«Использование технологии развития критического мышления на уроках географии»
Фризен Ольга Сергеевна
учитель географии КГУ «Общеобразовательная школа №6 акимата г.Шахтинска»
Исходя из целей государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, первоочередной задачей образования становится развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативной, информационной, социально-правовой. Соответственно, в будущем переход на 12-летнюю модель обучения требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно получать знания.
Общеизвестно, что даже самые новейшие и современные знания очень быстро теряют актуальность, устаревают и становятся невостребованными. Поэтому невозможно дать ученикам такой учебный материал, такую информацию, которая оказалась бы актуальной и профессионально востребованной ими на протяжении всей жизни. Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь сформировать в своих учениках то, что будет актуальным всегда и везде – это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Актуальность развития критического мышления, прежде всего в том, что «критическое мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей.
Задача научить школьников:
– выделять причинно-следственные связи;
– рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
– отвергать ненужную или неверную информацию;
– понимать, как различные части информации связаны между собой;
– выделять ошибки в рассуждениях;
– делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
– избегать категоричности в утверждениях;
– быть честным в своих рассуждениях;
– определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
– выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
– уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
– подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
– отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
Стратегии «Развитие критического мышления» разработаны в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Для того чтобы эффективно использовать данную стратегию при работе с учащимися необходимо знать особенности организации данной стратегии ее структуру, приемы.
В основе критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия. Если ученик мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Рассмотрим данные фазы критического мышления более подробнее. Структура данной стратегии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной стратегии выделяют три основных этапа:
1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Ученик ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
Данная стадия позволяет:
– актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Используемые приемы КМ:
· мозговой штурм
· КЛАСТЕР предположений (на стадии рефлексии вносим изменения)
· Прием «Корзина идей» (Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»)
· Прием «Как вы объясните…» (Вспомнить рассказ И.Алтынсарина «Сын богача и бедняка» как с помощью различных признаков пытались определить направление своего движения и ориентироваться)
· Прием «Верные и неверные утверждения»
Земная кора состоит из горных пород – верно
Горные породы состоят из минералов – верно
Горные породы всегда образованы множеством минералов – неверно
Гранит – это минерал – неверно
Известняк – магматическая горная порода – неверно
Метаморфическая горная порода – горная порода, претерпевшая изменения – верно
Мел-осадочная горная порода – верно
· Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
2 этап – «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
Данная стадия позволяет ученику:
– получить новую информацию;
– осмыслить ее;
– соотнести с уже имеющимися знаниями.
Используемые приемы на стадии «Осмысления»:
· Концептуальная таблица
Индийский океан
Линия сравнения
Тихий океан
1.Площадь, млн км2
2.Географическое положение
3.Положение относительно экватора и нулевого меридиана
4.Наибольшие моря и заливы
5.В каких климатических поясах расположен.Особенности климата
6.Особенности океанических течений
7. Рельеф дна океана
8. Средняя глубина, м
9. Максимальная глубина, м
10.Температура воды в поверхностном слое, °С
11. Солёность воды, ‰
12.Представители растительного и животного мира
· Прием ЖИГСО, ИНСЕРТ (пометки на полях)
· Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)
· Прием «Тонкие и толстые вопросы»
· Прием «Зигзаг», «Лабиринт»
· Прием «Мое мнение»
· Прием «Мозговой штурм»
· Прием «Фишбоун»
· Прием разработки КЛАСТЕРА: Изобразите информацию о типах питания рек Казахстана
· Прием «Перепутанная цепочка»: По карте найди водораздел между двумя бассейнами рек Казахстана: Сарыарка, плато Торгай, Южный Урал, Сауыр-Тарбагатай
· Прием «Соответствие» Бассейн стока – реки
3 этап – «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Данная стадия позволяет учащемуся:
– целостно осмыслить, обобщить полученную информацию;
– присвоить новое знание;
– сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому.
Используемые приемы на стадии «Рефлексия»:
· Написание эссе
· Рефлексивный дневник (Что нового вы узнали на уроке и др.)
· Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
· Прием «Мое мнение»
· Прием СИНКВЕЙН, ДИАМАНТА, КЛАСТЕР
· Составление вопросов используя «Ромашку Блума»
В процессе работы по СРКМ, все приемы работы с информацией постепенно “переходят в руки” самому обучающемуся: он начинает все активнее использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.
Результатами по использованию СРКМ являются:
– развитие мышления, творческих способностей;
– развитие в учащихся уверенности и понимания своих мнений и идей;
– активное участие в учебном процессе;
– умение с уважением выслушивать различные мнения.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
1. Оценка (Где ошибка)
2. Диагноз (В чем причина)
3. Самоконтроль (Каковы недостатки)
4. Критика (Согласны ли вы? Опровергните, приведите контраргументы).
5. Прогноз (Постройте прогноз).
Развитие критического мышления, это долгий и сложный процесс к которому ученики должны подойти осознанно, но прежде учитель сам должен проникнуться этой идеей, понять ее элементы и рычаги управления. Если на первых уроках, все элементы происходят с подачи учителя и его корректировкой, то в дальнейшем учащиеся уже самостоятельно используя опыт предыдущих уроков, анализируют, синтезируют информацию, размышляют и выстраивают рассуждения для определения дальнейших действий. Таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.
Список использованной литературы
1.Аяганова ШЖ. Использование технологии критического мышления в учебном процессе // Администратор в казахстанской школе. 2011. № 1.
2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
3.Руководство для учителя. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012.
4.Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2011