Доклад «Содержание предмета «Самопознание» как основа развития нравственно – духовного образования.


Лузина Василина Валерьевна

Учитель самопознания

Зерноградской основной школы

Жаркаинского района

Акмолинский области

Если ты смотришь на год вперед, посади семена.

Если ты смотришь на 10 лет вперед, посади дерево,

Если ты смотришь на целую жизнь вперед, развивай молодежь.

Китайская поговорка

 

В одном из высказываний Сары Алпысовны Назарбаевой  прозвучали такие слова: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе духовно-нравственные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле».

В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Об этом мечтали все философы во все времена и века. Великий Шакарим говорил, что  в  процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться учёные головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех…  И вот науку Совести ввели в педагогический процесс школы.

«Самопознание» является образованием для сердца, оно призвано дополнить внутренним, нравственно – духовным смыслом образовательный процесс. Через предмет «Самопознание» важно раскрыть внутреннюю природу ребенка, раскрыть  всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые нужно взращивать всем миром, т.е  универсальные способности, благодаря которым  человек становится человеком любящим и любимым, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит – счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благого дела.

Методологической основой содержания образовательного предмета «Самопознания» является:

  • духовность – вдохновенно – чувственная сторона жизни человека и человечества, это особый образ мышления и жизнедеятельности людей. нравственность – главный показатель общей развитости человека, показатель его гармонии и совершенства.

Содержание курса «Самопознание» направленно на познание нравственно – духовных ценностей каждого народа и человечества в целом, которые помогут правильно и мудро построить свою жизнь, наполнить её светом добра, любви и справедливости, сделать ее полноценной и достойной, открыть им радость познания своего духовного мира и задуматься над вечными вопросами.

Основу содержания курса «Самопознание» составляют человеческие ценности, которые должны помочь каждому последовательно пройти путь духовного самопознания  и прийти к пониманию высшей любви и смысла человеческого предназначения:

  • познание истины жизни;
  • нравственность поведения;
  • познание жизни;
  • любовь – высший смысл человеческой жизни;
  • гармония личности;
  • гражданственность;
  • постижение высшего предназначения человека;

Основная цель предмета заключается в реализации четырех сторон социализации личности:

  • социальной адаптации;
  • автономизации;
  • социальном закаливании;
  • социальном самоопределении.

НДО “Самопознание” осуществляется посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:

  1. Определять свою жизненную позицию;
  2. Конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
  3. Выстраивать доброжелательные отношения с собой, людьми и окружающим миром;
  4. Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
  5. Жить в ладу с самим с собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
  6. Развивать на практике навыки служения обществу.

Овладение ключевыми компетенциями будут способствовать, с одной стороны, практическому применению  личности полученных знаний для:

  • распознавания человеческих отношений, действий , поступков;
  • аргументированного изложения собственной жизненной позиции;
  • обоснования ближайших и перспективных планов личностного роста;
  • понимания переломных, критических этапов в своей жизни;
  • управления своими психическими состояниями, умения “властвовать” собой;

* владение способами преодоления отрицательных эмоций: страха, тревожности, ненависти, обиды, боли, стыда, зависти;

* достижения  согласия с самим собой;
* распознавания прекрасного, возвышенного, трагического, комического в жизненных ситуациях;

* идентификация своего статуса в группе (лидер, участник, аутсайдер) и умения исполнять заданные роли в обществе;

* конкретизация, углубления воспитанниками познавательных и практических интересов к духовному богатству.

Задачи предмета

  • Ввести учащегося в отношения саморегуляции;
  • Интенсифицировать интеллектуальную и эмоциональную саморефлексивность учащегося;
  • Раскрыть перед учащимися многообразие жизненных обстоятельств;
  • помочь учащемуся осмыслить дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение в соответствие со склоностями и интересами.

Велика роль Учителя предмета «Самопознания» в воспитании подрастающего поколения, «живущего в единстве мысли, слова и дела». В своём выступлении Ш. А.  Амонашвили на 11 международных педагогических чтениях в г. Москве в 2012 году подчеркнул, что «надо

реформировать не школу, а духовность учителя».

