«Два берега одной реки»

Хе Лариса Николаевна
воспитатель КГКП я\с «Арман»

«Испорченность ребёнка есть результат системы воспитания, за которую расплачивается один воспитанник».

П.Ф.Лесгафт

 

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.)  заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.  «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Когда говорят о «воспитании родителей», имеют в виду вопросы влияния семьи на формирование ребенка и его развитие в целом, а также вопросы отношения семьи к обществу и культуре. Воспитание родителей — это, прежде всего, накопление знаний и навыков выполнения родительских функций и воспитания детей.  Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. К традиционным формам работы мы можем отнести:

1.Родительские собрания. Родительские собрания. Родительские собрания проводятся для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

 

2. индивидуальные  беседы с родителями. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу

3.наглядно-информационные Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские — ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.

Работа начинается с первого собрания в младшей группе «Давайте познакомимся!». На этом этапе знакомим родителей с детским садом, познакомили с режимом дня, со средой, в которой воспитываются дети, с задачами воспитания и обучения детей на данный учебный год, с педагогическим коллективом и раскрываем перед ними возможности совместной работы. Также в  начале учебного года было проведено анкетирование  родителей, исследованы уровни знаний детей , в результате которого были определены основные трудности и разработаны формы работы по данному направлению. По результатам  исследования выяснилось, что 40% родителей обеспокоены тем, как будет питаться их ребенок, 50% — боятся, что ребенок будет часто болеть в саду, 7% задумались над тем, как будет развиваться ребенок и 3% родителей сказали, что полностью доверяют дошкольному учреждению.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.  Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?                                                Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Поэтому следующее собрание было проведено в форме организационной деятельной игры «Поле проблем» , целью которой было дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть на них по-новому.  Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Следующим этапом установить партнерские отношения с семьей воспитанников было анкетирование «Чего я жду от д\сада?»  с целью  выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности  .  Далее были подобраны консультации и рекомендации для родителей. Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены “Уголки для родителей”, где помещаются консультации по всем разделам программы, по вопросам оздоровления и воспитания детей. Оформлены специальные “Уголки специалистов”, где родители могут получить всю информацию по всем интересующим их вопросам.

Совместные праздники и физкультурные досуги тоже  дают положительные результаты в работе. Родители активно участвующие в “Днях здоровья” лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Повышается  личная заинтересованность родителей в занятиях физкультурой, на соревнования и физкультурные праздники приходят не только родители, но и бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники и т. п. Все дружно болеют не только за свои команды, но и за команды соперников, а потом дружно обсуждают наиболее интересные моменты соревнований. В течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей: “Рисуем вместе с папами”, “Рисуем вместе с мамами”, “Зимний пейзаж”, поделки из природного материала “Осенний бал”, «Моя елочка самая лучшая» и т.п. Родители воспитанников детского сада подходят к выполнению задания с таким энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию, что результат превосходит ожидание. Очень эффективны такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов. Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал своих предков.  Была организована выставка «Моя родословная» на лучшее генеалогическое дерево. Тематические выставки способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, они, могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания. В результате проведения таких мероприятий  создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации этих программ  решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребёнка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие. С большим успехом всегда проходит “Неделя открытых дверей” в апреле. Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Целенаправленно ведется работа с родителями выпускных  групп. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, систематически обновляется наглядная информация, тематические выставки “Как подготовить ребенка к школе”.

Для обеспечения наибольшей эффективности работы с родителями на новый учебный год проводится анкетирование во всех группах в мае месяце с целью выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родителями.

С целью стимулирования наиболее активных родителей по итогам года на  родительском собрании вручаются благодарственные письма от администрации ДОУ, выпускается фотогазета “Самые спортивные”, “Самые активные».

Результатом является то, что изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей, многие родители перестают чувствовать свою изолированность, пересматривают свой стиль воспитания ребенка в семье. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.