Практическая разработка занятия на тему: «Развитие конструктивного мышления учащихся в рамках обновлённого содержания образовательного процесса детских музыкальных школ»


Оторвина Алла Александровна

преподаватель фортепиано и хора 

«Детская музыкальная школа Зелёновского РОО с. Дарьинское»            

                          

GDE Ошибка: Запрашиваемая ссылка недействительна
         

          Цели:

  • формирование компетентностного подхода к учебному процессу на примере работы с учащейся 6 класса фортепиано Васильевой Насти и старшей группы общего хора;
  • стимулирование интереса учащихся к познанию в сфере музыкального образования.

Задачи:

–  показать формы и методы знакомства с новым произведением;

научить учащихся:

–  понимать  язык музыки;

–  уметь анализировать и составлять смысловую характеристику

содержания разучиваемого материала;

–   получать эстетическое наслаждение от исполнения

художественного произведения;

–   использование Интернет-ресурсов для саморазвития .

                                             План занятия :

 

1) Роль технических упражнений на уроках специальности.

а) принцип аппликатуры  бемольных гамм;

б)  программная и не программная музыка на примере Этюда  «Кукла» Т. Лак

 

2) Коллоквиум на  тему «Как я слушаю и понимаю музыку»

на примере знакомства с пьесой Э.Грига «Поэтическая картинка» №2:

а) Беседа о жизни, вокальном и инструментальном творчестве композитора;

б) «Путешествие в Норвегию»

в) Слушание отрывков с просмотром фильмов – слайдов:

«Утро», «Одинокий странник», «Концерт для фортепиано с оркестром

ля минор .1 ч.»;

г) Романс «Избушка» Э.Грига и Г.Андерсена. Исполнение учащейся;

д) Выразительное прочтение художественного текста «Лесная песнь».

е) Знакомство с пьесой «Поэтическая картинка»: аудирование,

работа с карандашом – «архитектурный чертёж»

теоретический анализ пьесы учащимися.

ж) Абстракция восприятия звуковой палитры пьесы:

художественное представление в акварельных красках;

з) Синквейн на музыку Э.Грига

 

3) Коллоквиум по пьесе И. Раффа «Романс»;

а) средства художественной выразительности на примере сравнительного

анализа  с  пьесой «Кюй» Г. Жубановой;

б) «Романтизм» в музыке.

 

4)   Стилистика И.С. Баха:

а) Что такое полифония её виды;

б) прослушивание григорианского хорала;

в) просмотр видеоролика из серии « Сказки старого пианино»;

г) сравнительный анализ стилистики полифонии И.С.Баха

«Хоральная прелюдия» a -moll – М.И.Глинка «Фуга»:

 

5)  Подведение итогов.

 

                                             Ход урока  

 

Актуализация темы. Мотивация.

 

Уважаемые педагоги и учащиеся, реализация   обновленного  содержания

учебных программ, направлена на улучшение качества образовательных

услуг.  Освоение учебного материала в современных  условиях требует

компетентностного подхода. Таким образом, приоритетной задачей

в получении знаний является умение конструктивно мыслить.

В работе над   произведениями, а вы должны учиться анализировать и

понимать  музыкальный язык, замысел композитора.

В связи с этим мной был проведен  анонимный опрос  учащихся старшего

хора по  проблеме музыкального воспитания в ДМШ. Анкетирование

показало(приложение 1.) что ваш основной предмет специальность

определен не в число любимых предметов. И это огорчает, т.к. вы пришли в

ДМШ для того, чтобы  овладеть    тем или иным музыкальным инструментом.

Ведь вместе с  ним вы    приобретаете нового «друга», с которым вы можете

поделиться самым сокровенным – своими чувствами, мыслями и

переживаниями. В основных проблемных  вопросах мы постараемся сегодня

разобраться.

 

 1)Роль технических упражнений на уроках специальности.

Прежде всего хотелось уделить пару минут нашим любимым гаммам и

упражнениям. Если вы не будете пренебрегать работой над ними, вы не

заметите как разовьёте в себе технические навыки исполнения тех же

оборотов и элементов нотного теста, встречающихся в ваших  этюдах и

разучиваемых произведениях.

а) принцип аппликатуры в бемольных гаммах ,квинтовый круг;

(пригласить уч.-ся к инструменту, у которого есть проблемы с 

аппликатурой).Шпарглака: положение 4 –го пальца  лев. и прав. руки.

б)  программная и не программная музыка на примере Этюда  «Кукла» Т. Лак

Програмная музыка – это произведения имеющие заголовок или литературное

предисловие.

в) определение технических задач, их связь с художественной;

г)  задание учащимся – рассказать о своей  любимой кукле из детства;

 

2) Коллоквиум на  тему «Как я слушаю и понимаю музыку».

    на примере знакомства с пьесой Э. Грига «Поэтическая картинка» №2.

а) «Путешествие в Норвегию»;

б) Беседа о жизни, вокальном и инструментальном творчестве композитора;

Психологический тест  на восприятие информации «Салфетка -снежинка». Вывод: все мы имеем различный интеллект и у каждого он свой , поэтому  мы по разному мыслим и воспринимаем одну и ту же информацию.

В своих анкетах вы написали, что вашими любимыми

композиторами являются И.Бах, В.Моцарт, Л.Бетховен, П.Чайковский,

А.Скрябин!,есть даже «Шестаковский и Пушкин»!!!

Вы можете сейчас обосновать, почему вы выделили именно их? Что

привлекает вас в творчестве вашего любимого композитора?

Так что  такое Музыка ? В чем её сила? Вы когда- нибудь над этим

задумывались ?

Музыка отражает нашу жизнь, всё многообразие окружающего мира. Мир её безбрежен. Она охватывает разные эпохи истории, разные слои общества, очень непохожие друг на друга национальные традиции.

Музыка – это путешествие, это приключение, это волшебство…

Итак, мы с вами отправляемся в далёкое путешествие…Куда?- Догадайтесь сами!

Учащимся предлагается угадать произведение Э.Грига  «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г.Ибсена  по нотному тексту  первых  фраз. Звучит фрагмент пьесы. (слайд №4)

(слайд №5)

Мы отправляемся с вами в  путешествие по Скандинавии в гости к потрясающему зарубежному композитору Эдварду Григу в Норвегию.

(слайды 6-8   )

  Эдвард Григ – певец скандинавских легенд, родился 15 июня 1843 г. – 4 сентября 1907 г. в Бергене ; норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество его формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Принадлежит роду  шотландской династии Грейгеров. (слайд №9-11)

Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку. Одноклассники дали ему прозвище «Мозак» за то, что он был единственным, кто верно ответил на вопрос учителя об авторе «Реквиема»: остальные ученики не знали о Моцарте. На уроках музыки Эдвард был посредственным учеником, несмотря на гениальные способности к музыке. Современники композитора рассказывают, как однажды Эдвард принёс в школу нотную тетрадь, подписанную «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1». Классный наставник проявил видимый интерес и даже перелистал её. Григ уже предвкушал великий успех. Однако учитель вдруг дёрнул его за волосы и прошипел: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!»

Эдвард Григ написал около 140 романсов и песен, исполнение которых он

доверял только свой Нине. .(Слайды 12-13)

 

Слайдовая презентация Трольхаугена .(Слайды 14-21 )

С его биографией и творчеством вы подробно знакомитесь на уроках музыкальной литературы, а сейчас я хочу вам порекомендовать для просмотра

несколько слайдовых фильмов чтобы вы наглядно прочувствовали «язык  Григовских звуков и интонаций».

в) Слушание отрывков с просмотром фильмов – слайдов: (слайд №23-24)

«Утро», «Одинокий странник», «Концерт для фортепиано с оркестром ля минор 1 ч.»;

г) Исполнение учащейся романса «Избушка» Э.Грига на стихи

Г. Х. Андерсена;

«Избушка» — музыкально-поэтическая идиллия, картина счастья, красоты жизни человека на лоне природы. Жанровая основа песни-баркарола. Равномерное ритмическое покачивание как безмятежность, покой ,движение и всплески волн. Во втором периоде ощущается напряжение, лирический накал мелодии; строфа заканчивается четко выделенной кульминацией; на словах: «… ведь здесь любовь живёт».

Задание на дом: прочитать в поэтическом настроении текст вокально-  хорового произведения «Лесная песнь».

 

    е) Знакомство с миниатюрой «Поэтическая картинка»: (слайд №25

А сейчас вы прослушаете ф-ое пр.-ие Грига  – я прошу проиграть его

глазами.   Подумайте какое бы вы дали   название , характеристику;

Мы проделаем    «работу с карандашом» – «архитектурный чертёж» и сделаем общий теоретический анализ: форма, размер, план тональный и динамический, фактура особенности изложения: отметить элементы полифонического изложения.

Прозвучала пьеса №2 Allegro cantabile (B- dur) из фортепианного цикла

Э.Грига «Поэтические картинки».  Всего 6 миниатюр. Характер данного альбома лирический: живописное описание природы, народного быта .

Григ Э. выработал свои мелодические и гармонические приемы, помогающие запечатлеть атмосферу Норвегии, ее пейзажи. В «Картинке» № 2 звучит баюкающая интонация, которая  типична григовской  в музыке спокойного, эпического повествования.

ж) Абстракция восприятия звуковой палитры пьесы:

художественное представление в акварельных красках

–эскизы на музыку композитора;

з) Синквейн на эмоциональное восприятие музыки Э.Грига. (слайд №26)

Запись на доске.

Задание на дом: прочитать в поэтическом настроении текст вокально-  хорового произведения «Лесная песнь».

 

Итак, прежде чем приступить к работе над произведением загляните в историю его создателя. И вам многое откроется.

 

3) Коллоквиум по пьесе И. Раффа «Романс»; . (слайд №27)

Согласно обновлённым  формам контроля, вы сдаёте Коллоквиум.

Вопрос учащимся: Что такое коллоквиум? Для чего нужен коллоквиум?

Содержание коллоквиума (слайд)

Беседа с учащейся? Вопросы:

1.В каком жанре написано это произведение ? (Пьеса)

2.Что ты знаешь об авторе этой пьесы?

2.Теоретический анализ (тональность, размер, форма, фактурное изложение)

3.С каким жанром искусства тесно переплетается романс? (поэзией)

4.Понятен ли тебе этот жанр романс?

5.Какие эмоции он вызывает у тебя?

6.Расскажи о характере произведения?

7.Как ты понимаешь «романтизм» в музыке?

8.Какие средства выразительности использует автор для создания

романтического образа?

 

а) средства художественной выразительности на примере сравнительного

анализа  с  пьесой «Кюй» Г. Жубановой;

Как вы понимаете термин «поэтический» в музыкальном искусстве? В широком смысле слова «поэтическое» – все высокое и прекрасное, что характеризиует стиль романтиков.

 

Исполнение «Романса» с чувством и наслаждением. Увидеть мир  глазами художника.

Работа с «Кюем», как оркестровым произведением.

 

4)Стилистика И.С. Баха: (слайд №28)

 

Стиль композитора это «лик творца».Беседа о стилистике композитора.слайд 29

а) Что такое полифония её виды; (слайд №30)

Полифония – это одновременно звучащее многоголосие, где каждый голос мелодически содержательный. По видам разделяется на подголосочную, контрастную и имитационную.

б)прослушивание григорианского хорала –основы полифонии Баха;

в) просмотр видеоролика из серии « Сказки старого пианино»;

г)сравнительный анализ стилистики полифонии И.С.Баха

«Хоральная прелюдия» – М.И.Глинка «Фуга»:

(слайд № 31)

И так, можно ли понимать язык музыки так же как, например как конкретный язык литературы или живописи ? Музыка «не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями; она говорит только звуками» (Г.Г. Нейгауз). Язык точных понятий ей чужд, она говорит языком эмоций  чувств, нашего настроения. Я желаю вам больше знать о музыке, больше слушать и тогда она откроется вам и сделает вас счастливее. Не позволяйте стрессам из-за невыученного текста лишать себя радости удовольствия от высокого искусства. Желаю вам успеха!

                                                                                              приложение 1.

 

                        Анализ результатов анкетирования

                   учащихся общего хора инструментальных классов

                                 

Анкетирование проходило в целях исследования и выявления  проблемных зон  обучения учащихся в ДМШ, а так же на предмет умения анализировать и излагать свою точку зрения. Всего в опросе  приняли участие 11 учащихся  старшей группы хора (4,5,6 кл.) в возрасте от 10 до 12 лет:  8 учащихся – кл. фортепиано, 2- кл. кобыз, 1-кл.скрипка. Учащимся было представлено 10 вопросов. И так по результатам ответов на вопросы мы имеем следующее: на вопрос

1.Нравиться ли вам посещать музыкальную школу?(опишите почему)

– ответили положительно -7,  отрицательно-1, неопределённо 3

2.Ваш любимый предмет в ДМШ.

музыкальная литература -5 ,  хор 5-, спец.-1, все -2

 

3.Какой предмет  вам кажется наиболее сложным ?(почему)

сольфеджио- 4, спец – 3 , нет таковых – 4,

 

3.С какими трудностями вы сталкиваетесь при разучивании музыкальных произведений?

аппликатура, знаки альтерации ,чтение нот, ноты басового ключа, выучивание наизусть

 

4.Считаете ли вы полезным  для себя музыкальное образование?(обоснуйте)

положительно- 10, но необоснованно;  неопределенно -1

 

  1. Могут ли пригодиться вам занятия музыкой в жизни? (Как?)

положительно – 9 , отрицательно-1, неопределённо -1

 

6.Чувствуете ли вы себя более образованным, чем ваши сверстники не получающие начальное музыкальное образование?

положительно -8, отрицательно-1, неопределенно- 2

 

  1. Любите ли вы слушать музыку? ( какую)

положительно – 9 , отрицательно-2,

 

8.Ваш любимый композитор?(если нет ставьте прочерк)

В.Моцарт, Л.Бетховен, А. Скрябин, П.Чайковский, И.Бах, нет -3, 1-все, 2- Пушкин и Шестаковский

 

  1. Сколько времени в неделю вы уделяете домашним репетициям?

ежедневно – никто, в среднем – 2 раза в неделю по 30 мин  ,по 1ч.

 

10.Чего хотелось бы вам получать ещё в стенах музыкальной школы?

Доп. предмет по выбору -2, пермена-4 , больше знаний- 3, ничего-2