Методическая разработка урока по дисциплине: «Основы композиции» для групп специальности «Дизайн» на тему: «Стилизация в композиции»


КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»,

г.Щучинск

Разработала: преподаватель спецдисциплин

КГУ «Колледж индустрии туризма и сервиса»

Алаш Анастасия Сергеевна

Цель урока: формирование у студентов представлений о приемах стилизации в композиции, умений выполнять стилизацию форм окружающего мира

Обучающая цель:

– знакомство с понятием «стилизация»;

– изучение области использования стилизованных изображений в современном искусстве и дизайне;

– формирование профессиональных компетенций в процессе выполнения стилизации заданной формы;

– анализ средств и законов композиции, используемых при стилизации.

Развивающая цель:

– развитие творческого воображения студентов при поиске приемов упрощения и условности форм;

– развитие графических умений в процессе выполнения задания;

– формирование композиционной грамотности.

Воспитывающая цель:

– формирование самостоятельности и творческой активности;

– воспитание стремления к аккуратности, эстетичности в работе.

Тип урока: комбинированный урок

Методы проведения занятия:

– информационный  (повторение теоретических знаний, разъяснение нового материала,

демонстрация приемов);

– репродуктивный (инструктаж к выполнению практической работы);

– практический метод (самостоятельная работа студентов);

– метод контроля (самоконтроль, контроль со стороны преподавателя).

Продолжительность урока: 90 мин.

Оборудование для преподавателя:

Для проведения данного урока необходимо иметь:

  1. Сравнительные схемы (реальное изображение-стилизация), примеры творческих работ с использованием стилизации (живописные, графичные, компьютерная графика и пр.), раздаточный материал (карточки-задания).
  2. Оборудование и приборы – доска, проектор и экран для проектора, планшет.
  3. Материалы – маркер, мел.

Оборудование для студентов:

  1. Оборудование и приборы – стулья, столы, доска.
  2. Материалы – формат бумаги А4, карандаши цветные, гелевые ручки, ластик и пр.

 

 

Ход проведения урока

 

  1. Организационный момент (5 мин)

– приветствие;

– проверка готовности рабочего места;

– сообщение темы и цели урока.

 

  1. Теоретическая часть (30-35 мин)
  • Повторение изученного материала (5-7 мин)

Преподаватель. Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю нам еще раз вспомнить все основные понятия композиции. Для этого, Вам, ребята, необходимо будет выполнить задание «Найди пару». В предложенной таблице каждому термину из левого столбца найдите связанное с ним логически определение из правого столбца этой же таблицы. (Работа со слайдом задания «Найди пару»)

 

динамика – повторяющаяся идеяшаблонрисунок или тема орнамента.
нюанс – равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей.
статика – незначительные отличия элементов композиции по каким-либо свойствам.
мотив – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта.
контраст – состояние в композиции, передающее движение.
орнамент – единство, общность всех элементов композиции с целью их восприятия как общей гармоничной структуры.
ритм – резкая противоположность элементов композиции по форме, цвету и пр.признакам
целостность – состояние покоя, равновесия зрительных сил в композиции.

 

Студент

  1. Динамика – это состояние в композиции, передающее движение. Динамику можно усилить, если добавить в плоскость композиции явные диагонали, момент кульминации изображаемого сюжета и т.д.
  2. Нюансом называют незначительные отличия элементов композиции по каким-либо

свойствам.

  1. Статика – это состояние покоя, равновесия зрительных сил в композиции.
  2. Мотивом в композиции считается повторяющаяся идеяшаблонрисунокили тема

орнамента.

  1. Контраст – это резкая противоположность элементов композиции по форме, цвету и

прочим признакам.

  1. Орнаментом считают узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов,

и предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта.

  1. Ритм – равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий,

объемов, плоскостей.

  1. Целостность – важный признак любой композиции. Это единство, общность всех

элементов композиции с целью их восприятия как общей гармоничной структуры. Невозможно воспринимать композицию как сумму нескольких, самостоятельных частей.

