«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.»
Чен Людмила Александровна
воспитатель ТОО «детский сад ««Әсем-ай К», г. Караганда
« К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать».
Лихачев Д.С.
В мире, где родители настолько заняты повседневными проблемами, что у них не остается времени даже на воспитание детей, не говоря о развитии нравственно-патриотического духа. Большое количество детей живут в неполноценных, неблагоприятных семьях. Им очень сложно понять и полюбить свою семью, дом и даже детские сады и школы. В связи с этим, в своей работе мы решили уделить большое внимание привитию нравственно-патриотических ценностей детям, начиная с младшего возраста. Очень важно учить детей с раннего детства совершать такие дела, которые будут на пользу для ближайшего окружения, а в дальнейшем и для страны в которой они родились и живут. Но для того чтобы привить такие ценности как нравственность и патриотизм, педагогам нужно самим быть патриотами страны в которой они живут и понимать что такое патриотизм. Так что же такое патриотизм и как сформировать нравственно-духовные ценности у детей, чтобы стать патриотами Родины.
Патриотизм – (от греческого patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
На сегодняшний день патриотическое воспитание дошкольников– это обдуманная, последовательная деятельность в детском саду по управлению у детей патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему государству, готовности к выполнению общественно-значимых дел и заданий направленных на взаимодействие взрослого и ребенка в общении и совместных действиях, которые помогают раскрывать в детях нравственные качества. Необходимо с ранних лет воспитывать у дошкольников заинтересованность к окружающим их жизнь событиям, интерес к своим истокам, культуре и истории. Невозможно вырастить настоящего гражданина без уважения к своей стране, языку, к ее национальным традициям. Воспитание патриотических чувств осуществляется в познавательной деятельности, творческих играх, культурных мероприятиях, народных подвижных играх, наблюдениях и труде.
В нашем дошкольном учреждении применяются разнообразные формы работы, как с детьми, так и с родителями воспитанников. Это выставки, походы в музеи, изготовление совместно с родителями газет о достопримечательностях города и родного края, знакомим детей с профессиями взрослых, которые приносят пользу нашему государству, также проводятся различные беседы, викторины, консультации учитывая интересы и особенности семьи и детей.
Особое внимание для формирования патриотических чувств уделяем знакомству малышей с государственными символами, прививая им любовь и уважение к нашему Гимну, Флагу, Гербу и Языку. Важно, чтобы дети с дошкольного возраста понимали, что символы государства- это история поколений казахского народа и людей живущих в мире и согласии.
Для успешной работы нами созданы все условия для организации эмоционально насыщенного образа семьи, родного дома, детского сада и школы, где детям необходимо научиться заботиться о близких им людях, сопереживать, помогать словом и делом, быть внимательными и терпимыми друг к другу. Исходя из вышеизложенной цели, мы выделили ряд задач:
Ø воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Ø Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, к земле, на которой родились, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Ø Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
Выделенные нами задачи мы решаем во всех видах организованной деятельности, таких как занятие, театрализованная деятельность, подвижные и сюжетные игры, наблюдения за трудом взрослых, утренники и другие мероприятия. Для того, что бы наши дети гордились, понимали и говорили на государственном языке, мы разрабатываем и применяем новейшие методы и приемы для изучения языка, закрепления государственных символов и т.д.
Посредством мультимедийных проекторов и презентаций, различных игр с элементами драматизации.
Чтобы работа в данном направлении была полноценной, мы активно приобщаем к ней родителей. Родители оказывают огромную помощь в развитии нравственно- патриотических чувств у детей через предлагаемые нами методы и приемы: сказки, мероприятия, организация мини-музеев, личные примеры, прогулки по достопримечательностям города, участие в городских и детсадовских мероприятиях.
В результате проведения совместной работы мы должны вырастить и воспитать такого человека, который будет любить свой дом, свой край, природу, которая его окружает, свою Родину и народ.
Таким образом, я считаю, патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей, для решения которой должна проводиться постоянная, систематическая, планомерная работа педагогов совместно с родителями. И я солидарна с высказыванием Н.А.Назарбаева, что: «Нашей стране нужны граждане, унаследовавшие от предков и впитавшие в себя чувство горячей любви к отчей земле и родному народу, которые бы беззаветно служили нашему независимому государству, обладали эрудицией и широтой мышления, были глубоко и разносторонне образованы, находчивы и сообразительны, смелы и ответственны, здоровы физически и нравственно.»
Литература
1.Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
2. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
3.А.Я. Ветохина «Нравстенно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Детство-пресс, С.-Петербург: 2009г.
4.Н. А. Арапова-Пискарева «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, – М.: Мозаика-Синтез, 2007