Однокоренные слова


 Сыбанова Гульнара Сакеновна
 учитель начальных классов Гуманитарно-экономическая школа-лицей им.Н.Островского г.Саркан

1. Психологический настрой. Слайд № 2.

– Как настроение?

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело!

2. Минутка чистописания.

Сквозная тема: «Архитектура». Слайд № 3

Архитектура – это музыка, застывшая в камне. (И.Гёте)

– Прочитайте высказывание.

– Почему же так говорят?

– Что такое архитектура? (с.39)

– Любое строительство начинается с работы кого? (архитектора)

– А что он делает: (рисует чертежи различных домов)

– Архитектура основывается на трёх китах: польза, прочность, красота.

– Согласны ли вы с тем, что архитектурные сооружения должны быть полезными, прочными и красивыми? Объясните.

– Прежде, чем запишем это высказывание  давайте еще раз вспомним критерии оценивания письма:

1.                  Правильно писать элементы букв.

2.                  Соблюдать высоту и ширину написания букв.

3.                  Правильно соединять буквы между собой.

4.                  Соблюдать расстояние между словами.

–  Запишите. Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга, . (за каждый критерий 1 балл, запишите на полях карандашом)

– У кого максимальный балл  поднимите руки.

3. Актуализация знаний.

Игра «Да – нет».

1.      Окончание служит для связи слов в предложении?

2.      Окончание – это неизменяемая часть слова?

3.      Все части слова кроме окончания входят в основу слова?

4.      Корень – это главная часть предложения?

5.      У родственных слов разное лексическое значение?

6.      Приставка стоит после корня?

7.      Окончание выделяют дугой?

Слайд №4.

– На слайде слова. Дети слепить из снегов весёлый снеговик.

– Можно ли назвать данные слова предложением?

– Измените слова таким образом, чтобы они были связаны между собой по смыслу. Дети слепили  из снега  весёлого снеговика.

-Запишите предложение и отметьте ту часть слова, которую вы изменили.

– Как называется эта изменяемая часть слова?

– Для чего служит окончание?

– Расскажите, всё, что узнали об окончании.

– Над каждым словом напишите часть речи.

4. Работа над темой урока.

На слайде стихотворение. Слайд № 6.

– Ребята, я предлагаю вам восстановить текст.

– Перед вами стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать из слов для справок подходящие по смыслу слова.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

… – отец, … – мать

И ребёнок – …

Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.

Один ученик пишет на доске, остальные в тетради.

– В чем особенность вставленных слов?

– Чем они похожи? Докажите.

– Выделите корень.

– Итак, сформулируйте тему урока.

– Однокоренные слова.

– Какие цели на урок поставите перед собой?

– Ребята, а что вы можете сказать о самом  слове корень. Слайд № 8.

Корень – дерева     Слайд № 11.

Корень – зуба

Корень – часть слова.

– Слово корень многозначное.

– А о каком корне мы будем говорить на уроке?

4. Работа по вариантам. Слайд № 12.

– На слайде записаны группы слов.

– Найдите и запишите только однокоренные слова, выделите корень.

1 вариант. Гора, горка, горный, горевать, пригорок.

2 вариант. Купить, покупка, покупатель, купальник, накупить.

– Почему слова называются однокоренные? Докажите.

Вывод:

– Какие слова называются однокоренными?

– Что такое корень?

– Давайте сверим с учебником. (с.40 читают правило)

– А сейчас я хочу рассказать вам одну историю.

Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( Слайд  № 14  )

– Прочитайте слова.

– Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)

– А попробуйте прочитать только корень.

– А теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

– Ясен ли смысл слов?

– Какой же мы сделаем вывод?

– Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.

– Запишите слова в тетрадь, выделите корень.

Поход, входить, уходить, выход, походка, ходьба.

5.Работа в группах.

– А хотите ли вы вырастить свои волшебные деревья?

– Подберите как можно больше однокоренных слов.

– Запишите в группах на веточках дерева однокоренные слова.

Выходят по одному ученику от каждой группы, читают слова, крепят на доске.

– Вот какой волшебный сад у нас получился!

– У кого больше слов?

Взаимооценивание.

Приём «Благодарность». Поблагодарите того, кто на ваш взгляд лучше работал в группе.

6.Физминутка. (встали) Слайд № 15

– Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.

Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, лом-домашний, дом-дым, поле-полюшко, гриб-грибной, обед-стол.

7.Работа в группах. Слайд № 16.

– А сейчас проведем небольшое исследование.

– Прочитайте цепочки слов, подчеркните только однокоренные слова.

1 группа. Морозный, холодный, мороз, морозить.

2 группа. Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

3 группа. Ученик, школьник, ученица, учит.

– Почему оказалось лишнее слово?

– Ведь эти слова близки по значению, но у них разный корень, эти слова синонимы.

Вывод:

– Так какие же слова называются однокоренными?

– Что такое корень?

8.Формативное оценивание. Слайд № 18.

Проверка по критериям. Я могу, я правильно и т.д.

9.Рефелексия. Слайд № 19.

– А как вы считаете достигли ли мы целей урока?

– Оцените себя «Соберём букет».

Розовый цветок – всё отлично (мне было легко, я понял тему)

Голубой цвет – хорошо, жёлтый цвет – затруднялся.