Слова  В.А. Сухомлинского этому подтверждение: «Учитель, до тех пор учитель, пока он  учиться сам», т.е. духовное развитие только облагораживает человека, дает ему силу и энергию. Учителем «Самопознания» становятся по призванию, а у нас? Стоит задуматься…

Притча «Все в твоих руках»

Учитель – это тот, кто сеет добрые мысли  и такие ценности, как правдивость, верность, дисциплина, чувство долга  в сознание учащихся и формирует их поведение возвышенным и достойным образом. А учащийся – это тот, кто полностью принимает и усваивает наставления учителя со всей серьёзностью и искренностью и непоколебимой преданностью. [4]

Мы учим нравственности детей, а сами зачастую поступаем безнравственно на глазах у своих учеников и не придаем этому особого значения. Мы учим детей говорить ласково и не грубить, и тут же отчитываем провинившихся, не стесняясь в выражениях. Учитель не только должен хорошо знать свой предмет, но и сам практиковать общечеловеческие ценности, жить согласно им, быть ими. Трансформация характера ребенка произойдет, если учитель предан своему делу и у него чистые намерения.

Уважаемые  коллеги предлагаю вам принять участие в тестировании на определение  самооценки  профессионально-педагогической мотивации, этот метод предлагается учителям самопознания как один из способов мониторинга профессиональной деятельности.

  • Тестирование

 

Самооценка профессионально-педагогической мотивации

 

Тестовый материал

 

  1. Люблю слушать лекции (рассказы) о работе учителей.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Жду с нетерпением ситуаций общения с ребятами и педагогами в школьных условиях.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Считаю, что любые лекции по педагогике содержат весьма простой материал, их можно и не переписывать, на общих собраниях, совещаниях стараюсь не выступать.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Останавливаюсь и читаю материал, представленный в школьном методическом уголке, только тогда, когда получаю задание от завуча или директора школы, особого интереса материал у меня не вызывает.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Покупаю по возможности книги и брошюры о педагогическом опыте, по психологии.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Обращаю внимание на педагогические ситуации только тогда, когда в них имеются интересные конфликты, интригующие факты.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Делаю выписки (по возможности и вырезки) из журналов и газет о работе школ и учителей, о проблемах современной молодежи.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Читаю педагогические газеты, журналы, книги; собираю собственную библиотечку из них.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Читаю только отрывки (выборочно) из статей о педагогическом опыте; на приобретение педагогической литературы время и средства не трачу.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Наблюдаю за опытом работы умелых педагогов.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Охотно принимаю участие в анализе ситуаций, возникающих в школе.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Принимаю участие в организационных беседах с учителями .

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Ищу материал, освещающий инновационные процессы в образовательных учреждениях, в сферах информационных услуг.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Люблю работать с педагогической и психологической литературой в свободное время, люблю решать педагогические задачи.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. К совещаниям, собраниям пед. совета делаю прежде всего то, за что надо отчитаться (что будут проверять).

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Обложки отчётных документов стараюсь оформить красиво (по крайней мере аккуратно), так как считаю, что это показывает мое прилежание, мое лицо.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Соглашаюсь выступать на педагогических форумах, конференциях.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

  1. Проявляю любопытство к работе моих коллег с классным коллективом.

В;   Ч;   НОЧ;   Р;   Н

 

«Методические приемы и дидактические принципы их использования на уроках самопознания.»

Взаимоотношения педагога с детьми выстраиваются в соответствии с личностно – ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности ребенка. На занятиях по самопознанию педагоги способствуют установлению дружеских, толерантных взаимоотношений детей друг с другом, создают комфортный морально – психологический климат, в котором дети чувствуют себя легко и свободно.

Опираясь на индивидуальные способности детей, мы, как учителя самопознания содействуем развитию их общеучебных умений и жизненных навыков. Для этого на своих занятиях  используем определенные общепринятые формы работы:

– проведение занятий в малых группах?

– проведение индивидуальной работы с каждым ребенком?

– проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми?

– проведение беседы с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции.

А также совокупность методов и приемов обучения, отражающих особенности организации  занятий :

«Круг радости», «Наедине с собой», «Работа с текстом», «Беседа», «Игра», «Упражнение», «Творческая деятельность», «Круг от сердца к сердцу». Все они занимают определенное место в структуре занятия  и направлены на создание благоприятной, психологически комфортной среды. В зависимости от темы занятия последовательность указанных приемов может варьироваться и использоваться на разных этапах, по усмотрению педагога.

Педагогу важно помнить, что методические приемы, рекомендуемые для использования на занятиях, способствуют возникновению желания у детей активно участвовать в речевом и коммуникативном общении. На занятиях необходимо постоянно поощрять детей.

(познакомить с видеоматериалом и дидактическим материалом)

Притча  «Тысяча шариков»

«Жизнь – это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце – и то не всегда».

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *