Как выбрать траекторию обучения математике


Автор: Острянина Ирина Витальевна

Должность: учитель математики

Организация: КГУ “Новоишимская средняя школа №2”


Публикация содержит материал о дифференциации и индивидуальном подходе в обучении математике. Предлагается тест на выявление математических способностей у учащихся при переходе в основную школу. Тест прост в проведении и анализе.

 

В зависимости от уровня знаний, умений и навыков учащихся условно можно разделить на три группы: “сильные”, “средние” и “слабые”.

     «Сильные» ученики имеют хорошее состояние знаний, достаточное умение работать самостоятельно; их отличает  высокая активность при восприятии учебного материала, стремление приобрести знания и навыки,  хорошая память.    “Средние” ученики, по-моему, особая категория учащихся, т.к. у них есть вероятность подняться до уровня сильных и с такой же лёгкостью попасть в категорию слабых.

«Слабые» те, кто старается учиться, но не получается; те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя; и, наконец, те, у кого и способности крайне ограничены, и потребность в учебе окончательно пропала. Их характеризует существенная утрата знаний, умений и навыков или их отсутствие, пассивность на уроке при изучении нового материала, т.к. совершенно не готовы к полноценному участию,  быстрая утомляемость, слабая память, невнимательность, отсутствие умений организовывать свою учебную, особенно, самостоятельную работу,

Психологическими основами  индивидуализации обучения являются:

  • уровень обученности и обучаемости;
  • уровень общих умственных способностей;
  • скорость усвоения;
  • ндивидуальный стиль умственной деятельности;
  • психофизические особенности учащихся

Поэтому немаловажным для учителя является выявление наличия математических способностей у учащихся на раннем этапе. Считаю, что лучше всего это сделать в 5 классе, когда дети имеют представление о всех направлениях своего обучения. Я использую несложный опросник с последующей дифференциацией способностей. Исходя из результатов,  выстраиваю  характер индивидуальной работы по сложности и объёму.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

«Способности школьника»

Опрошенным ученикам выдаются разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми школьнику нужно вписать знак «+», если ответ положительный и знак «-» – при отрицательном ответе. Содержание вопросов зачитывается учителем.

Содержание вопросов

Верно ли, что в детстве ты очень любил:

  1. Подолгу играть в подвижные игры?
  2. Придумывать игры и верховодить в них?
  3. Играть в шашки, шахматы?
  4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?
  5. Читать стихи или петь песни?
  6. Разговаривать с не знакомыми или задавать вопросы?
  7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?
  8. Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие?
  9. Слушать или сочинять сказки или истории?

Нравиться ли тебе сейчас:

  1. Заниматься на уроках физкультуры или спортивной секции?
  2. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?
  3. Помогать ребятам решать математические задачи?
  4. Читать об известных открытиях?
  5. Участвовать в художественной самодеятельности?
  6. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?
  7. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?
  8. Заниматься в изостудии, кружке?
  9. Писать сочинения на свободную тему?

Получаешь ли ты особое удовольствие:

  1. От участия борьбы в спортивных соревнованиях?
  2. От своего умения расстраивать людей, распределить работу?
  3. От решения трудных математических задач?
  4. От исправления бытовых электро – или радиоприборов?
  5. От игры на сцене?
  6. От общения с людьми?
  7. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?
  8. От посещения художественной выставки?
  9. От пересказа какого – либо события, прочитанного или увиденного?

Часто ли тебя тянет:

  1. К длительным физическим упражнениям?
  2. К делам в группе требующим твоей инициативы или настойчивости?
  3. К разгадыванию математических шарад?
  4. К изготовлению каких-нибудь изделий?
  5. Участвовать в постановке театра?
  6. Помочь людям, посочувствовать им?
  7. Поиграть на музыкальном инструменте?
  8. Порисовать красками или карандашами?
  9. Писать или сочинять или просто вести дневник?

Любишь ли ты долгое время:

  1. Заниматься спортом или физическим трудом?
  2. Энергично работать вместе с другими?
  3. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?
  4. Копаться в механизмах, приборах?
  5. Заботиться о младших, слабых или больных людях?
  6. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?
  7. Исполнять музыкальные пьесы?
  8. Рисовать, лепить, фантазировать при этом?
  9. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

 

Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности:

І – физическое (спортивное) (1, 10, 19, 28, 37)

ІІ – организаторские (2, 11, 20, 29, 38)

ІІІ – математические (3, 12, 21, 30, 39)

ІV – конструкторско – технические (4, 13, 22, 31, 40)

V – эмоционально – изобразительные (артистические) (5, 14, 23, 32, 41)

VІ – коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42)

VІІ – музыкальные (7, 16, 25, 34, 43)

VІІІ – художественно – изобразительные (8, 17, 26, 35, 44)

ІХ – филологические (9, 18, 27, 36, 45)

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

Как показала практика, действительно эти знания о склонностях детей позволяют учителю выстроить стиль сотрудничества в процессе обучения.

Известно, что каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности и, как правило, в процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.

 

 

 

 

Метки: