квадрат на парте и покажи его.

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

У нас всего, у нас всего,

У нас всего по три.

Три стороны и три угла,

И столько же вершин.

И трижды трудные дела

Мы трижды совершим   (треугольник)

– Какие признаки треугольника вы услышали в загадке?

– Найдите на парте треугольник, положите перед собой.

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины   (круг)

– Ищем на парте  нужную фигуру.

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком  (прямоугольник)

– Какие они все разные!

– Какие вопросы вы можете задать друг другу по этому набору фигур?

(На какие группы можно их разделить?)

– Давайте ответим на этот вопрос.

(По цвету, по форме, по размеру)

(Г) – Разбейте по цвету/ по форме/ по размеру.

– Замечательно! Выложите фигуры.

– Что у вас получилось? А у вас? Молодцы. Отложите их на край парты.

 

Физминутка

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Играет музыка. Когда музыка заканчивается, дети должны выполнять те движения, какую фигуру показывает учитель.

 

– приседаем.                    – хлопаем в ладоши.                 – наклоны.

 

– Посмотрите на эту ткань. Представьте, что ее можно растянуть в любую сторону до бесконечности. Эта ткань похожа на ПЛОСКОСТЬ. Плоский – значит ровный, без возвышений, углублений, с прямой гладкой поверхностью. На ней можно нарисовать или из нее можно вырезать фигуры – квадрат, прямоугольник, круг, треугольник.

(Раздать детям фигуры, по ним идет деление на группы).

(Г)

– Практическая работа в группе. Повторение правила работы в группе.

– У вас на столах кусочек картона. Это будет ваша плоскость. Приложите на плоский кусочек картона фигуры, которые лежат у вас на парте.

– Попробуйте сильно прижать фигуры к поверхности стола.

– Что вы наблюдаете?

(Плоская фигура не изменилась).

– Назовите плоские фигуры.

Вывод: Плоская фигура имеет гладкую, ровную поверхность.

Плоскую фигуру можно прижать к поверхности стола.

Плоскую фигуру можно положить в книгу, тетрадь, дневник.

– Давайте составим алгоритм работы, как мы выяснили, что фигура плоская.

1. Фигура ровная, с прямой гладкой поверхностью, не имеет тени.

2. Фигуру можно прижать к поверхности стола.

3. Фигуру можно положить в книгу.

4. Фигуру можно обвести на плоскости.

 

Понятие «пространственные фигуры»

(Г)

На столе наборы пространственных фигур: куб, шар, конус, цилиндр, пирамида.

– Рассмотрите фигуры. Что вы можете о них сказать?

– Похожи они на  фигуры, с которыми мы работали?

(Г)

– Используя алгоритм, попробуйте выяснить, какие это фигуры.

1.      Фигуру нельзя прижать к столу.

2.      Фигура возвышается над поверхностью стола и отбрасывает тень.

3.      Фигуру нельзя положить в книгу, тетрадь, дневник.

4.      Фигуру можно обвести, но тогда получается плоская фигура.

Итак, какой можно сделать вывод?

– Эти фигуры называются пространственными, потому что они возвышаются над столом, отбрасывают тень и их нельзя положить в книгу.

(П)

– Откройте конверты.

Конверт №1: стволы деревьев, заводские трубы, дома с колоннами.

Конверт №2: шишки, сосульки, детские пирамидки.

Конверт №3: мяч, бусинки, елочные шары.

Конверт №4: египетские пирамиды, чайные пакетики в виде пирамид.

Конверт №5: детские кубики, аквариум, рафинад.

Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы.

– Что изображено на картинках?

– Что объединяет эти объекты?

– Определите, какой формы  объекты на иллюстрациях.

– Подберите из набора геометрических тел фигуру похожей формы и продемонстрируйте ее классу

– Эти фигуры называются

Цилиндром

Пирамидой

Кубом

Шаром

Конусом. Запомните.

На доску повесить таблицу

Плоские фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник.

Пространственные фигуры: куб, шар, цилиндр, конус, пирамида.

– Найдите в классе предметы, которые напоминают нам пространственные геометрические фигуры (глобус – шар;  карандаш, огнетушитель – цилиндр, коробка с песком -параллелепипед).

– Встречаем ли мы на улице предметы или объекты, похожие  на плоские или пространственные геометрические фигуры? Приведите примеры.

(Знаки на дорогах, баннеры, декоративные шары в парке).

Фигуры; квадрат,

треугольник, круг,

прямоугольник.

Музыка

Лист картона, набор плоских геом. фигур

(5 шт.)

Набор пространственных фигур: куб, шар, конус, цилиндр, пирамида.

Конверты с картинками по группам. Общее- прост.фигура в основе.

Таблица  «Плоские и пространствен

ные фигуры»

Рефлексия

Практическая работа в паре (1 ученик – из спичек/ счётные палочки;

2              – из пластилина)

– Можно ли из плоских фигур сделать объёмную (пространственную)?

П) – Попробуйте с помощью палочек и пластилина смоделировать квадрат, конус, из пластилина сделать шар.

ФО (индивидуально)

Раздел ДСП  Геометрические фигуры и их классификация

Подраздел 3.1.

Цель обучения 1.3.1.2. Различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);

пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамиду) и соотносить их с предметами окружающего мира.

 

Уровни навыков мышления  Знание, понимание

 

Критерий оценивания   Распознает плоские и пространственные фигуры.

 

Применение                    Соотносит их с предметами окружающего мира.

Задание

1.Обведи пространственные фигуры.

2.Соотнеси геометрические фигуры с предметами окружающего мира.

Критерий оценивания

Распознает плоские и пространственные фигуры.

Соотносит их с предметами окружающего мира.

Дескрипторы

1.      Обводит куб.

2.      Обводит цилиндр.

3.      Обводит шар.

4.      Соотносит шар.

5.      Соотносит цилиндр.

6.      Соотносит прямоугольник.

7.      Соотнеси  треугольник.

Взаимопроверка по ключу (вынос на доску)

– Ребята, какие фигуры Вы знали?

– С какими фигурами познакомились сегодня на уроке?

– Для чего нужно знать названия геометрических фигур?

Критерий: чётко знать название и различия плоских и пространственных фигур.

Обсуждение и проговаривание в группе.

Ответы (на каждый вопрос по одному ответу)

Эмоциональный этап

«Телеграмма в 8 словах»

(Все образуют круг. Ученик протягивает руку и говорит стоящему справа ученику: «Спасибо, …, мне было приятно с тобой работать». В заключении все громко аплодируют друг другу и говорят: «Спасибо»)

Спички/счётные палочки, пластилин.

Лист с заданием

(каждому ученику на парту)