Открытое занятие по русской литературе на тему «Серебряный век русской поэзии»


Мельник Наталья Анатольевна
преподаватель русского языка и литературы ГККП «Высший колледж культуры им.Акана серэ, г.Кокшетау»

             Дисциплина: Русский язык и литература

Курс, группа: 1 ОМП

Специальность: 0403000  «Социально-культурная деятельность

и народное художественное творчество»

Квалификация: 0403013-5 «Педагог-организатор досуга,

режиссер массовых театрализованных представлений»

Подготовила: Мельник Наталья Анатольевна

Кокшетау, 2014

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГККП «Колледж культуры им.Акана серэ, город Кокшетау»

при управлении образования Акмолинской области

 

 

Технологическая карта учебного занятия

 

Дисциплина: Русский язык и литература

Группа: 1 ОМП

Тема: Серебряный век русской поэзии

Цель

Образовательная: рассмотреть проблему традиций и новаторства в литературе разных направлений начала века, формы ее решения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов; показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века, расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века, пробудить интерес к личности и творчеству поэтов Серебряного века;

Развивающая: развивать интерес к литературе как к предмету и виду искусства, развивать чувство прекрасного, воображение, фантазию в процессе инсценирования и выразительного чтения стихотворений, развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся; формировать у учащихся собственное отношение к событиям похи, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения;

Воспитательная: воспитывать нравственные качества учащихся на примере жизни и творчества писателей (внутренней красоты, благородства); формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино; воспитывать внимательное отношение к слову.

Тип  урока: комбинированный

Обеспечение  урока

учебно-наглядные пособия: видеоролики

раздаточный  материал: рабочие карты

ТСО: интерактивная доска

Межпредметная связь: культурология, история, искусство, химия

Литература  к  уроку

Основная: 1.       Шапошников В.В. Методическое пособие по литературному анализу «И все души моей излучины», Москва, «Московский лицей», 2006 г.

2.      Е.С. Роговер «Русская литература 20 века», С-Петербург, «Паритет», 2000 г.

Дополнительная: 3. Интернетресуры.

4.      Журнал «Литература в школе».

5.      Журнал «Современный урок», центр «Педагогический поиск».

Самостоятельная  работа  на уроке: анализ стиховорений, творческая работа, конспектирование материала

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся, создание психологического настроя

Содержание  и  последовательность  изложения новой (пройденной) темы

(АЙГЕРИМ) Перед нами длинная череда имен и трагических судеб: А. Блок, К. Бальмонт, О. Мандельштам, Н. Гумилев, И. Северянин, В. Маяковский, С. Есенин, А.Ахматова, М. Цветаева: всех перечислить сейчас невозможно. А как хотелось бы:

( Звучит стихотворение А. Солженицина)

Поэты русские! Я с болью одинокой
В тоске затравленной перебираю вас.
::::::::::::::::
Чума на нас, российские поэты!
Текучим воском вылиты каким?
Один в петлю, другой – из пистолета,
К расстрелу, четвертого в Нарым.
Да счесть ли всех? Да кто сберет алмазы
В рассеянных, разбитых черепах?
Безумный я!- пополз подземным лазом
Сберечь их гордость в невидимых стихах –
И вынес их!……………………………………….

( на фоне концерта С.Рахманинова №2)

 

(АНДРЕЙ) Николай Гумилев. Расстрелян большевиками.

Александр Блок. Рано умер в голодном и холодном Петербурге, не имея возможности выехать из страны на лечение.

Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин. Покончили жизнь самоубийством.

Иосиф Мандельштам, Николай Клюев. Погибли в советских концлагерях.

Анну Ахматову, Бориса Пастернака  травили, обвиняли в буржуазных тенденциях, умалчивали их творчество.

 

(УЧИТЕЛЬ) Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии Серебряного века, поэзии первых двух десятилетий ушедшего века.

Выполнение каждого задания учащиеся оценивают на листе оценок, в конце урока выставляют себе оценку и комментируют ее.

 

Была в русской литературе эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. И это время получило название серебряный век русской поэзии.

Почему  же серебро?Что же такое серебро? (РОЛИК О СЕРЕБРЕ КАК МЕТАЛЛЕ)

Давайте посмотрим, что значит слово «серебро» и «серебряный» в словарях:

Значение слова Серебро по Ефремовой:  перен. Мелодичность, звонкость, чистота (голоса, звука и т.п.).

Серебро в Энциклопедическом словаре: Металл белого цвета, ковкий, пластичный; Имеет наивысшую среди металлов электрическую проводимость, теплопроводность, отражательную способность.

Значение слова «Серебро» по словарю Символизма:
Серебро – Означает Луну, девственность, женское начало; золото же – мужское начало, Царицу, при этом Царь – опять-таки золото.  Китай: чистота, яркость, иньское качество Луны. Христианство: целомудрие, чистота, красноречие.

Что же для вас значит «серебро»? С чем оно у вас ассоциируется?

Прием «Ассоциации»

– А какие ассоциации у вас вызывает это название – «серебряный век»? Напишите их.

Ассоциативная цепочка:   блеск, туман, дымка, колокольчик, волшебство, тайна, хрусталь, звон, капель, блеск, яркость, звон, утончённость, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, свечение, сияние, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста, глаза…
Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.  Впервые это название было предложено философом Николаем Бердяевым

Николай Алексеевич Бердяев – яркая фигура в русской религиозной философии.

(Выходит ученик в роли Н.А .Бердяева)

– Я считаю философию чистым творчеством, в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. Моя концепция миространия: 1) в качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу; 2) все зло в мире истекает из этой свободы (Зло – это испытание, посланное людям благим Богом); 3) в итоге, Бог мир создает, себя в мире проявляет, но не управляет миром; 4) человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение; 5) Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу; 6) Достичь этого результата может человек лишь через катастрофу, конец света; 7) в результате наступит новый мир – вечное царство свободы и духа.

Четко понятие «серебряный век» закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа “Серебряный век русской поэзии” (1933). Термин “серебряный век” возник по аналогии с “золотым веком”, веком Пушкина, Толстого, Тургенева. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX—XX веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. В это время жили и творили такие художники, как М.Врубель, И.Репин, Н.Рерих, Б.Кустодиев. Создавали свои музыкальные произведения такие композиторы, как А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович, И.Стравинский. Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей этого периода стала поэзия.

“Поэзия серебряного века” – поэзия, проверенная временем. Она помогает увидеть в историческом – личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира.

Творчество поэтов серебряного века сложно и неоднозначно. Общим, пожалуй, у всех является стремление спасти человечество, возродить его с помощью красоты, исцелить с помощью искусства. Человек является объектом их истинного интереса.

Понятие «серебряный век» в литературе впервые и очень точно употребила Анна Ахматова:

***

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью

По Неве или против теченья,

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком плыл.

Лев Гумилев так рассказывает о появлении этих строк: «Говорили мы с Анной Андреевной о поэзии. Я ей говорю: «Золотой век» – это Пушкин и другие, вы – как месяц». – «Почему?» – спросила Анна Ахматова. Я ответил: «Они писали о посторонних: о Евгении Онегине, кавказском пленном, медном всаднике, мертвых душах. А вы все время пишите о себе, « я и я». Поэтому они – солнце, а вы – месяц». « О сын, спасибо! Продай мне эту идею», – обрадовалась Анна Ахматова.

Так у нее появились  в «Поэме без героя» эти замечательные строки:

На Галерной темнела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

Понятие “серебряный век” появилось позже, а современники использовали термин – “модернизм”. (От франц. модерн – новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической

Какие модернистические течения вы можете назвать?

– Давайте их рассмотрим, ваша задача – дополнить недостающие фразы в опорных конспектах.

А) Символизм – литературно-художественное течение, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо).

Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. (Какие звуки передают шуршание камыша?)

***

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.

Какие образы-символы вы увидели?
Какие ассоциации у вас возникли?
Какие звуки создают настроение стиха?
Б) Акмеизм (от греч. Акме – цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) – литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.

Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту.

Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все, казалось, было пропитано поэзией.

В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911

Кому посвящено это стихотворение?
Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?
– А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? (обратиться к конспекту)

В) Имажинизм – течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. “Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы”.

Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными, мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине.

* * *

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916

Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?
РАЗМИНКА

Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо,  нарисуем лицо звуками, словами.

А поможет нам стихотворение одного замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает “слышать” портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.

Приготовились, начинаем:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй – пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо.

Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым.

Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.

Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)

– Почему так мог писать только футурист?

Г) Футуризм – передовое течение в европейском искусстве начала века. Футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое.

Вот вам один из примеров:

В. Хлебников «Там, где жили свиристели».

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

Вопросы.

1. Найдите и объясните неологизмы.

2. Какую роль играет звукопись?

Примерный ответ учеников.

Времири (время и снегири), поюны (поющие и юные), поюнна (от поющая), вабна (

по словарю В.Даля: лакомая, заманчивая).

Звукопись (повторение согласных з-с передает звуки свистящие, звенящие свиристели).

– Итак, ребята, рассмотрели 4 направления Серебряного века. Прослушав меня, вы должны были заполнить конспект. Проверьте правильность ответов.

Что является основным в создании стихотворения для представителя каждого течения?

– Прочитать стихотворение и сделать вывод:

Учитель литературы:
Восхищались: «Символист!»
И кивали головами:
Оставлял стандартный лист
С нестандартными словами.
Задыхались: «Акмеист!»
И качали головами…
Горный воздух свеж и чист
С настоящими словами.
Восклицали: «Футурист!»
И стучали головами…
Оставлял корявый лист
С нестандартными словами. (В. Малышев)
– Все они такие разные. Каждый видел мир по-своему.
Вывод:
Символизм – образы – символы, деление мира на внешний и внутренний.
Акмеизм – конкретные детали и чувства.
Футуризм – ломка традиций.
Работа с интерактивной доской.
Учитель литературы:
– На доске в три столбика выписаны существительные их трех стихотворений.
– Какой столбик «символистский»?
– Какой – «акмеистский»?
– Какой – «футуризм»?
Докажите это!

Бездна
Ночь
Звезды
Черви
Туман
Боль
Крик
Выпь
Люди
Звери
Руки
Паук

Небо
Лыжи
Месяц
Луг
Дворец
Окошки
Тишина
Тропинка
Дорожка
Ива
Дерево

 

Медногорлый
Бесконечночасый
Стихачество
Пианинить
Легендарь
Бродвеище
Молоткастый
Декабрый
Фырк

Хваталка

Погонялка
Учащиеся должны по использованным в стихотворениях существительным доказать принадлежность к определённому течению: для символизма характерно наличие возвышенных слов – символов (бездна, дух, лоно, кормило, твердь). Для акмеизма – предметный мир (небо, лыжи, тропинка, дорожка, ива). Для футуризма – словотворчество, использование просторечных, разговорных слов. (Представители каждой группы работают на интерактивной доске, выбирают цвет, отмечают слова).
1 столбик – символизм. Стихотворение В. Иванова «Дух».

2 столбик – акмеизм. А. Ахматова «Знаю, знаю – снова лыжи».
3 столбик – футуризм. В. Маяковский

Подведение итогов.
Учитель литературы.
– Основные черты символизма?
– Основные черты акмеизма?
– Основные черты футуризма?

Модернисты были ослеплены “сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками”, это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе (ВИДЕОРОЛИК). Вот и мы с вами побываем в “Кафе поэтов” и в очередной  раз откроем для себя поэзию серебряного века.

 

ИНСЦЕНИРОВКА

1 ведущий (идет ролик «Бродячая собака»)

Русская поэзия Серебряного века дала много блестящих поэтов. В те далекие времена они часто собирались в одном из самых известных литературно-артистических клубов Петербурга под названием “Бродячая собака”.

Анна Ахматова

Да, я любила их – те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием голубоватый пар,
Камина красного тяжелый зимний жар,
Веселость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

2 ведущий

В глубине одного из петербургских дворов находилось кафе, называющееся «Бродячая собака». Открыто оно было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Вот как об этом писал поэт Георгий Иванов: «Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Буфетная и две залы. Это в прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры – золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов».

1 ведущий

Они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя акмеистами. Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкими влюбленностями. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах, судьбах России.

2 ведущий

Было очень тесно, очень душно, очень шумно. На крошечной, из теса сколоченной эстраде читали стихи, доклады, музицировали, танцевали, устраивали диспуты представители разных течений, обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства.

В клубе “Бродячая собака” гремел рокочущий бас, раскованный, могучий, Владимира Маяковского(представляемые поэты встают, раскланиваются), звучал бархатистый, грудной голос Анны Ахматовой; читал свои таинственные, мистические стихи А. Блок; звучал высокий, звонкий, гибкий голос Марины Цветаевой. А среди них – чудесный, как весенний цветок, голос Сергея Есенина.

Александр Блок.

Он по праву занимает центральное место среди поэтов серебряного века. Путь Блока был труден и полон противоречий. Но в своем творчестве поэт всегда был честным и мужественным, восторженным и влюбленным. Каждое его стихотворение- это страница большой книги, тема которой – жизнь.

Поэзии А. Блока, как и всем великим явлениям искусства, суждена Вечная молодость – та самая, что окрыляет человека духом добра и свободы и задает ему труднейшие вопросы.

Об этом с глубокой верой сказал сам поэт:

Но есть ответ в моих стихах тревожных:
Их тайный жар тебе поможет жить.

(Звучит стихотворение А. Блока ” О весна, без конца и без краю”.)

 

В дневнике у меня после посещения Есенина появилась запись: “Был у меня рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые”.

1 ведущий

Есенин всегда с благодарностью вспоминал об этой встрече, считая, что именно с легкой руки Александра Блока началась его литературная дорога.

Сергей Есенин

Я сын крестьянина … С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул в Петроград. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий.

Блока я знал уже давно, но только по книгам. Был он для меня словно икона, и я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, я дал себе зарок: идти прямо к нему домой. Приду и скажу: “Вот я, Сергей Есенин, привез вам мои стихи. Вам только одному верю. Как скажете, так и будет”.

Сергей Есенин (видеоролик)

1 ведущий

Через два месяца Сергей Есенин, уже известный, возвращался к себе на родину.

2 ведущий

Но не всех поэтов публика приняла так, как Сергея Есенина. Много споров, непонимания, критики встретила поэзия целого ряда художников.

На сцене появляются окололитературные дамы.

1 дама

Вы слышали, среди поэтов появились какие-то футуристы, символисты, акмеисты?

2 дама

Слова-то все какие-то нерусские. Да это, кажется, литературные течения.

1 дама

Читала и слышала я их. Вчера здесь, в “Бродячей собаке”, один из них, Игорь Северянин, читал свои стихи:

Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском!
Весь я в чем-то норвежском,
Весь я в чем-то испанском.
Фи!

2 дама (достает из сумочки кусочек обоев)

Вы только посмотрите, что о себе заявляют футуристы: “Прошлое тесно… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности… Только мы – лицо нашего времени” И отпечатана их программа на чем? На оборотной стороне обоев. И называется “Пощечина общественному вкусу”!

1 дама

Сколько шума от этих футуристов, Маяковского, Хлебникова. Ничего не поймешь в их поэзии, весь русский язык исковеркали. Разве это стихи:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

2 дама

Галиматья какая-то! А чем символисты лучше? Одна мистика. Все ноют … Тоска зеленая. Слышали новый шедевр символиста Валерия Брюсова? Сочинил стихотворение всего в одну строку: “О, закрой свои бледные ноги”.

1 дама

А что поэтического в другом его стихотворении?

Тень не созданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

2 дама

Ничего не поймешь! Сплошные загадки. И вся жизнь – загадка.

1 ведущий

Совсем иными кажутся стихи “царскосельской веселой грешницы”.

Анна Ахматова

Я родилась 11 июня 1889г. под Одессой. Годовалым ребенком была привезена в Царское Село. Там прожила до 16 лет… Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет…

Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна…

Звучит баркарола из “Времен года” Чайковского.

2 ведущий

В царскосельских садах произошла встреча Анны Ахматовой с Николаем Гумилевым. Ей было 14, а ему – 17. “Книга женской души”, – так говорят о стихах Ахматовой.

Под аккомпанемент гитары звучит песня на слова Ахматовой “Ты письмо мое, милый, не комкай”.

1 ведущий

Николай Степанович Гумилев был одним из основателей акмеизма. Он объединил литературную молодежь, создав “Цех поэтов”. Гумилев был страстным путешественником, добровольцем ушел на фронт в Первую мировую войну, награжден двумя Георгиевскими крестами. О нем привыкли говорить: поэт, путешественник, воин. Слушателей буквально завораживали его живописные стихи: стихи об экзотических животных, о жарких пустынях, далеких морях.

1 ведущий

Поэзия Серебряного века немыслима без имени Марины Цветаевой. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым интонациям. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы.

Марина Цветаева (читает стихотворение “ Мне нравится, что вы больны не мной”).

2 ведущий

Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Она хорошо была знакома с Валерием Брюсовым, Сергеем Есениным, Анной Ахматовой, Владимиром Маяковским и другими талантливейшими людьми.

1 ведущий (под звуки чарльстона)

Владимир Маяковский в серебряный век вошел как возмутитель спокойствия. Знаменитая желтая кофта долго дразнила воображение публики.

Владимир Маяковский

Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор…

2 ведущий

К футуристической кампании Маяковского не было равнодушных. Их публичные выступления, поездки по стране вызывали самые шумные, самые противоречивые отклики. Действительно, необычно парадоксально звучат стихи Маяковского. Он находит в повседневности что-то причудливое и неожиданно, фантастически делает это ярким.

Владимир Маяковский

Я сразу смазал карту будня
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

1 ведущий

Сам большого роста, он все преувеличивал: любовь, ненависть, улицы, дома, космос. В своей первой футуристической поэме, которая очень броско названа “Облако в штанах”, он дерзко, весело, озорно разговаривает с небесами.

2 ведущий

Современники вспоминают, что был Маяковский эмоциональный, романтичный, нежный.

1 ведущий

Кого только из писателей, художников, актеров не видели и не слышали стены клуба “Бродячая собака”! Читали еще не напечатанные стихи Мандельштам, Бальмонт, Хлебников. Для нас, живущих в XXI веке, их творчество, несомненно, Большая Поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира. Прав был поэт Осип Мандельштам: “Все эти русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда”.

Когда захочется стихов о жизни, смерти и борьбе,
О самой горестной судьбе и о прощении грехов,
Когда захочешь прочитать о том, что можно раз любить,
Что без свободы нельзя жить, не надо много здесь искать.
Ищи средь книг ХХ век, страницу лишь перелистни,
Поэзия из серебра, она играет и блестит,
Она волнует и бодрит, в ней столько жизни и добра.
И в ней читай ты между строк, и мир покажется другим,
А сердце вечно молодым, но рок по-прежнему жесток.
Не зря серебряным зовут: он драгоценный, он блестит,
Но он жестокий, как гранит…

Серебряный век…
Имена и потери.
Отчаянье Блока.
Восторги невежд.
И в горькую бездну
Открытые двери.
И горькая память
Погибших надежд.
Серебряный век…
Золотые потери.
Великие книги
И подлые дни.
И первые выстрелы
По недоверью.
В разлуку спешащие
Чьи-то огни.
Трагический век.
Гениальные годы.
Тревожные будни
И смутный покой.
И смотрит на нас
И печально и гордо
Серебряный век
Гумилевской строкой (А.Дементьев)

 

Работа в группах:

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: Вставить пропущенные слова в стихотворения поэтов «серебряного века» и сравнить с оригиналом – по группам!

1 гр. Вставить недостающие существительные:

БОГ И ДЬЯВОЛ

Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,

Одному — мои стоны, и другому — мой вздох,

Одному — мои крики, а другому — мечты,

Но вы оба велики, вы восторг Красоты.

 

Я как туча блуждаю, много красок вокруг,

То на север иду я, то откинусь на юг,

То далеко, с востока, поплыву на закат,

И пылают рубины, и чернеет агат.

 

О, как радостно жить мне, я лелею поля,

Под дождем моим свежим зеленеет земля,

И змеиностью молний и раскатом громов

Много снов я разрушил, много сжег я домов.

 

В доме тесно и душно, и минутны все сны,

Но свободно-воздушна эта ширь вышины,

После долгих мучений как пленителен вздох.

О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!

 

2 гр. Вставить недостающие прилагательные:

Игорь Северянин (футуризм)

Клуб дам

Я в комфортабельной карете, на эллипсических рессорах,

Люблю заехать в златополдень на чашку чая в жено-клуб,

Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и о ссорах,

Где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп…

 

О, фешенебельные темы! от вас тоска моя развеется!

Трепещут губы иронично, как земляничное желе…

— Индейцы — точно ананасы, и ананасы — как индейцы…

Острит креолка, вспоминая о экзотической земле.

 

Градоначальница зевает, облокотясь на пианино,

И смотрит в окна, где истомно бредет хмелеющий Июль.

Вкруг золотеет паутина, как символ ленных пленов сплина,

И я, сравнив себя со всеми, люблю клуб дам не потому ль?..

1912

 

3гр. Вставить недостающие глаголы:

Анна Ахматова (акмеизм)

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

 

Чтение получившихся стихотворений и сравнение с оригиналом (просмотр роликов)

 

Подведение итогов урока
Владимир Маяковский

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Жизнь любого человека, согласно древнейшим народным поверьям, а также его характер и поведение зависят от благоприятного или неблагоприятного расположения звёзд и планет на небе, которое в момент рождения человека приобретает роковое значение. С приходом христианства стали говорить, что звёзды – это окошки в светлом Божьем тереме; из этих окон наземлю смотрят ангелы хранители. У каждой живой души свой ангел и своя звезда: как только человек рождается, в небе открывается новое окошечко-звезда и когда он умирает, то душа улетает в свой Божий терем и смотрим оттуда на нас. Поты серебряного века теперь светят на нас как звезды своими замечательными творениями.

РОМАНС «Гори, гори, моя звезда…»

Интерактивный прием «Звезда любимому поэту»

 

(Подари  звезду  любимому   поэту  Серебряного  Века.

Напишите  несколько  слов  о  том,  чья  поэзия    тронула,  а  потом зачитайте и  приколите  на  голубое  небо.

 

Рефлексия.
Пожалуйста, продолжите следующие высказывания:
Для меня Серебряный век – это…
В процессе подготовки к мероприятию я испытывал (а) …, потому что…
Свое выступление я считаю …, потому что …
Я ухожу с … настроением, потому что …

 

Оценка: оценивание ответов учащихся по карте оценки (выполнение каждого задания учащиеся оценивают на листе оценок, в конце урока выставляют себе оценку и комментируют ее)

 

Домашнее задание: Составить поэтические сборники (по выбору), мини-книжка:
1. Сборник символистов «Любовь».
2. Сборник акмеистов «Дальние страны».
3. Сборник футуристов «Дерзкие стихи».

 

ФИО и подпись  преподавателя  ___________________________________________________

 

 

Приложение 1. Презентация к занятию