Тренинговое занятие по ВИЧ  «Выбирай разумную жизнь»


Ибраева Ирина Анатольевна.

КГУ ОСШИОД №4 “Болашак”

Воспитатель

ТрЦель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с ВИЧ\СПИД.

Задачи:

  • выяснить исходный уровень информированности подростков о проблеме;
  • пробудить у участников интерес к проблеме;
  • сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую;
  • мотивировать к дальнейшему самостоятельному поиску информации о ВИЧ/СПИД и выбору своей жизненной позиции.

Оборудование: карточки по количеству учащихся для упражнения «Степной огонь», чистые листы бумаги, ручки, фломастеры, музыкальное сопровождение, украшенная коробочка для упражнения «Сюрприз».

Форма проведения: тренинговое занятие с элементами творческой работы.

Аудитория: 8 – 9 классы.

Эпиграф.

Береги себя и окружающих!

Чтобы СПИД – чума ХХ века –

Не грозил ни мне, ни тебе…

Помоги человек человеку,

Чтобы стать человеком вдвойне!

План занятия

  1. Разминка «Приветствие».
  2. Уровень информированности учащихся. Актуализация проблемы.
  3. Творческая работа в группах «Моё отношение к ВИЧ/СПИД».
  4. Защита проектов «Моё отношение к ВИЧ/СПИД».
  5. Упражнение на движения «Сегодня я такой (такая)…»
  6. Упражнение «Степной огонь»
  7. Упражнение «Сюрприз»
  8. Заключительное слово. Басня «Лягушка и колодец»
  9. Рефлексия.

Ход мероприятия.

  1. Разминка «Приветствие».

Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга.                                                                Задание: поприветствовать друг друга по-разному: как приветствуют друг друга европейцы, японцы, африканцы. Европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся ногами.

– А теперь придумайте своё приветствие и поприветствуйте друг друга.

  1. Уровень информированности учащихся. Актуализация проблемы.

Этот этап проводится с помощью вопросов:

  • «Что вы чувствуете, когда слышите слово ВИЧ\СПИД…»
  • «Вы или ваши знакомые сталкивались с проблемой ВИЧ-инфекции…»
  • «Как вы думаете, актуальна ли эта проблема…»

Актуализировать проблему ВИЧ\СПИДа можно также данными статистики мировую статистику и статистику Республики Казахстан.

В Казахстане, как и в других странах Восточной Европы и Центральной Азии, эпидемия распространяется в уязвимых группах населения:

  • Люди, употребляющие инъекционные наркотики.
  • Заключённые.
  • Группы людей, ведущих беспорядочный образ жизни и др.

По данным официальной статистики, основанной на регистрации выявленных случаев ВИЧ-инфекции в Казахстане зарегистрировано 19 905 ВИЧ-инфицированных, среди детей – 384 (8,9 на 100 000 детского населения).

В общей структуре ВИЧ-позитивных лиц преобладают мужчины (69%), остальные 31% составляют женщины.

В 2010 году Правительство Казахстана утвердило единую Государственную программу развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011 – 2015 годы. В эту программу включены и направления по ВИЧ/СПИД: профилактика ВИЧ-инфекции в группах риска и среди молодёжи, обеспечение лечением ВИЧ-инфицированных и больных СПИД, обеспечение службы СПИД лабораторным оборудованием и тест-системами, совершенствование эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией и другие.

Предпринятые усилия позволили сдержать ВИЧ-инфекцию в стране, повысить охват населения консультированием и тестированием.

  1. Творческая работа в группах «Моё отношение к ВИЧ/СПИД».

На листе бумаги учащиеся с помощью рисунка или символов изображают своё отношение к ВИЧ/СПИД.

  1. Защита творческих проектов «Моё отношение к ВИЧ/СПИД».
  2. Упражнение на движение «Сегодня я такой (такая)…»

Ведущий показывает какое-либо движение и говорит: «Сегодня я такой (такая)…». Следующий участник повторяет движение ведущего и добавляет своё. Участвуют все присутствующие.

