«Использование технологии развития критического мышления на уроках географии»


Фризен Ольга Сергеевна
учитель географии КГУ «Общеобразовательная школа №6 акимата г.Шахтинска»

      Исходя из целей государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы,  формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, первоочередной задачей образования становится развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативной, информационной,  социально-правовой. Соответственно, в будущем переход   на 12-летнюю модель обучения  требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно получать знания.

Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.

Актуальность развития критического мышления, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей.

Задача научить школьников:

– выделять причинно-следственные связи;

– рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

– отвергать ненужную или неверную информацию;

– понимать, как различные части информации связаны между собой;

– выделять ошибки в рассуждениях;

– делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

– избегать категоричности в утверждениях;

– быть честным в своих рассуждениях;

– определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

– выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

– уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

– подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

– отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Стратегии «Развитие критического мышления» разработаны в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Для того чтобы эффективно использовать данную стратегию при работе с учащимися  необходимо знать особенности организации данной стратегии ее структуру, приемы.

В основе критического мышления  лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Если ученик мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

Рассмотрим данные фазы критического мышления более подробнее. Структура данной стратегии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной стратегии выделяют три основных этапа:

1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

Данная стадия позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Используемые приемы КМ:

·                  мозговой штурм

·                  КЛАСТЕР предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)

·                  Прием «Корзина идей» (Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»)

·                  Прием «Как вы объясните…» (Вспомнить рассказ И.Алтынсарина «Сын богача и бедняка» как с помощью различных признаков пытались определить направление своего движения и ориентироваться)

·                  Прием «Верные и неверные утверждения»

Земная кора состоит из горных пород – верно

Горные породы состоят из минералов – верно

Горные породы всегда  образованы множеством минералов – неверно

Гранит – это минерал – неверно

Известняк – магматическая горная порода – неверно

Метаморфическая горная порода – горная порода, претерпевшая изменения – верно

Мел-осадочная горная порода – верно

·                  Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Данная стадия позволяет ученику:

– получить новую информацию;

– осмыслить ее;

– соотнести с уже имеющимися знаниями.

Используемые приемы на стадии «Осмысления»:

·     Концептуальная таблица

Индийский океан
Линия сравнения
Тихий океан

1.Площадь, млн км2

2.Географическое положение

3.Положение относительно экватора и нулевого меридиана

4.Наибольшие моря и заливы

5.В каких климатических поясах расположен.Особенности климата

6.Особенности океанических течений

7. Рельеф дна океана

8. Средняя глубина, м

9. Максимальная глубина, м

10.Температура воды в поверхностном слое, °С

11. Солёность воды, ‰

12.Представители растительного и животного мира
·                  Прием ЖИГСО, ИНСЕРТ (пометки на полях)

·                  Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

·                  Прием «Тонкие и толстые вопросы»

·                  Прием «Зигзаг», «Лабиринт»

·                  Прием «Мое мнение»

·                  Прием «Мозговой штурм»

·                  Прием «Фишбоун»

·                  Прием разработки КЛАСТЕРА: Изобразите информацию о типах питания рек Казахстана

·                  Прием «Перепутанная цепочка»: По карте найди водораздел между двумя бассейнами рек Казахстана: Сарыарка, плато Торгай, Южный Урал, Сауыр-Тарбагатай

·                  Прием «Соответствие» Бассейн стока – реки

3 этап – «Рефлексия» (размышление).  Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Данная стадия позволяет учащемуся:

– целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;

– присвоить новое знание;

– сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.

Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:

·                  Написание эссе

·                  Рефлексивный дневник (Что нового вы узнали на уроке и др.)

·                  Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

·                  Прием «Мое мнение»

·                  Прием СИНКВЕЙН, ДИАМАНТА, КЛАСТЕР

·                  Составление вопросов используя «Ромашку Блума»

В процессе работы по СРКМ, все приемы работы с информацией постепенно “переходят в руки” самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.

Результатами  по использованию СРКМ являются:
– развитие мышления, творческих    способностей;
– развитие в учащихся уверенности и  понимания своих мнений и идей;
– активное участие в учебном процессе;
– умение с уважением выслушивать различные мнения.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

1.  Оценка (Где ошибка)

2.                Диагноз (В чем причина)

3.  Самоконтроль (Каковы недостатки)

4.                     Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).

5.                     Прогноз (Постройте прогноз).

Развитие критического мышления, это долгий и сложный  процесс к которому ученики должны подойти осознанно, но прежде учитель сам должен проникнуться этой идеей, понять ее элементы и рычаги управления.  Если на первых уроках, все элементы происходят с подачи учителя и его корректировкой, то в дальнейшем  учащиеся уже самостоятельно  используя опыт  предыдущих уроков, анализируют, синтезируют информацию, размышляют и выстраивают рассуждения для определения дальнейших действий. Таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

Список использованной литературы

1.Аяганова ШЖ. Использование технологии критического мышления в учебном процессе // Администратор в казахстанской школе. 2011. № 1.

2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

3.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012.

4.Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2011