  • Изучение нового материала (25-30 мин)

Преподаватель.  Скажите, как часто Вам встречаются понятия «стиль», «стилизация»? Являются ли они родственными на Ваш взгляд?

Студент. Стилем принято называть набор свойств и качеств, характерных для предмета, явления и человека. Стилизация подразумевает, скорее всего, процесс приобретения свойств и качеств предмета, характерных для определенного стиля.

Преподаватель.  В изобразительном искусстве и дизайне понятие «стилизация» носит более широкий смысл. Стилизация – обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности.

В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительного и животного мира рядом с геометрией и узорами. (примеры стилизации на слайдах)

Характерные признаки свойственные целым историческим эпохам отрабатывались и совершенствовались, в результате возникали исторические художественные стили. Обязательным условием в творческой стилизации — индивидуальный характер, где авторское видение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды и как результат отображение их с элементами новизны.

Главной задачей стилизации является достижение его максимальной выразительности и эмоциональности в ущерб реалистичности и правдивости. Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть акцентируются и выделяются.

Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность. (слайды)

При стилизации характерные особенности изображаемого объекта в различной степени утрируются и искажаются. Чем больше преувеличений и искажений, тем больше изображение становится обобщенным и условным, а на самой последней стадии — абстрактным.

Высшей формой отказа в изображении от несущественных реалистичных деталей с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация. Абстрактную стилизацию разделяют на два вида: абстракция, имеющая натуральный образец, и абстракция беспредметная (вымышленная).

Как Вы думаете, где особенно часто используется стилизация?

Студент. Стилизация наиболее широко распространена во многих образцах старинного и современного орнамента, в элементах продуктах компьютерной графики: логотипах, эмблемах, визитках  и пр. Очень часто стилизацию применяют также и в изобразительном искусстве.

Преподаватель. Правильно. При создании орнамента мы сталкиваемся с проблемностью передачи реального мира. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения.

В компьютерной графике без стилизации не обойтись по той же причине – иначе готовый эскиз будущего изделия будет слишком перегружен для восприятия его заказчиком.

Большую роль при стилизации играет упрощение предмета по цвету. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения. (слайды)

Подведение итогов при изучении материала

Преподаватель. Давайте с вами вместе сформулируем основные требования к зарисовкам растительных форм. Студенты делают выводы:

– Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы стилизуемого предмета, его силуэта, ракурсных поворотов.

– При компоновке предметов и элементов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

– Обратить внимание на характер линий, из которых складывается контур изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).

– Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм, делая отбор видимых деталей.

– При зарисовке цветов необходимо изучить строение предмета, расположение и форму его элементов, их окраску. Это и будут те особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.

 

  • Самостоятельная работа студентов (35-40 мин)

Выполнение творческого задания – стилизация фрукта (яблоко) произвольным методом, выбранным самим студентом.

– Учет сохранности «узнаваемых» свойств фрукта;

– Умелое использование средств стилизации;

– Грамотная графическая подача стилизованного предмета, его общая эстетичность и законченность.

 

  • Завершающий этап, подведение итогов (7-10 мин)

выставление работ студентов;

коллективное обсуждение ошибок, анализ возможностей их недопущения;

оценивание работ;

подведение итогов занятия;

выдача домашнего задания (разработка собственного орнамента на примере стилизации природных форм).

 

Используемая литература

  1. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 030800 “Изобразительное искусство” / Логвиненко Г. М. – М. : ВЛАДОС, 2005.
  2. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре / Сурина М. О. – 2-е изд., изм. и доп. – М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2006.
  3. Сурина М. О.Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре : [учеб. пособие для вузов, обучающих художеств. спец. и дизайну] / Сурина М. О. – 3-е изд., Феникс,2010.
  4. Третьяков Н. Н.Образ в искусстве : основы композиции : [учеб. пособие для высш.худ. образоват. учреждений] / Третьяков Н. Н. – Козельск : Свято-ВведенскаяПустынь, 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *