Урок для учеников 5 класса по естествознанию «Окружающая среда и место человека в ней»

Масакбаева Гульнара Максутовна

Учитель географии и биологии

Средняя общеобразовательная школа №14 

 Цели урока:

Образовательные — сформировать представление о значении природы, природных ресурсах  и  богатствах; раскрыть  их классификацию и  значение для человека. Роль человека в биосфере и последствия деятельности его в природе.

Развивающие – продолжить развитие логического мышления, умения анализировать, делать выводы, развивать познавательный интерес к предметам.

Воспитательные— воспитывать бережное отношение к природе,экологическую грамотность учащихся.

            Материалы и оборудование: учебник «Естествознание» 5 класс.

            Презентация по теме: «Окружающая среда и место человека в ней», раздаточный материал к работе (карточки, ключевые слова,  тесты, оценочный лист), персональный компьютер, подключенный к интернету с интерактивной доской.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – Изучение нового материала

            Средства обучения: Словесный метод,  материал учебника, карточки с заданиями, тест..

Форма работы: работа в группах, коллективная.

Место урока в учебном плане: раздел 4 “Природа и человек”, тема «Окружающая среда и место человека в ней»

Возраст учащихся: 5класс.

Знать: значение природы и природных богатств планеты Земля для человека и изменения природных систем под влиянием  его хозяйственной  деятельности.

Уметь:уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, с извлекать из них нужную информацию. Оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, осуществлять контроль и взаимоконтроль; соотносить результаты своей работы с заданными целями.  Соблюдать правила поведения в природе.

            Понимать, что человек – часть живой природы.

            Методические приёмы:

  1. Словесный (беседа, дискуссия, объяснение);
  2. Практический (самостоятельная работа, работа по карточкам);
  3. Проблемно — поисковый (работа с учебником).

 

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент
  2. Работа в парах переменного состава
  3. Работа в группах
  4. Фронтальное обобщение (закрепление)
  5. Рефлексия
  6. Оценки за урок (оценочный лист учащихся).
  7. Вывод по уроку

Оценочный лист

Фамилия, имя уч-ся группа №… Деятельность

на уроке

Тест Рефлексивное задание  (в зависимости от № группы) Дискуссионная карта Итого
1
2.
3. и т.д.

 

Ход урока

Этапы урока. Время Поэтапные цели Содержание Действия учителя и учащихся Средства, методы, формы
1. Орг. момент-

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этап вводно-организационный.

 

2. Выход на тему –

3 мин.

 

Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие; обеспечение рабочей установки на уроке

 

 

Актуализа-ция опорных знаний

 

 

постановка проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы и цели урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила работы в группе:

1.  Спикер группы  распределяет обязанности.

2. Слушаете  друг  друга внимательно,  не перебивая.

3. Ответы даёте чёткие конкретные, по существу.

4.  Соблюдаете время.

5.  Объективно оцениваете ответы товарищей.

 

 

 

 

 

Дети, посмотрите вокруг себя, как много вещей и предметов, которые окружают нас! Что мы видим?  (Дети перечисляют различные предметы).

У. А теперь скажите, откуда это все взялось? Всегда ли это было?

Д. Нет, не всегда. Часть создала природа, а часть сделана  руками человека.

У. А из чего же сделаны эти предметы?

Д. Из пластмассы, железа, шерсти, дерева…..

У. А можно ли назвать эти материалы богатством?

Д. Да!

У. А чьи это богатства? Откуда они взялись?

Д. Из земли, богатства природы.

У. Что такое «Окружающая природная среда»?

Д. Все, что окружает нас, естественная среда обитания.

У. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Д. Сегодня на уроке, мы будем говорить об  окружающей  природной среде,  о богатствах природы, попытаемся выяснить,  какие бывают богатства   и  что они  из себя представляют.

Итак, тема нашего урока:      «Окружающая среда и место человека в ней»

Цель: Давайте  ребята мы  вместе сформулируем цель нашего урока:

Раскрыть понятия:  «Окружающая  среда»? «Природные богатства »;

формировать представление о природных ресурсах и богатствах; раскрыть их классификациюи  их значение для человека. Роль человека в биосфере и последствия  его деятельности в природе.

— Сегодня мы поговорим о богатствах,    хранящихся в недрах земли.

В рабочих тетрадях запишите число и  тему  урока «Окружающая среда и место человека в ней»

 

Эпиграф.

«Мы унаследовали Землю от наших предков.

Мы берем ее взаймы у наших потомков».

( Антуан де Сент-Экзюпери)

Итак, нам предстоит приподнять завесу над одной из тайн природы и выяснить:

-Что такое  окружающая среда и природные богатства, какие есть виды, где  они находятся  и какую роль они выполняют в жизнедеятельности человека?

Пусть девизом нам в этом поиске будут слова писателя Бориса Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

Просмотр слайдов  на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ученики отвечают на задаваемые вопросы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе беседы учащиеся самостоятельно определяют цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учащиеся записываютв тетради

тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

3.Изучение нового мате-риала15 мин — усвоение методом исследования изучаемого материала А.Работа по группам:

 Задание №1:

Цель: раскрыть понятие «Природа»  и  охарактеризовать её  значение для  человека

 

Задания:

Используя текст учебника §53,54,55 страница 130-132;133-134; 135-136 ответьте на вопросы:

1  группа

1.Работа с понятиями:

Что такое «Окружающая среда»,  «Природа», «Ресурсы», «Природные ресурсы»?

2. В чём заключается научное и оздоровительное значение природы?

Приведите примеры.

3. На какие группы делятся природные ресурсы? Назовите их. Каково их значение в жизни человека?

4. Какое место человек занимает в биосфере? Почему в последнее время остро стоит вопрос об охране биосферы?

 

2  группа

Задания:

Используя текст учебника §53,54,55 страница  130-132;133-134;135-136 ответьте на вопросы:

1.Работа с понятиями:

«Окружающая среда»,  «Природа»,

« Ресурсы», «Природные ресурсы»?

2. В чём заключается  эстетическое и воспитательное значение природы?

Приведите примеры.

3.Что такое возобновляемые  и невозобновляемые ресурсы? Дайте им краткую характеристику.

4. Как сказывается  на здоровье  человека  загрязнение окружающей среды?

5. Объясните утверждение о том, что будущее Земли, выживание человека зависит от сохранения биосферы.

3 группа

Задания:

Используя текст учебника §53,54,55 страница  130-132;133-134; 135-136 ответьте на вопросы:

1.Работа с понятиями:

«Окружающая среда»,  «Природа», « Ресурсы», «Природные ресурсы»?

2.В чём заключается производственное  и экономическое значение природы?  Приведите примеры.

3.Какие ресурсы называют неисчерпаемыми? Что вы можете о них рассказать.

4.  Как вы думаете,  проводятся  ли в нашей стране  мероприятия  по защите и улучшению природной среды, биосферы?  Какие? Приведите примеры.

Показ видеоролика

Класс делится на три равные группы. В своих ответах учащиеся опираются на текст учебника

«Естествознание»

5 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

http://rpg.lv/node/1368&video_id=5330

Средства:

плакат показ слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка 1- 2 мин
Анализ работы, закрепление изученного материала

10 мин.

 

анализ умений проводить исследовательскую работу,

— прочное усвоение знаний

Задание №2(1):

В этом задании вам предлагается сделать: «Анализ проблемных ситуаций».  Ответ поясните. Почему?

1 группа

1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором? Ответ поясните. Почему?

а) выбросите его в реку;

б) оставите на берегу;

в) поступите как-то иначе.

 

2 группа

1.Катаясь на лодке, вы встречаете много цветущих водных растений, как вы поступите?

а) просто полюбуетесь их красотой?

б) решите, что нужно собрать букет и сорвете их;

в) решите, что обязательно сюда вернетесь и сфотографируете их.

3  группа

1.Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;

б) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на реку;

в) поступите как-то иначе.

Задание №2(2):

Дискуссионная карта:

 

Нет, не верно Дискуссионный вопрос Да, верно
Верно ли утверждение, что «Человек- царь природы»?

 

Согласны ли вы с данным утверждением?

Выскажите свое мнение.

 

Микровывод по  изучаемой теме,  Просмотр слайдов  на интерактивной доске.

Ребята анализируют проблемные ситуации и приходят к выводу о важности бережного и разумного  отношения к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики приводят сильные аргументы «Да, верно»

«Нет, не верно» и высказывают своё мнение.

Словес-ный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 5-11

6. Д/з

3 мин.

Развитие самостоя-тельного и творческого мышления

 

1. Прочитайте §55  стр. 135-137,  устно ответьте на вопросы в конце параграфа;

2. Заполните таблицу в тетради (страница 137) «Природные ресурсы»

3.  Составьте кроссворд на тему  «Природные богатства» (по желанию учащихся);

 

разъяснение д/з;

индивидуализация д/з  (беседа);

— запись домашнего задания в дневник

 
5. Рефлексия

4 мин.

 

Осмысление изученной новой темы

1 группа

Составить пятистишие по словам:

«Природа», «Человек»;

2 группа

Составить мини-рассказ по теме: «Я и «Природа»»;

3  группа

Составить мини-сочинение,  используя  данные ключевые слова: человек, природа, ресурсы, богатство, охрана,  Красная книга, недра Земли, жизнь.

 

Учащиеся групп выполняют  задание

 

 
7. Контроль и оценка

3 мин.

 

выработка критериев оценки знаний;

-воспита-ниеобъек-тивной само-оценки

 

В. 2. Проверочный  тест. (Слайд).

Решение теста (6 вопросов).

Задание. Выбери правильный ответ и запиши букву, под которой он дан:

 

                                  Проверочный тест:

1)  Что такое «»Природа»?

а) Все, что сделано руками человека;

б) все, что нас окружает и существует независимо от человека;

в) все, что нас окружает.

 

2)  Какая бывает природа?

а) Природа бывает живая и неживая.

б) Природа бывает только живая.

 

3)  Что относится к неживым природным богатствам?

а) Снегирь.

б) Стол.

в) Ветер.

 

4)  К живым природным богатствам относятся:

а) животные, растения, грибы;

б) солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;

в) небо, облака, камни, вода, дождь, снег, песок.

 

5) Живые природные богатства отличаются от неживых тем, что:

а) они  дышат,  питаются,   растут,   приносят  потомство, умирают;

б)  они разговаривают, смеются, плачут, бегают и прыгают, растут;

в)  они передвигаются, изменяют окружающую природу, растут, умирают.

 

6. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:

а) солнечная энергия, воздух, ветер, вода

б) почва, растения, животные

в) уголь, нефть, газ, железо.

 

Ответы: 1)б; 2) а; 3) в., 4) а; 5) а.,6)а

 

Критерии оценки ответа: 6 баллов — «5»,  5 баллов — «4», 4-3 балла — «3» (за тест) + 1балл за каждый активный вид деятельности на уроке к итоговой оценке.

 

Тест из 6 вопросов, самостоятельно решают тест, взаимопроверка и выставление оценок друг другу в оценочный ли

в.

Слайд 12
Заключение  урока – вывод:(3мин) Общий вывод Учитель:

Земля, ребята, наш общий дом. Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надежным. Взрослея, осознаешь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеек, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка — все нуждается в любви и понимании. Все должно жить. Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно ее беречь, защищать, помогать ей.

Ученик:

Кем я был сегодня на уроке:

  творцом 

—  мыслителем                

—  скучающим   

—  наблюдающим

Учитель:

Завершить свой урок, я хочу словами  поэта  Евгения Евтушенко:

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…»

 

 

Список использованной литературы

  1.  «Естествознание» учебник для 5 класса общеобразовательной школы / автор Абдиманапов Б.Ш. Алматы: Атамұра 2012г№
  2. Ссылка на сайт — http://rpg.lv/node/1368&video_id=5330
  3. Презентация Окружающая среда и место человека в ней

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.