Открытое занятие по ФЭМП
Скопиченко Галина Павловна
воспитатель мини-центра “Карлығаш” при КГУ «Ставропольская СШ»
Цель:показать знания,умения детей полученные на занятиях по ФЭМП.
Задачи:
- Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин.
- Закрепить использование усвоенных понятий – «большой», «поменьше», «ещё меньше», «самый маленький», «маленький», «по возрастанию», «по убыванию».
- Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
- Совершенствовать счётные навыки в пределах 5. Закрепить в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой.
- Конкретизировать и обогащать имеющиеся представления о количественных отношениях между двумя группами предметов: “ столько же, сколько”, “ больше, чем”, “меньше, чем”.
Материалы и оборудование:
– конверт с письмом, карта, детская морская форма, пять ключей разного цвета и размера с нумерацией от 1 до 5, имитация корабля;
– книга, цифры от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки; изображения двух аквариумов, картинки морских звезд и морских коньков.
– сундук, шоколадные монеты;
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель: – Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с воспитателями на двух языках).
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся!»
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу.
–Посмотрите, что случилось с нашей группой! Она превратилась в корабль! А мы с вами теперь матросы. Над нами летают чайки, а волны зовут нас в далекое путешествие!
Находим конверт с письмом,открываем,там карта.
Воспитатель читает письмо. Тот, кто нашел это послание настоящий счастливчик! Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по островам, указанным на карте. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, и только тогда вы сможете отыскать клад.
В:- Ну, что ребята, вы готовы к испытаниям? Отправляемся в путешествие?
Дети: ДА!
В: -Ребята, вы будет все моряками! А можно я буду вашим капитаном?
Дети: ДА!
В:- Тогда в путь! Но , чтобы нам поплыть надо надуть наши паруса! Давайте все вместе сильно-сильно подуем! / Гимнастика для лица/ А теперь возьмем весла в руки и начинаем грести! / Дети имитируют движения при гребле/
В:- Внимание! Вдалеке показался первый остров! Суши весла!Итак, первый остров – остров “Наоборот”.
Остров “Наоборот”
В: – На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше первое задание:
Я буду называть слово , а вы должны сказать мне его противоположное значение.
– низкий – высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.
В:- Молодцы, справились с заданием! Вот наш первый ключ!
В:- Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, красный). Отправляемся дальше (обращаемся к карте). Обыгрывается ситуация с кораблём – дети руками имитируют плавающие движения.
Остров “Геометрических фигур”
Лежит «Геометрических фигур»”. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой – прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.
В:-Вот мы и приплыли на второй остров – Остров «Волшебной книги»! Но посмотрите…. Морской ветер растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали со своих страниц. Может быть, мы поможем книге «Геометрических фигур»? Надо все картинки разложить по своим страницам. / Картинки располагаются на доске/
В:- Ребята , как называется геометрическая фигура, у которой нет углов и которая похожа на солнце. (Круг) Найдите, на картинках предметы , у которых такая же форма как у круга
В: -А как называется фигура, у которой есть три угла и три стороны. (Треугольник) Найдите, на картинках предметы , у которых такая же форма как у треугольника.
В – А как называется геометрическая фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. (Овал) Найдите, на картинках предметы , у которых такая же форма как у овала.
В: – Назовите фигуру , у которой 4 угла и сторона равны. /Квадрат/ Найдите, на картинках предметы , у которых такая же форма как у квадрата.
В: Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные (Прямоугольник). Найдите, на картинках предметы , у которых такая же форма как у прямоугольника.
В:- Ребята, какие же вы молодцы, все страницы поставили правильно!
В: – Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Второй, желтый)
Остров «Математических задачек»
(Обыгрывается ситуация с кораблём)
В: – Смотрите ребята, цифры уже готовятся к новому году. Елочку поставили, а украсить ее забыли. Давайте им поможем.
Задание: На верхние веточки развесьте большие шары.
-Сколько ты развесил шаров? обозначь цифрой(4)
-А теперь, под шариками нужно развесить маленькие шары.
-Сколько ты развесил шаров?(3)
-каких шаров больше? больших или маленьких? На сколько больше? Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? Сколько добавить маленьких шаров? По сколько стало больших и маленьких?
-Вот и ключ – помощник наш. (Снимаю ключ, дети называют его порядковый номер и цвет)
Гимнастика для глаз
-Садимся на корабль .Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите ан остров слева. Посмотрите на остров справа. Поднимите глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе (показываю).А теперь мы увидели чайку.(Поставьте пальчик перед собой) Она- то приближается, то удаляется от нас.
_Приплыли, где-то должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли?(кулачки сжали)
Физминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Ножками потопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Пятый Остров « Сказочный дворик»
Нас ждет последний остров. На столе стоит макет «Сказочного дворика». Наше задание – все животные смешались, нам нужно распределить животных на диких и домашних.
– Посмотрите, у вас на столе лежат те самые предметы, которые вы будете размещать.Домашних животных в лево,диких в право.(Названия животных на двух языках)
-Еще один ключ-помощник (порядковый номер и цвет.)
-В.-Вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать? Задание: Чтобы сундук открылся ужно разложить ключи по порядку.
Сундук открывается, в нем письмо. Зачитывается «Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Все что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад».
(В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке. Дети с воспитателем садятся в корабль)
-Вот мы и вернулись домой. Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами. Мы прошли все испытания, выполняли все задания.
-А с помощью. Каких испытаний мы смогли найти клад? А что вам больше всего понравилось? Что было выполнить сложно, а что легко?
-Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали, многое узнали, и стали еще дружнее.
Прощаемся с гостями на двух языках.