Оригами – это математика


Савина С.В., воспитатель

ГККП “Детский сад №4 “Буратино”

при отделе образования г. Степногорска

Многие считают, что оригами это забава, с помощью которой люди соз-дают различные фигуры,  но  очень многое в оригами связано с математикой. Оригами  связано с  геометрией, оригами, как наука, способна изумить нас формами, о возможности существования которых, мы, может быть, и не дога-дывались.

В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.

Первые попытки использовать оригами в педагогической практике в Ев-ропе справедливо связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Вильгельма Августа Фребеля  (1792-1852).Именно он в начале  XIX века начал создавать детские сады, а затем и школу. Фребель считал Природу лучшим учителем. Он сам сначала был лесником, очень любил и ценил природу и поэтому  не хотел, чтобы в школе дети занимались зубрёжкой. Фребель считал, что жизнь, движение и знание – есть три главные составляющие развития Человека. Его  теория взглядов на образование  и развитие личности включает в себя  4 главных компонента:

  1. Свободная активность.
  2. Творчество.
  3. Участие в жизни общества.
  4. Мышечная активность.

Например, основы геометрии он предлагал изучать не с помощью циркуля, линейки и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Он активно внедрял оригами в педагогический процесс. К сожалению тогда Фребель не владел такой, как в настоящее время, техникой складывания фигур. Но система его детских садов выжила, уже в 1892 году в Англии был основан специальный Фребелевский колледж, были они и в Америке, Японии, во многих странах Азии.

Идеи Фребеля и сегодня очень интересны. Не удивительно поэтому, что в наши дни оригами продолжает играть определённую роль в развитии и воспитании. Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук.

В конце XX века возник новый термин «оригаметрия», обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания.

Одна из таких задач это деление исходного квадрата без предварительных чертежей и измерений. Как это сделать, не прибегая к карандашу? В  наше время оригами с математической точностью шагает по планете семимильными шагами. Ученные придумали использовать приёмы оригами в космосе, а именно  Миура-ори — схема жесткого складывания, которая использовалась для развертывания больших установок солнечных батарей на космических спутниках.

Математика это одна из сторон оригами и наоборот оригами является одной из направляющих математики.

Японское искусство оригами очень широко вошло в нашу российскую жизнь и стало неотъемлемой частью для интеллектуального и познавательного развития. По результатам анкетирования в нашем детском саду как педагоги, так и дети считают, что оригами способствует в первую очередь  развитию математических качеств (наблюдательность, внимание и произвольность, логическое и пространственное мышление, точность и аккуратность) человека. Это умение необходимо как на основных уроках –  математика (геометрия, стереометрия), ИЗО, труд,  так  и на дополнительных элективных занятиях, кружках.

В ходе изучения данной темы мы смогли прикоснуться к тайнам оригами, понять смысл математических принципов в бумажной пластике. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, учащиеся знакомятся  с новыми геометрическими понятиями, основными определениями,  и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. Значит оригами  действительно, помогает изучать математику.

Оригами – это семейный, коллективный досуг, сближающий, улучшающий психологический фон семьи и коллектива. Каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.

Самый благоприятный период для развития интеллекту­альных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо разви­вать память, восприятие, мышление, внимание. Часто ро­дители и педагоги заменяют психологическое развитие ре­бенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная моз­говая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешнос­ти в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, про­блемам в эмоциональной сфере.

Многочисленными исследованиями была подтверждена связь интеллектуально­го развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения на­пряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вмес­те и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свобод­ными, развития речи и, следовательно, мышления добить­ся не удастся.

Таким образом, роль стимула развития центральной нерв­ной системы,всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совер-шенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения,  помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно создавая новый продукт. Именно в ней выявляются и реализуются  творческие способности детей дошкольного возраста, основываясь на  личностных переживаниях и начальном социальном опыте, происходит формирование социальных качеств. Развивающее значение продуктивной деятельности отмечено в работах в области психологии искусства, трудового обучения и художественного воспитания (А.В. Бакушинский, В.С. Кузин, Н.М. Конышева,  Л.А. Парамонова, Б.П.  Юсов, В.Б. Хозиев и др.).

