«Взаимодействие ДО и семьи в процессе нравственно – патриотического воспитания»


Муканова Сулушаш Саттыбековна
Қарағанды қаласы «Балапан» бөбекжайы КМҚК орыс тілі мұғалімі

В послании Президента страны народу «Казахстан 2030» в разделе «Миссия Казахстана» говорится: «Народ будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании  и  мировоззрении…Будет  одинаково  хорошо  владеть  казахским,  русским   и английским языками…Он будет патриотом своей, известной и уважаемой во всем мире стране». Эти задачи находят отражение в «Законе об образовании».

Перед педагогами стоит задача – воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, понимание сущности и значения государственных символов, уважение к традициям народа, воспитания истории, культурных, обычаев и традиций казахского и других народов Республики.

Приобщение детей к народной культуре является одним из  средств  формирования  у них  патриотических  чувств  и  развития  духовности. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Любовь к Родине зарождается в детстве, в тот период развития ребенка, который отличается особой восприимчивостью. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Нравственно-патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребёнка. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Формирование любви к традициям своего народа начинается с знакомство детей с устным народным творчеством, что способствует развитию личности в духе патриотизма. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. У казахского народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Поэтому очень часто как в учебной, так и в свободной деятельности важно знакомство детей с казахскими народными сказками. Дети узнают из них очень много нового о жизни и деятельности казахского народа, о традициях. В сказках через малое показывается зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей ( “Ит пен мысық адамға қалай үйренді”, “ Құмырсқаның қанағаты”, “Жылқы мен бұғы” ,“ Сырттандар”, “ Арыстан мен адам” , “Адам өмірі”, “Тоғай мен адам”,  “Ақыл, ғылым, бақыт”, “Қыз бен шал”, “Білгір адам” и т. д.) Учитывая особенности мышления дошкольников использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, предметы быта казахов, посуду, орудия труда). В группах, в кабинете казахского и русского языка созданы модели   «юрты», «мини — музей», этно-уголки, где собраны при тесном сотрудничестве с родителями предметы казахского быта. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

В своей педагогической практике воспитателям необходимо опираться на принципы гуманизма, единства развивающих и обучающих целей. Эмоциональному детскому восприятию способствует общение педагогов с родителями своих воспитанников.  Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой педагогов с детьми и родителями (подготовка декораций к утреннику, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность, беседы, обсуждения) которые направлены на формирование у детей чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным. Непосредственное участие каждого ребенка в утреннике, посвященном празднику, дает возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения. Это и проведение работы по формированию нравственности посредством воспитания у ребенка любви к Родине, и приобщения к народной культуре не только в детском саду, но и дома, чтобы ребенок чувствовал, что его творческое познание, интерес к патриотизму поддерживается среди близких людей. Чтобы оставить в душе ребенка яркие впечатления, о происходящих событиях, необходимо использовать разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация и др.

Активное участие родителей воспитанников в систематической работе по данному направлению имеет важное значение. Можно организовать совместную деятельность детей и родителей, когда дети становятся активными участниками конкурсов, таких как  конкурс  лэпбуков «Менің Отаным Қазақстаным», конкурс проектов «Жайнай бер, Қазақстаным!», конкурс стихов «Тәуелсіздік Қазақстан».   Воспитательную ценность несут акции добрых дел, выставки рисунков, фотоколлажей.  Воспитанники, выполняя поделки  под руководством родителей  получают  удовольствие и радость от соприкосновения с прекрасным.

На протяжения всего учебного года проводится большая работа по расширению базовых знаний детей. Были проведены беседы на темы: «Казахстан – республика моя», «Мой родной край», «Город в котором я живу», «Достық біздің тірегіміз», «Қазақстан халқының салттары мен дәстүрлері», «Ұлы Отан соғысының ардагерлері».

Первые шаги нравственно-патриотического воспитания дошкольников – это радость приобщения к традициям нашего народа. Посредством праздников: «День языков», «Наурыз мейрамы», народных обычаев «Ат кою», «Жетi Ата», «Атқа мінгізу», «Бесiке салу», «Түсаукесер» формируем у детей основы духовности и нравственности. Дети познают особенности каждого народного праздника: историю, традиции, национальные особенности празднования, цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков. Один из таких праздников – праздник Наурыз. Дети знают, что в этот день в каждой семье накрывают щедрые дастарханы. Для угощения готовят « наурыз – коже» из семи компонентов ( просо или пшеница, кукуруза, рис, мясо, лук, курт, айран). Кроме этого национального блюда предлагаем детям попробовать ещё другие праздничные блюда: баурсаки, шельпеки, бесбармак, курт. При содействии музыкального работника     на  музыкальных  занятиях   детям  рассказываем  об  айтысе   –    своеобразном музыкальном соревновании под акомпонимент домбры. Кроме домбры знакомим детей с другими казахскими национальным народным инструментом – кобызом. Во время праздников в детском оркестре используется казахский обычай – отбивать ритм на копытах лошадей которые называется так –таяк, рогах баранов. Эта удивительная деятельность очень увлекает детей. Дети являются активными участниками таких праздников.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Работа, построенная таким образом, значительно расширяет знания детей о своем крае, о своей стране, помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, понять смысл символики, воспитывает чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему мы помогаем ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

Таким образом, семья даёт основы нравственности и патриотичности, которые успешно совершенствуются в детском саду, то есть дошкольное образовательное учреждение выступает той социокультурной средой, которая создаёт оптимальные условия для формирования у детей правил социального поведения и формирования личностных качеств.

Литература.                                                                                                                         1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.

2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

3. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.                                                                                  4. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.:Сфера, 2005.