Без прошлого нет будущего


Сакимова Ганима Батырхаировна

руководитель школьного музея КГУ “Общеобразовательная школа №2 г. Аксая” Бурлинский район ЗКО

Не зная прошлого, истории,
трудно знать настоящее время
предположить будущее

Аль-Фараби

 

“Без прошлого нет будущего”- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: “Ты мира не узнаешь, не зная края своего”.

Любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры всего общества.

Как отметил Д.С. Лихачёв: “Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней”.

А корни, как известно, это- малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.?

Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя- надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

На мой взгляд, воспитание патриотизма не возможно без привития любви к малой Родине и особенно важно, чтобы любовь эта прививалась с детского возраста, чтобы дети знали: кто они, откуда их истоки, какова история земли, на которой они растут, и которую они будут защищать и преумножать.

Дети – будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.

Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, – это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в материальной и духовной культуре, в сфере нравственности и патриотизма.

Широкое поле творчества для учащихся и педагогов у школьного музея. С какой любовью и увлеченностью для своих музеев ребята собирают материал, приносят экспозиции в дар.  Ежегодно проводятся акции  «День музея», где не только школьники, но и их родители вносят свой вклад в копилку музея. Важным дополнительным источником пополнения фондов школьного музея является сбор значков, медалей, марок, открыток, посвященных историческим и знаменательным датам и событиям, людям той или иной эпохи. Эту работу с удовольствием выполняют кружковцы, ведут записи, беседуют с ветеранами.   Именно в музее хранятся   подлинные документы и вещи, реликвии истории, собранные во время походов, экскурсий, встреч с участниками Великой Отечественной войны, родителями учащихся, родственниками, не вернувшихся с афганской войны, войнами – интернационалистами, ветеранами труда, детьми войны и можно много еще перечислять интересных людей, которые хранят частичку истории, которые хотели бы поделиться с болью, чтобы мы помнили и не забывали свою историю.

Время идет вперед, поэтому современный музей это не только застывшие экспонаты, но и современные информационно-коммуникативные технологии, которые мы широко используем в деятельности музея – создание видеороликов, презентаций для проведение музейных уроков, конференций, а также изучение новых экспонатов, составление научных паспортов, аналитических справок, маркировки и при подготовке к  конкурсам.

«От малой родины начинается любовь к большой Родине – своей  родной  стране» -это слова Н. Назарбаева. Проектно-исследовательское, поисковое   направление для учащихся самое интересное, они любят путешествовать, искать, находить. С активом музея   изучили большую часть Бурлинского района и посетили  места захоронения  Жолбарыс   Батыра и Крыкоба, которые  вошли в Республиканскую книгу Регионально-сакральных  объектов. По результатам экспедиций были в музее проведены школьные мероприятия совместно с Центральной районной библиотекой, с приглашением старожил города.

Бурлинский район входит в состав ЗКО и при содействии администрации школы были организованны экспедиции в соседний район, мы посетили одно из семи чудес Чингирлауского региона « Поющий водопад» на реке Саркырама.  В Теректинский район целью нашей экспедиции стал Таксай-3,место захоронения «Золотой принцессы», где мы приняли участие в раскопках. Свою экспедицию в Срымский район мы посвятили к 100 летию партии Алаш. В итоге был составлен паспорт и банер «Рухани Жаңғыру»

Из данных таблицы видно, что музей набирает темп. О востребовательности музея говорит рост числа посетителей музея.

Анализируя учебный процесс можно сделать следующий вывод: учащиеся знают свой край, любят его,  не останавливаются на достигнутом, всегда находятся в поиске нового и неизведанного. Готовят презентации и защищают их.  И эта работа способствует улучшению трудоспособности учащихся, повышается показатель качества знаний.   Растет число учащихся занимающихся исследовательской деятельностью и создающих свои научные проекты.  Результат этой деятельности показаны на рисунке 1.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      рисунок.1 Анализ деятельности учащихся кружков.

Приобщение подрастающего поколения к познанию прошлого родного края, как частицы истории Родины, безусловно, принесёт свои плоды и в первую очередь научит понимать и любить настоящее. И это одна из основных задач музея   совместно со школой.

Список  используемой литературы:

Приказ  от 26 апреля 1996 года  Об утверждении « Положения о музеях, работающих в учреждениях  образования РК»
Гнедовский М.Б. Фабрика «звезд» (о пользе и значении музейных конкусов). // Музей и новые технологии / На пути к Музею 21 века / Сост. и науч. ред. Н.А. Никишин. – М.: Прогресс-Традиция, 1999. – С. 43-57.
Доскалиева Н.С.,Краеведение- эффективное средство формирования Казахстанского патриотизма. Журнал Сокпак  № 6,2013.С.22-24.
Жиеналиев Е.К.,Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся. Журнал «Сокпак» №5.2012, С.13-15.
Кайрлиева К.Ж.,Этапы краеведческого исследования. Журнал «Сокпак» №2,2014.С.26-27.
Киндербаева Д.А.,Семь чудес Шынгырлау. Журнал «Сокпак» №4.2015. С.54-56.
Асанова С. А., Основные этапы истории музейного дела Казахстана. Музееведение и историко-культурное наследие [Текст]: сб. ст. / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009 – Вып. III. – C. 156-166.
Лихачёв, Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачёв.- М.: Дет. лит.,1991.- 318с.
Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987.