Патриотическое воспитание младших школьников  в рамках школы – интернат


Радзиевская Людмила Анатольевна

Воспитатель КГУ «Костанайская специальная школа-интернат № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области 

«Задача воспитания казахстанского патриотизма актуальна на всех ступенях образования: от дошкольного до высшего. Прививать любовь к Родине, к родной земле, к своему народу — важнейшая, ответственная, благородная миссия педагога».

                                                                                                                Н.А.Назарбаев

«Мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране. Старая, некогда прочная связь между народами государства существенно ослабла, а новая — между личными и государственными интересами — ещё не сформирована». (Из стратегической программы развития «Казахстан-2030»)

Патриотическое воспитание – это не только воспитание любви к родному дому, школе, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

При организации педагогического процесса, направленного на воспитание патриотизма у детей с задержкой психического развития, мы учитываем особенности развития наших  детей и помним, что процесс сложный, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи , и отделить одни от других не возможно.

Дети с ограниченными возможностями здоровья иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нём неадекватно, некритично, часто инфантильно. В связи с этим проблема патриотического воспитания у наших детей приобретает особую актуальность.

 

Основными задачами патриотического воспитания в нашей группе являются:

 

·        формирование духовно – нравственных отношений

·        формирование любви к культурному наследию своего народа

·        воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;

·        воспитание любви к природе родного края.

·        толерантное отношение к представителям других национальностей. К ровесникам, одногруппникам, окружающим людям;

 

Развивая Основы гражданства и патриотического воспитания мы преследуем единую цель и направляем воспитанников на познание элементарных знаний и умений, которые необходимы для воспитания гражданина и патриота. И это прослеживается не только через каленндарное  планирование, а в свободной деятельности, ежедневно, ежечасно: через беседы, устное народное творчество, подвижные национальные игры. Полюбились детям  такие игры как «Тюбетейка», «Шанырак», «Собери монету», «Горный козел» «Тау теке».

Патриотизм рождается из знания славного прошлого своего Отечества, его истории. Раскрывая бессмертные подвиги соотечественников, воспитанники понимают, почему люди жертвовали своими жизнями ради других. Мы тесно сотрудничаем с местной библиотекой,  библиотекой имени Пушкина, библиотекой имени Алтынсарина, где проводятся выставки, экскурсии, мероприятия патриотического содержания.  Здесь, на конкретном материале ребята узнают о наших земляках, их военных и трудовых подвигах во имя Родины.

Экскурсии в Парк Победы, в музей военной техники, в музей боевой славы – способствуют  образному познанию мира, помогают сформировать представления о «малой Родине», о людях, прославивших её. Те живые впечатления, которые дети получают на экскурсиях, становятся отправной точкой для более глубокого изучения в процессе чтения художественной литературы, рассматривания альбомов, слайдов, просмотра телепередач.

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего свою семью, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Это дает нам право соблюдать, поддерживать традиции, заложенные в нашей школе.
Регулярно проводим такие праздники как праздник « С днем рождения, Астана!»,  «Мой Казахстан!» Ко Дню Независимости, «Мой Президнент. Равнение на лучших!» ко Дню первого президента РК.

Состав педагогов ведёт с детьми  активную подготовку к предстоящим праздникам: воспитанники учат стихи о Родине, о родном крае, разучивают национальные танцы. Такие праздники, проводимые нами,  как «День языков народов Казахстана», «Наурыз спешит к нам в дом» формируют у  детей представление о традициях и особенностях быта казахского народа. Активизируют и пополняют словарь детей. Прививают воспитанникам  уважение, воспитывают бережное отношение к его традициям и культуре.   Развивают  мышление, интерес к теме.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, его природе.

Эту любовь, эмоциональное отношение нельзя привить только по книгам и рисункам. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом нам активно помогают ежедневные прогулки на свежем воздухе, пребывание в дни летних каникул в нашем любимом лагере.  Каждая прогулка, экскурсия  включает в себя тематические беседы, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания.

В зимнее время, совместно с детьми делаем кормушки из подручного материала, подкармливаем зимующих птиц. Осенью собираем листья деревьев, кустарников, шишки, семена, сушим цветы, тем самым, приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с природным материалом.

В прошлом году  наши ребята приняли участие в  республиканском экологическом конкурсе в номинации «коллаж», где воспитанники выразили своё отношение детей к природе родного края,  и на областном этапе заняли первое место.

В дни осенних каникул воспитанники пополнили свои копилки дипломами первой и второй степени за участие в интернет конкурсах с работами по теме: «Осень в родном краю», в  которых отразили все краски осени Казахстана.

Данная работа с детьми не только воспитывает любовь к природе, но и направлена на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, это «пластилинография», «налеп», рисование «по мокрому».  Данные техники одни из самых продуктивных

для укрепления мелкой моторики, что не маловажно для детей нашей категории.

С 17 ноября стартовал  III Республиканский творческий конкурс

«Моя Родина – Казахстан».   Мы провели активную подготовку и ждём результаты. Цель:  воспитание у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране.

Новой ступенькой  в воспитании патриотизма  стали для нас совместное создание и разгадывание ребусов. Да-да, именно ребусов, в которых зашифрованы пословицы и поговорки о Родине, родном крае, храбрости джигитов. Эти головоломки не только корректируют психические процессы, расширяют кругозор, тренируют сообразительность, но и воспитывают нравственные качества, учат преданности и любви к родной отчизне.

Отмечаю, что игры данного плана трудно даются нашим детям, но они интересны им и увлекательны

В заключении хочу сказать, что система работы по данной теме позволяет формировать у детей стремление быть активными участниками общественно полезных дел. С готовностью выполнять трудовые поручения, с уважением относиться к различным профессиям, бережно относиться к природе, любить свой родной край. Таким образом, формирование у младших школьников любви к Родине следует считать важнейшим этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины.