Методика применения этнопедагогики в дошкольном воспитании


Айтмуханбетова М.Б.

Преподаватель русского языка Ясли-сада №7 г. Талдыкорган

В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстан – 2030» значительная роль отводится воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения. В связи с этим, особую актуальность в настоящее время приобретает возрождение национального самосознания, культуры, народных традиций и обычаев. Что способствует формированию и развитию гармоничной личности. Осуществление этих задач зависит от реализации воспитательного потенциала народной педагогики.
В Законе РК «Об образовании» определены основные направления политики нашего государства в области образования, которые базируются на народных традициях, общечеловеческих ценностях, историческом опыте, духовной культуре.
Поэтому роль этнопедагогики в воспитании и обучении детей в наши дни велика.

Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения , складывающаяся веками в этносе.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры здоровья создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее полно реализовывать свою индивидуальность.

Цель этнопедагогического воспитания: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике.
Задачи: сформировать национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания; воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, способную адаптироваться в рыночных условиях экономики, гражданина – патриота своей страны.

 

Содержание  воспитательной и образовательной работы нашего коллектива обогащено краеведческим и народоведческим материалом. Внедряются  новые технологии и методы приобщения детей к национальной культуре и ознакомлению с родным краем

Активизируется деятельность по средствам народной педагогики в разных возрастных группах.

Большое внимание уделяется в ясли-саде применению народной педагогики в воспитательно-образовательной работе и этнизации дошкольников. Например, для проведения физкультминутки во время занятий успешно используется фольклорная гимнастика в виде казахского народного танца «Қара жорға» или казахской национальной  подвижной игры.

Педагоги нашего ясли-сада успешно практикуют проведение интеллектуальных игр на материале занятий с элементами этнопедагогики. Активное участие в работе принимают родители. Они приносят свои изделия для выставки прикладного искусства казахского народа.

Наиболее распространенным способом создания этнопедагогического пространства в нашем ясли-саде является оформление отдельных уголков (например, юрта, национальная утварь, домашние животные казахского народа, которые формируют у ребенка познавательное отношение к жизни, культуре и быту своего народа, интерес к истории ремесел). В результате ребенок подрастая будет стремиться сохранить наследие своих предков).

В возрастных группах нашего учреждения оформляются уголки казахской национальной культуры обеспечивающие ежедневное восприятие национальных костюмов, музыкальных инструментов, казахских нацилнальных игрушек и национальной символики. В уголках национальной культуры представлены следующие экспонаты: «Астана», «Мой родной город», «Төрт түлік», «Казахские народные инструменты», , (стихотворения о родном крае, ауле, городе, казахские народные сказки и предания и др.), республиканская и городская символика, куклы в национальных костюмах, образцы декоративно-прикладного искусства. В нашем «Ясли-саде №7» активно ведется работа с детьми по краеведческой тематике (рисунки, поделки из природного и бросового материалов, тряпичные игрушки в казахских национальных костюмах). Методистами систематически организуется этнопедагогически окрашенная деятельность  с детьми  для познавательного и событийного насыщения жизни ребенка при этом воспитатели используют разнообразные формы и методы работы: проводят беседы, и устраивают инсценированные занятия о народных праздниках; рассматривают изделия  декоративно-прикладного искусства разных народов, организуют культурно-досуговую деятельность используют казахские народные игры; привлекают детей к созданию национальных игрушек, узоров, одежды для кукол и инсценирования казахских народных сказок.

На занятиях организуется проведение дидактических игр для закрепления знаний об элементах национального узора,  занятия проводят активно применяя казахские национальные игры.

К настоящему  времени педагогами коллектива накоплен большой опыт организации этнопедагогической деятельности с дошкольниками. Администрацией нашего коллектива разработаны разнообразные по содержанию педагогические технологии, в основу которых легли различные средства, формы и методы народного воспитания проводимые в виде познавательно-игровой деятельности по темам: «Казахское гостеприимство», «Казахские народные игры», «Праздник Наурыз» (Слайд №1,2,3,4,5). Практически, все эти технологии решают одну из главных задач- формирование начал национального самосознания, используя для этого различные народные средства.

Я рассмотрела очень много вариантов использования этнопедагогического материала и в своих занятиях по русскому языку в казахских группах  успешно их использую. Для воспитания национального самосознания я применяю такие элементы этнопедагогической методики как беседа об обычаях и традициях, национальных костюмах казахского народа. Например, в процессе изучения темы «Одежда», «Части тела» с детьми беседую о наряде казахской красавицы где дети описывают во что одета девушка, рассматриваем казахские национальные костюмы. Для развития  речи детей я разработала  познавательно-игровые уроки, позволяющие в сравнительной форме знакомить детей старшего возраста с культурным наследием казахского и русского народов (слайд № 8,9 «Национальные игры»).

С целью формирования представления дошкольников об обычаях и традициях казахского и русского народов и уважения к ним во время своих занятий практикую  принцип диалога двух культур. Реализация данного принципа предусматривает знакомство с фольклором, сезонными и бытовыми явлениями и т.д.  Для развития речи во время занятий организую работу с казахскими и русскими пословицами и поговорками, считалками, инсценировки сказок. При изучении темы «Счет в пределах 10» формируя элементарные математические представления знакомлю  с числами и совместно с детьми подбираю пословицы и поговорки и логические загадки о числах.

Все занятия русского языка я связываю с элементами этнопедагогики например, при изучении  темы «Моя Родина» я знакомлю детей с достопримечательностями родного края, в темах «Домашние и дикие животные» рассказываю о животных родного края. При изучении темы: «Птицы» беседуем о диких птицах обитающих в Казахстане, изучая тему «Продукты питания», «Посуда» рассматриваем иллюстрации казахских национальных блюд и посуды таких как: «Торсық», «Қазан», «Құмған», «Пиала».

Вся деятельность нашего «Ясли-сада №7» направлена на приобщение детей к национальной культуре и развитию творческих способностей средствами казахского народного творчества. Созданы условия для погружения детей в национальную культуру и приобщения к средствам народного воспитания педагоги имеют возможность использовать интересные методы работы.  Например, в процессе уроков русского языка я использую дидактические игры «Словесный портрет», «Угадай кто» (где по описанию нужно узнать героя казахской сказки или домашнее животное казахского народа), «Изобрази пословицу пантомимой» ( упражнение для развития у ребенка умения имитировать  животных,  размышлять и приобщаться к народным пословицам и загадкам). Это поможет быстрее запомнить народную пословицу. Во время занятий дети инсценируют загадки, сказки, что повышает у детей интерес к окружающему миру, развивает наблюдательность, раскрывает актерские способности. С помощью игры «Определим пословицу по началу» закрепляю знания детей казахских и русских пословиц (говорю начало пословицы, а дети продолжают).

Пересказывая или инсценируя вместе с детьми на русском языке казахские народные сказки использую инновационный метод игровое моделирование  направленный на решение какой-либо проблемы в сказке (например, помогают герою выйти из ситуации) или дети придумывают другой более счастливый конец сказки, игры-путешествия в казахскую народную сказку, рассказывание дидактических сказок и др. Это позволяет активно участвовать в решении познавательной задачи, вызывая активность за счет проживания сказочной игровой ситуации.

Сейчас, когда наша республика стала независимой, неуклонно возрождается древняя культура, развиваются национальные традиции куда входят и казахские национальные игры. Характерной чертой казахских национальных игр является присутствие возможностей для развития у детей сообразительности, быстроты мышления, обогащения воображения и творческого самовыражения ребенка. Казахскую национальную игру можно рассматривать как средство умственного развития детей дошкольного возраста. В содержании национальных игр казахского народа заключен познавательный материал, в достаточной степени расширяющий кругозор ребенка, уточняющий его преставления о мире, стране, родном народе.

В перспективе для этнопедагогизации своей деятельности в «Ясли-саде №7» я ставлю своей задачей использование различных по сюжетно – тематическому оформлению интегрированных занятий. Возможности этнопедагогики казахского народа в обучении и воспитании детей, в подготовке позитивной, гуманной личности велики и мы их должны использовать в процессе нашей педагогической деятельности..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.  Узакбаева С., Айтпаева А. Казахские народные детские игры. — Алматы: Республ. издат. кабинет Казахской акаде­мии образования им. И.Алтынсарина, 2000. — 170 с.

2. Таникеев М.Т. Мир народного творчества Казахстана. — Алматы: Санат, 1998. — 318 с.

3. Тотенаев Б.Т. Казахские национальные игры. — Алма-Ата: Казахстан, 1976. — 144 с.

 

4. Чубаров Л.А. Истоки казахских национальных обычаев . Алматы— 2004. С. 10-11.

5. Амандосов С.А. Обычаи и традиции Казахстана — Астана,2002. С. 15-16.

6.  Абушев А.Н. Особенности использования казахских национальных игр в процессе занятий с детьми // Тезисы респ. науч.-практ. конф. — 2006. — № 4. — С. 9-1