Продуктивная деятельность имеет огромные образовательно-воспитательные возможности. Они легли в основу ее функций. Продуктивная деятельность развивает физические, умственные и нравственные способности детей (А.С. Макаренко, К.Д.Ушинский, Л.А. Парембская, Я.З. Неверович). Особое значение продуктивная деятельность имеет для развития у детей ручных навыков и интеллектуальных умений.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными  стандартами-условиями).

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие – физическое, умственное, нравственное, эстетическое. Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и вели-чине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный – короткий, высокий – низкий, толстый – тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической продуктивной и игровой деятельности.

А также происходит формирование у детей дошкольного возраста пред-ставлений о форме предметов и геометрических фигурах.

Геометрия – это область математики, которая изучает определенные неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства. Геометрические фигуры, в отличие от абстрактных понятий (чисел) могут быть использованы в процессе математического развития дошкольников с раннего детства. Современные психологии и нейропсихологи отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления, а также приемов умственных действий у детей дошкольного возраста.

Формирование представлений о форме является важной задачей сенсорного развития ребенка, а именно с сенсорики, с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается умственное развитие ребенка.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.

Отметим, что знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления.

Первое направление характерно для развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста (3-5 лет), второе же направление – для детей постарше – 5-7 лет и для школьников.

Исследования показывают, что вначале дети 3-4-х лет воспринимают геометрические фигуры как обычные игрушки и по аналогии с хорошо знакомыми бытовыми предметами, называя их именами этих предметов: цилиндр – стакан, столбик; трехгранная призма – крыша; конус – башенка; два лежащих рядом круга – очки и т.д. (С. Н. Шабалин).

Но под обучающим воздействием взрослых восприятие детьми геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают, отражая это в своей речи: цилиндр – как стакан, круг – как тарелка и т.д. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с которыми сравниваются жизненно-бытовые предметы (мячик, яблоко – это шар; морковь – это конус и др.)

А. М. Пышкало определяет пять уровней мышления в области геометрии, которые условно называет «уровнями геометрического развития».

Переход от одного уровня к другому не является процессом самопроизвольным, идущим одновременно с биологическим развитием человека и зависящим лишь от его возраста. Этот переход протекает под влиянием целенаправленного обучения, а потому зависит от содержания и методов обучения.

Первый, исходный, уровень характеризуется тем, что геометрическая фигура рассматривается как «целое». На этом уровне при восприятии фигуры дети еще не выделяют ее элементом, не замечают, например, сходства между квадратом и прямоугольником. Фигуры различаются по своему внешнему виду.

Ребенок, мыслящий на первом уровне, может легко научиться узнавать такие фигуры, как прямоугольник, квадрат, ромб и другие, хорошо запоминает их названия, но не видит общих признаков в этих фигурах.

При правильном обучении первый уровень может быть достигнут старшими дошкольниками.

Дети, достигшие второго уровня, умеют устанавливать отношений между элементами фигур или самими фигурами. Они выполняют анализ воспринимаемых фигур.

Однако Пышкало А.М. отмечает еще одну особенность в формировании геометрических представлений детей. Это то, что свойства фигур выявляются экспериментально, усваивается необходимая терминология и навыки.

Оригами позволяет детям преодолеть трудности и помогает «войти в пространство».

Раннее развитие пространственного мышления  методом оригами способствует преодолению трудностей  при изучении геометрии.

В своей педагогической практике я стараюсь оптимально сочетать мыслительную и ручную работу для связи плоскостных и пространственных форм, использую чудо превращения листа бумаги в фигурки животных, птиц, цветов для введения многих геометрических понятий.

Для решения поставленных задач разработана программа изостудии «Фантазёр». Кроме занятий кружка, оригами использую на занятиях по  математике и ручному труду.

На первом этапе дети в процессе складывания простейших фигурок знакомятся с основными геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник), понятиями (точка, прямая, отрезок, угол, диагональ, вертикальная линия, горизонтальная линия), их свойствами и учатся основам техники оригами. На этом этапе в игровой форме дети  делают плоские фигурки. Это создает предпосылки к творческой деятельности, стимулирует развитие мышления.  На этом этапе ребенок учится складывать фигурки по образцу.

На втором этапе особое место уделяется работе по схемам складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. Неправильное их прочтение не позволит достичь результата. Эта первоначальная работа по схемам направлена на развитие высшей формы восприятия – осмысленного визуального восприятия, которая связана с развитием пространственного мышления. Любая схема оригами дает ребенку опыт работы с геометрическим чертежом.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *