Русский язык 4 класс. Тема: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных»


Колот Галина Фёдоровна
учитель начальных классов КГУ «Песчанская специальная общеобразовательная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Тема:  Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Цель: – обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном; закреплять и уточнять знания учащихся по теме;

Задачи:

  • формировать навыки правописания  окончаний имен прилагательных;
  • умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.

Ход урока:
1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

  1. Сообщение темы и цели урока.
    -Над какой частью речи мы работаем с вами на уроках русского языка?
    – Что вы знаете об имени прилагательном?
    -Сегодня на уроке я приглашаю вас в «Страну прилагательных» посетить сказочный дворец. Вас ждут испытания на проверку ваших знаний.

Чтобы отправится в путь мы с вами поиграем
Игра «Да и Нет».

.        Имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет).

  • Имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да).
  • Имя прилагательное обозначает предмет (нет).
  • Имя прилагательное обозначает признак предмета (да).
  • Имя прилагательное отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? (нет).
  • Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
  • Имя прилагательное имеет постоянный род (нет).
  • Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да).
  • Род, число, падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да).

Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.

3.Островок « Чистописания».  

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

На пути нам встретилась  глубокая речка . Как перейти нам её?

Что это у нас написано? Нам надо разгадать загадки.

  1. Мостик «Загадок»

 

Я загадаю вам загадки, а вы записываете отгадки в столбик.
(Один учащийся у закрытой доски записывает отгадки.) 

 

Невидимка озорной

 Листья в воздухе кружит

Вот играет он с травой

 Налетит и улетит. (Ветер.)

 

Круглое румяное, ,

 Я расту на ветке. 

 Любят меня взрослые
И любят меня детки. (Яблоко) 

  Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.) 

Деревянный кафтан, в нем живет цветной Иван.
Где носом поведет, там свой след кладет.
Любит он альбом, тетрадь, и, конечно, рисовать. (Карандаш.) 

Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)



  1. Актуализация необходимых знаний.
    – Допишите к именам существительным (отгадкам) имена прилагательные. Определите род).
    Ветер резкий, холодный
    Яблоко красное, румяное
    облако пушистое, белое
    карандаш простой, цветной
    машина грузовая, пожарная
    (Проверка).Какой род будут иметь имена прилагательные? Почему?
    (Такой же, как и имя существительное, т. к. связано с ним)
    – выделить окончания у прилагательных.
    -Как грамотно написать окончание прилагательных. С чего надо начать?

6.Колодец

На нашем пути колодец. «Утолить жажду» можно при условии, если вытащить из колодца и разложить   последовательность определения рода  имени прилагательного.

Алгоритм

  1. Найди существительное, с которым связано прилагательное.
  2. Определи род существительного.

3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.

  1. Вспомни окончание прилагательных в этом роде.

      Дети читают последовательность

Разминка для глаз.

  1. «Островок знаний» Работа по теме урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим работать по теме: «Изменение имён прилагательных по родам». Научимся правильно писать  окончания.

Организация познавательной деятельности. (Работа в парах)
Учитель: Петя Иванов выполнил домашнюю работу, правильно ли он
вставил окончания.
Синяе море, добрая дело, красивая платье, ближние озеро, дальнии поля,
вечерния заря, веселый мальчик. 

 

 

 

Запишите словосочетания прилагательное + существительное:

         1ряд                                                                       2ряд

 

коричневый ( платье, костюм);

густой ( туман);

 знойный (лето);

 пожилой (человек).

Стр.52 упр. 118.(списать 2 предложения)

-Найдите в тексте имена прилагательные. Выделите окончания имён прилагательных.

-Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам).

-Как определить род имени прилагательного? (По роду имени существительного, с которым оно связано)..

Выделите окончания имён прилагательных, определите род.

  1. Закрепление изученного материала.

Что понравилось на уроке?

Алгоритм определения рода имён прилагательных

9.Итог урока

КолотГ.Ф.

 

Самоанализ ткрытого урока по русскому языку в 3 классе.

Тема:  Правописание падежных окончаний имён прилагательных
Цель: – обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном; закреплять и уточнять знания учащихся по теме;

  • формировать навыки правописания  окончаний имен прилагательных;
  • умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
  • расширять словарный запас детей;
  • развивать внимание и логическое мышление;
  • воспитывать чувство гуманного отношения друг к другу, любовь к природе; учить работать в группах.
  • Урок – путешествия начинается с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Второй этап –сообщение темы урока, где провели игру «Да – нет» Третий этап – минутка чистописания. Далее встретился мостик загадок, где отгадывали загадки ,подбирали им.прилаг . Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке.
  • При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель
  • Для определения уровня знаний были предложены разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучащихся, помогли создать в классе благоприятный климат. У обучающихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы),.Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, физминутка
  • Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
  • Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучащихся этого класса.
  • Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний. Я считаю, что на данном уроке все поставленные задачи были реализованы, цель достигнута.