Учебно -тематическая программа факультатива по информатике для 6 класса «Информатика вокруг нас»

Сыздыкова Гулюм Утюгуновна
учитель информатики КГУ «Ноовсельская средняя школа»

Пояснительная записка

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу  и синтезу (созданию новых моделей). Направлен на формирование навыков самотоятельного добывания знаний и развитие интелектуальных творческих способностей. Программа состоит из 4 разделов: «Компьютерные и системные сети», «Представление информации»,»Компьютерная графика», «Работа с документом» Для закрепления темы и проверки знаний в конце каждого раздела приведены итоговые тесты и задания которые связаны с практическими навыками использования  ИКТ.Научаться готовить мини-проекты а также  защищать их .Интересные факты и дополнительная информация  помогут расширить представления об информации и информационных процессах.

При составлении данной программы использовались следующие источники:

Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун,Г.И. Салгараева, Г.Б Илиясова,А.С Маханова

Задачи обучения информатике школе, связанные с

1) обучением:

развитие познавательного интереса к предметной области «Информатика»,
познакомить школьников с основными свойствами информации,
научить их приемам организации информации,
формирование общеучебных умений и навыков,
приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией,
формирование умения применять теоретические знания на практике.
2) развитием:

памяти, внимания, наблюдательности,
абстрактного и логического мышления,
творческого и рационального подхода к решению задач.
3) воспитанием:

настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
бережного отношения к школьному имуществу,
навыков здорового образа жизни.
 

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Ожидается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией учащиеся будут уметь:

•        представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

•        создавать свои источники информации – информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы;

•        создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;

•        владеть основами компьютерной грамотности;

•        использовать на практике полученных знаний в виде рефератов, докладов, программ, решение поставленных задач;

•        готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

 

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1.     Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.     Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.     Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4.     Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Программа рассчитана на учащихся 6 классов.
Срок реализации программы – 1 год:
1 ( часа) занятие в неделю – 34 занятий

Цели факультатива:

Поскольку изучение такого предмета, как информатика в школах отводится всего лишь 1 час в неделю, организован факультатив  который   помогает детям получать дополнительные знания и умения по информатике, и поэтому можно выделить следующие задачи в своей работе с детьми на факультативе:

помощь детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
помощь в изучении принципов работы с основными прикладными программами;
творческий подход к работе за компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
развитие умственных и творческих способностей учащихся;
овладение основами компьютерной грамотности;
использование на практике полученных знаний в виде презентаций, рисунков и проектов.
Учебно – тематический план факультатива

по  информатике для 6 класса


Наименование
Кол –во часов
КОМПЬТЕРНЫЕ И СИСТЕМНЫЕ СЕТИ-1
1
Как не  навредить себе при работе за компьютером (создание таблицы режим дня)
1
2
История развития вычислительной техники (создание схемы описывающие компьютеры разработанные в ХХ вв)
1
3
Как работает компьютер? (создание постера)
1
4
Операционная систем компьютера (создание кроссворда основные характеристики ОС)
1
5
Беспроводные сети (Создание презентации по теме)
1
6
Защита презентации (лучшие презентации для участия в конкурсах)
1
7
Тестовые задания для раздела-1
1
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ-2
8
Передача информации
1
9
Шифрование информации (придумать сообственый способ кодирования информации)
1
10
Двоичное представление информации
1
11
Итоговый тест к разделу 2

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА -3
12
Создание векторных изображений на свободную тематику
1
13
Создание растровых изображений на свободную тематику
1
14
Сравнение растровых и векторных изображений
1
15
Итоговый тест к разделу – 3(лучшие рисунки для участия дистанционных конкурсов)
1
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ-4
16
Создание документа. Ввод текста, перемещение курсора, исправление ошибок. Сохранение документа.
1
17
Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.
1
18
Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.
1
19
Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал.
1
20
Нумерация и маркеры

Изменение формата нумерации и маркировки

Вставка специальных символов, даты и времени.
1
21
Проверка орфографии и грамматики

Использование режима предварительного просмотра, разрыв страницы, изменение ориентации и размера страницы.
1
22
Создаем деловые документы: справки, приказы, заявления и т.п.
1
23
Элементы рисования: автофигуры, заливка.

1
24
Элементы рисования: линии, стрелки
1
25
Элементы рисования: тени, объем, вставка картинок, рисунков.
1
26
Объект WordArt.
1
27
Создание открытки на свободную тематику
1
28
Работа с колонками: оформление газетных колонок.
1
29
Создание проекта

Школьная стенгазета «Школьные Новости» (в формате колонок).
1
30
Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста

1
31
Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек.
1
32
Форматирование таблиц: добавление границ и заливки.

1
33
Создание проекта «Календарь» (лучший календарь для участие в конкурса).

1
34
Создание проекта «Расписание уроков».
1