«Разные дети-разные возможности: инклюзивное образование в мини-центре при общеобразовательной средней школе»


Соколова Александра Юрьевна

учитель-дефектолог Мини-центр при КГУ «Общеобразовательная средняя  школа № 27» г.Караганды

 «Образование детей с особыми потребностями является одной из

основных задач для страны. Это необходимое условие создания

действительно инклюзивного общества, где каждый сможет

чувствовать причастность и востребованность своих действий.

Мы обязаны дать возможность каждому ребенку,

независимо от его потребностей и других обстоятельств,

полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу

обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

 

Аннотация. В данной статье рассматривается понятия «инклюзивное

образование», вопросы организации инклюзивного (включенного)

образования детей с особыми образовательными потребностями в группы

со здоровыми сверстниками. Представлен конкретный опыт совместного

обучения детей с особо образовательными потребностями и здоровых детей.

Abstract. This article is about the concepts of “inclusive education”, the

questions about organizing of inclusive education of children with special

educational needs in groups with healthy peers.there is an experience of joint

education of children with disabilities and healthy children.

 

Соколова А.Ю.– учитель-дефектолог г.Караганда,

КГУ  Мини- центр при «Общеобразовательной средней школе №27»

 

Л.С. Выготский еще в 30-е годы XX века обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное

и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей

социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития,

для успешной социальной практики имеющего у ребенка физического

дефекта.

Инклюзивное (французское слово inclusif – включающий в себя, от

латинского include – заключаю, включаю) или включенное образование –

термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми

потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей

с особыми образовательными потребностями  (ООП) и детей, не имеющих таких ограничений.

Педагогами инклюзивное образование понимается, как процесс

совместного воспитания и обучения детей с ООП и нормально развивающихся воспитанников.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ООП  овладевает знаниями в рамкахобщеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормальноразвивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к детям, уровеньпсихофизического развития которых соответствует возрасту или близокк нему. Как указывает Н.Н. Малофеев , организация интегрированного

образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного

детства. На сегодняшний день принимаются эффективные меры по

введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить детям с

особенностями в развитии возможность получения образования в условиях

общеобразовательных (массовых) учреждений .

Инклюзивное образование для  детей с ООП /особыми образовательными потребностями /,  является одним из приоритетных направлений нашего Мини- центра при ОСШ №27 г.Караганды. В коррекционных группах для детей с ООП  работают опытные специалисты врач-психиатр, учитель-логопед, и учитель-дефектолог в тесной взаимосвязи вместе с воспитателем. Также, следует отметить работу музыкального руководителя, физического инструктора, медсестры, которые тоже вносят неоценимый вклад в полноценное развитие и обучение детей с ООП. Для этого созданы необходимые условия. Специально оборудованы кабинеты, которые оснащены материалами для проведения коррекционной работы. В коррекционных группах имеются коррекционные центры, в которых есть дидактические игры такие как: «Магнитный конструктор», «Нанизывание бус» , «Лабиринты», «Ролейдоскопы», «Рыбаки» (магнитные рыбка и удочка), «Мозаика», «Пазлы», конструктор «Лего» и многие другие занимательные игры. Также для детей подобран комплект тетрадей, где дети выполняют интересные, несложные задания на обводку, раскрашивание и другие графические упражнения. Яркие иллюстрации ориентированы на развитие мышления, внимания, логики, творческих способностей и развития тонкой моторики.

При организации работы с детьми с ООП, интегрированными в общеобразовательные группы, внимательно изучается диагноз ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Специалистами нашего сада

ведется поиск подходящих видов и форм коррекционной работы.

Коррекционная работа начинается с первых дней пребывания ребенка в Мини-центре. Чем раньше начинается работа, тем она эффективнее. При обучении детей с ООП наши воспитатели и специалисты используют специальные методики и приемы обучения, технические средства и средства наглядности .

При размещении детей за столами в группе на занятии наши воспитатели

и специалисты строго учитывают особенности развития. При работе с наглядностью ребенку подбирать позу, которая удобна для максимального использования внимания на занятии. Вся эта работа проводится с соблюдением рекомендаций врача-психиатра.

Благодаря непростой работе наших воспитателей и специалистов

создается благоприятная среда, в которой дети с ООП в группе со здоровыми детьми, свободно общаются со сверстниками, не чувствуют себя лишними, совместно организовывают игры. Здоровые дети относятся к ребенку с ООП как равному, при необходимости, протягивают руку помощи.

Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с

ООП имеет взаимодействие нашего Мини центра с семьей

ребенка. Приобщение родителей к коррекционной работе позволяет

им самим стать активными участниками, прочувствовать атмосферу, в

которой находятся дети, увидеть процесс нелегкой работы специалистов и

воспитателей в инклюзивном обучении и воспитании. Ведь нашим педагогам

и специалистам небезразлично здоровье детей. В связи с этим организуются

индивидуальные консультации для родителей.  Педагоги нашего коллектива проводят совместные детско-родительские занятия, мастер-классы, способствующие освоению родителями методов и приемов воспитания.

Результатом доступной и полезной формы инклюзивного образования

в нашем Мини центре, можно считать высказывание мамы воспитанницы

нашей группы: «Какое это счастье, когда здоровые дети замечают твоего

ребенка и относятся к нему на равных…»

С гордостью могу сказать, что совместные усилия наших педагогов и

специалистов не пропадают зря – наши дети после выпуска идут учиться в

общеобразовательные массовые школы.

 

Литература:

1. Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в

современном обществе. — М., 010.

2. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских

садах для детей с ОВЗ. — М., 1998.

3. Ремезова Л.А., Курицина О.В. Инклюзивное дошкольное образование

детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология,

практика, технологии.