Доклад : Использование ИКТ на уроках казахского языка


Темербекова Гульнар
учитель казахского языка и литературы КГУ «Песчанская специальная общеобразовательная школа-интернат №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  казахского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ,что позволяет сделать урок более ярким и увлекательным. Обучая детей казахскому языку и литературе  стараюсь подготовить и провести урок  расширить кругозор  учащихся, повысить уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Использование ИКТ на уроках  казахского  языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках  возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

  • информационной

поддержки;                                                                                                                   •иллюстрирования;

  • использования разнообразных упражнений;
  • экономии времени и материальных средств;                                                      • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;                                                                                        • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учёбе.

Ученики  легче воспринимают  правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников.  Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким.  Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

Велики  возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

Урок казахского языка  тема  «Отбасы»

Первый  слайд –  назовите одним словом людей живущих в одном доме «Отбасы»Учащиеся называют членов семьи .Ата, әже, әке, ана, аға,іні,сіңлі және мен. Дети дают краткую характеристику о членах семьи.

 

Второй слайд   словорная работа  читаю слова  дети повторяют несколько раз. Вторая часть слайда появляется после того, как дети записали в тетради новые слова . Осуществляется коллективная проверка (по цепочке).

Третий  слайдпредлогаю диалог с новыми словами .

Следующий слайд  -кроссвордученики переводят слова . Совместными усилиями делается вывод о теме урока .

Пятый слайд   вместо картинок  дети ставляют нужные  слова и записывают предложения в тетрадях  и на доске  .

Шестой слайд представляет собой красочную  картинка «Отбасы». Вывод  дети рассказывают о своей семье Менің отбасым үлкен.Менің атам және әжем бар.

Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.

На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1) значительно сэкономить время на уроке;

2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении стихотворение  А. Кунанбаева «Ғылым таппай мақтанба» с удовольствием учащиеся слушают аудио запись.

Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Абая Кунанбаева,Ыбырая Алтынсарина,Байтұрсынова.

Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

 

Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование ИТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.