  1. Литературный тайм. (Работа в группах)

За 10 минут сочинить четверостишие на тему «Молодёжь против СПИДа».

  1. Упражнение «Степной огонь»

Цель: стимуляция опыта инфицирования при рискованном поведении в безопасных для участников условиях.

Материал: Карточки по количеству участников: на 3 карточках написать знак «-»; «+»; «Не участвуй в игре. Ни с кем не разговаривай. Не подписывай ничьих карточек и не давай другим подписывать свою карточку»; остальным выдаются пустые карточки.

Инструкция:

Каждому раздаются карточки. То, что там написано, нужно держать в секрете. Нужно собрать три подписи на свою карточку (на той стороне, где нет надписи).

      После выполнения:

Встаньте те, у кого на карточке крестик. (Встает один участник.) Извини, но твои анализы показали наличие у тебя ВИЧ-инфекции.

Встаньте те, у кого на карточке есть имя этого участника. (Встают.) Вы подвержены риску заражения и теперь должны сдать анализы.

Встаньте те, у кого есть имена участников, которые уже стоят (Встают.) Вы тоже подвержены риску заражения.

Теперь встаньте те, кто собрал подписи тех, кто уже стоит. Продолжать процесс до тех пор, пока все участники встанут, кроме тех, кто не участвует в игре.

Посмотрите теперь у кого на карточке знак «-». Это означает, что вам удалось избежать заражения. Анализы показали, что у вас нет ВИЧ-инфекции. Вы можете сесть.

Обсуждение:

Что чувствует теперь тот, у кого есть крестик? Что группа чувствует по отношению к нему? Что все участники думали о тех кто не принимал участие в игре? Что вы думаете о них теперь? Что чувствуют люди, которые узнали, что воздержание от контакта защитило их от ВИЧ-инфекции? Что чувствуют те участники, которые подписали или дали подписать ВИЧ-инфицированным?

Резюме-информация:

        Это всего лишь игра. Конечно, все участники группы здоровы. Но теперь вы понимаете, как незаметно для себя вы можете попасть в ситуацию, когда ВИЧ-инфицирование может оказаться почти неизбежным. Может быть, этот опыт поможет вам в сложных ситуациях, когда вам придется отказаться от того, что делают все ваши знакомые.

  1. Упражнение «Сюрприз».

В коробочке лежит то, что «нельзя», «плохо», «запрещено», что именно не уточняется. При этом каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке как хочет. (Обычно больше половины участников выражают своё любопытство, заглядывают внутрь).

 Что лежало в коробочке? Что вас побудило, несмотря на «плохую рекламу» заглянуть в неё?

(Выслушиваются ответы детей.)

А что мог положить в такую коробочку наркоторговец? Как вы думаете, что бы он мог сказать о содержимом, чтобы заинтересовать подростков?

(Ответы детей.)

 По результатам опроса подростков, которые начали употреблять психоактивные вещества, первая проба наркотических веществ у каждого второго была вызвана случайным любопытством, желанием испытать что-то новое. А чем отличается любопытство от любознательности?

(Выслушиваются все версии, затем выделяются корни этих слов.)

В слове «любознательность» один из корней «знание». А в слове «любопытство» – пыт – испытание. Слово «любознательность» всегда имело положительный оттенок, а слово «любопытство» чаще всего негативный. Вспомните пословицы с этим словом.

В отличие от животных человек обладает сознанием, т.е. совместным знанием.

  1. Заключительное слово.

Басня «Лягушка и колодец».

В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло. Лягушкам пришлось перебираться в другое. Ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды. Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нём жить! Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выбраться из такой глубокой ямы?»

Представьте, что колодец – это СПИД. Наверное, стоит задуматься, прежде чем прыгать туда. Лучше оградить себя и близких от этого, чем впоследствии думать, как выбраться из такой глубокой ямы.

  1. Рефлексия. Упражнение «Ощущения» (участники встают в круг)

На этом этапе ведущий выясняет у участников, что понравилось, или что не понравилось в ходе занятия, оправдались ли их ожидания и подводит итоги проведенной работы: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства, ощущения у них вызвало это занятие.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *