Однокоренные слова
Сыбанова Гульнара Сакеновна
учитель начальных классов Гуманитарно-экономическая школа-лицей им.Н.Островского г.Саркан
1. Психологический настрой. Слайд № 2.
– Как настроение?
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей, друзья, за дело!
2. Минутка чистописания.
Сквозная тема: «Архитектура». Слайд № 3
Архитектура – это музыка, застывшая в камне. (И.Гёте)
– Прочитайте высказывание.
– Почему же так говорят?
– Что такое архитектура? (с.39)
– Любое строительство начинается с работы кого? (архитектора)
– А что он делает: (рисует чертежи различных домов)
– Архитектура основывается на трёх китах: польза, прочность, красота.
– Согласны ли вы с тем, что архитектурные сооружения должны быть полезными, прочными и красивыми? Объясните.
– Прежде, чем запишем это высказывание давайте еще раз вспомним критерии оценивания письма:
1. Правильно писать элементы букв.
2. Соблюдать высоту и ширину написания букв.
3. Правильно соединять буквы между собой.
4. Соблюдать расстояние между словами.
– Запишите. Поменяйтесь тетрадями, оцените друг друга, . (за каждый критерий 1 балл, запишите на полях карандашом)
– У кого максимальный балл поднимите руки.
3. Актуализация знаний.
Игра «Да – нет».
1. Окончание служит для связи слов в предложении?
2. Окончание – это неизменяемая часть слова?
3. Все части слова кроме окончания входят в основу слова?
4. Корень – это главная часть предложения?
5. У родственных слов разное лексическое значение?
6. Приставка стоит после корня?
7. Окончание выделяют дугой?
Слайд №4.
– На слайде слова. Дети слепить из снегов весёлый снеговик.
– Можно ли назвать данные слова предложением?
– Измените слова таким образом, чтобы они были связаны между собой по смыслу. Дети слепили из снега весёлого снеговика.
-Запишите предложение и отметьте ту часть слова, которую вы изменили.
– Как называется эта изменяемая часть слова?
– Для чего служит окончание?
– Расскажите, всё, что узнали об окончании.
– Над каждым словом напишите часть речи.
4. Работа над темой урока.
На слайде стихотворение. Слайд № 6.
– Ребята, я предлагаю вам восстановить текст.
– Перед вами стихотворение, но некоторые слова потерялись. Ваша задача подобрать из слов для справок подходящие по смыслу слова.
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
… – отец, … – мать
И ребёнок – …
Слова для справок: ёж, ежиха, ёжик.
Один ученик пишет на доске, остальные в тетради.
– В чем особенность вставленных слов?
– Чем они похожи? Докажите.
– Выделите корень.
– Итак, сформулируйте тему урока.
– Однокоренные слова.
– Какие цели на урок поставите перед собой?
– Ребята, а что вы можете сказать о самом слове корень. Слайд № 8.
Корень – дерева Слайд № 11.
Корень – зуба
Корень – часть слова.
– Слово корень многозначное.
– А о каком корне мы будем говорить на уроке?
4. Работа по вариантам. Слайд № 12.
– На слайде записаны группы слов.
– Найдите и запишите только однокоренные слова, выделите корень.
1 вариант. Гора, горка, горный, горевать, пригорок.
2 вариант. Купить, покупка, покупатель, купальник, накупить.
– Почему слова называются однокоренные? Докажите.
Вывод:
– Какие слова называются однокоренными?
– Что такое корень?
– Давайте сверим с учебником. (с.40 читают правило)
– А сейчас я хочу рассказать вам одну историю.
Много-много лет тому назад встретилось людям маленькое, грустное, но очень юркое слово. Пожалели его люди, взяли себе и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло, посмотрите. ( Слайд № 14 )
– Прочитайте слова.
– Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
– А попробуйте прочитать только корень.
– А теперь попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.
– Ясен ли смысл слов?
– Какой же мы сделаем вывод?
– Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
– Запишите слова в тетрадь, выделите корень.
Поход, входить, уходить, выход, походка, ходьба.
5.Работа в группах.
– А хотите ли вы вырастить свои волшебные деревья?
– Подберите как можно больше однокоренных слов.
– Запишите в группах на веточках дерева однокоренные слова.
Выходят по одному ученику от каждой группы, читают слова, крепят на доске.
– Вот какой волшебный сад у нас получился!
– У кого больше слов?
Взаимооценивание.
Приём «Благодарность». Поблагодарите того, кто на ваш взгляд лучше работал в группе.
6.Физминутка. (встали) Слайд № 15
– Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.
Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, лом-домашний, дом-дым, поле-полюшко, гриб-грибной, обед-стол.
7.Работа в группах. Слайд № 16.
– А сейчас проведем небольшое исследование.
– Прочитайте цепочки слов, подчеркните только однокоренные слова.
1 группа. Морозный, холодный, мороз, морозить.
2 группа. Смелый, храбрый, смелость, смельчак.
3 группа. Ученик, школьник, ученица, учит.
– Почему оказалось лишнее слово?
– Ведь эти слова близки по значению, но у них разный корень, эти слова синонимы.
Вывод:
– Так какие же слова называются однокоренными?
– Что такое корень?
8.Формативное оценивание. Слайд № 18.
Проверка по критериям. Я могу, я правильно и т.д.
9.Рефелексия. Слайд № 19.
– А как вы считаете достигли ли мы целей урока?
– Оцените себя «Соберём букет».
Розовый цветок – всё отлично (мне было легко, я понял тему)
Голубой цвет – хорошо, жёлтый цвет – затруднялся.