«От интереса к чтению – к духовно – нравственному здоровью учащихся»


 Мельник Ирина Николаевна
 библиотекарь КГУ «Агротехнический колледж №2 село Каменка, Сандыктауский район» управления образования Акмолинской области

   Проблема духовно – нравственного воспитания студентов сегодня стоит остро, как никогда. Век информации и компьютеризации взял власть над умами читателей в свои руки, превратив чтение в технологический процесс поиска и получения информации. Произошёл резкий спад качества чтения детей. Оно стало деловым. Всё стремительнее на первое место выходят энциклопедии и справочники. Они становятся настольными книгами во многих семьях, и поэтому наша задача – воспитать талантливых, творческих читателей. Здесь в качестве «полководцев души» выступают педагоги, библиотекари, родители. Перед образовательным учреждением ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими, духовно –  нравственными нормами. Современная действительность – пересмотр идеалов, поэтому важной социальной задачей становится обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан.

Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовно – нравственного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. «Сокровищница книг», как называл библиотеки Белинский В.Г., может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности, болеющей душой за судьбу своей страны. Воспитать такого человека без книги невозможно. Поэтому в эпицентре воспитания стоит библиотека.

Основным содержанием духовно – нравственного развития личности являются базовые национальные ценности, мир которых – результат активной деятельности самого человека. Задача библиотеки – организовать эту деятельность так, чтобы была необходима активная работа разума и души, возможность показать свою гражданскую позицию, высказать свое и выслушать мнение других. Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый студент неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий; воспитывать с помощью книг, с опорой на книги – значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы, значит развиваться. Интеллектуальная и эмоциональная сферы студентов только складываются, потребности еще не сформированы. И здесь в руководстве чтением большую роль играет личность библиотекаря. И очень важно, чтобы каждый библиотекарь, работающий с учащейся молодежью, систематически повышал свой профессиональный уровень, приобретал опыт работы с литературой, а главное был «человеком».

В библиотеке проводятся различные мероприятия о роли личности в обществе, нормах поведения, доброте и порядочности.

«Каждый из нас есть то, что он читает, и все мы незаметно становимся тем, что вычитываем», – сказал русский философ, писатель и публицист И. А. Ильи́н.

Вывод напрашивается сам собой: наше спасение – в чтении. Но как не читающую ныне нацию превратить в читающую? В читающую – не для выполнения домашних заданий, и не для увеселения, и не для разгадывания кроссвордов (в этой функции половина населения страны еще ис­пользует книгу), а для того, чтобы остаться человеком и получить страховку от деградации себя, детей, внуков и страны в целом. Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции, прочитанной в 1987 году, когда тенденция к культурной катастрофе лишь намечалась, назвал нечтение наибо­лее тяжким преступлением не столько против книги, сколько против са­мих себя. «За преступление это, – сказал он, –  человек расплачивается всей жизнью; если же преступление это совершает нация –  она платит зa это своей историей».

В данном выступлении представлен опыт работы библиотеки КГУ «Агротехнический колледж №2 с. Каменка Сандыктауский район» управления образования Акмолинской области по развитию духовно – нравственных ценностей студентов.

Библиотека – гибкий, мобильный центр информации, огонек помощи и надежды, поэтому со всей уверенностью можно утверждать, что развитие морально – духовных качеств студентов осуществляется по всем направлениям деятельности библиотеки через различные формы работы (индивидуальные, групповые, массовые).

Огромную роль в работе библиотеки играет наглядность, самой распространенной формой реализации которой являются книжные выставки и тематические полки. Систематически оформляются книжные выставки по актуальным темам: «Казахстан: взгляд в прошлое и устремленность в будущее», «Язык страны – душа народа», «Познай свою профессию», «Даты, события, факты», «Здоровый человек – здоровая нация» и др.

Веселой и азартной формой приобщения к чтению стал ежегодный конкурс на лучшую читающую группу среди студентов 1—3 курсов. Его цель — привлечение читателей в отдел художественной литературы, формирование у студентов широких читательских интересов, расширение кругозора и круга чтения, развитие навыков самостоятельного мышления и оценки прочитанного.
Одно из главных направлений в работе по духовно – нравственному развитию – краеведение. Важным элементом обучения и воспитания подрастающего поколения является изучение истории. Прошлое Родины образуется из прошлого её малых городов и сёл.

 

Библиотечное краеведение, как составная часть общего краеведения, имеет цель выявить, собрать, сохранить предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию со своим регионом.

Библиотечное краеведение сегодня вышло на новый уровень развития. Оно призвано соединить искусственно разорванную связь времен, стать действенным средством оздоровления социальной памяти, изучения культурного наследия.

Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родному селу или городу…задача первостепенной важности…Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре.»

Патриотизм и краеведение можно считать синонимами в развитии краеведения. Сегодня для Республики Казахстан нет более важной идеи, чем патриотизм – это отношение граждан к своей Родине – Республике Казахстан, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. В казахстанском патриотизме общеказахстанское чувство гражданина сочетается с чувством малой родины, родной республики, области.

Наш якорь спасения – восстановление национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества. А одним словом – краелюбие.

С заботой о будущем в колледже в 2016 году при библиотеке организован студенческий клуб «Времён связующая нить».

За период работы клуба были проведены следующие мероприятия:

-Выездная экскурсия в район, для просмотра краеведческой экспозиции при детской библиотеке, с целью ознакомления с историей Сандыктауского района;

– Экскурсия в школьный краеведческий музей, созданный на базе сельской Каменской средней школы. Разделы, которого содержат насыщенный материал по истории села, от истоков и до наших дней;

– Туристско-краеведческая экскурсия «Летопись села». В период проведения разработали несколько видов раздаточного материала: буклеты, листовки, закладки, которые определили основное направление нашей работы и новую форму продвижения краеведческой информации – создание краеведческих пособий.

– Цикл мероприятий «Встречи с интересными людьми». Любовь к родному краю мы прививаем посредством встреч с людьми увлеченными, талантливыми, преданными своей «малой родине». Старикам есть что рассказать молодёжи, а молодым – послушать и узнать, чем гордиться, что надо приумножить и прославить на родной земле. Истина такова, как когда – то о ней сказал великий Толе Би: «Бiрлiк жоқ жерде тiрлiк жоқ» –  «Без единства ни в одном деле толку нет»;

– Мероприятия в цикле «Люби и знай свой край родной!», посвященные воспитанию любви к своей «малой родине», знанию ее истории, перспектив развития;

-Краеведческая викторина – путешествие «Край, в котором я живу»;

– Проведён поэтический вернисаж «Мой край родной, тебе поклон земной»;

– Большое место в краеведческой деятельности занимает информационная работа. Проводились информационные часы «Листая прошлого страницы»;

– Ещё одной разновидностью краеведческой деятельности явилось проведение комплексных информационно – методических дней. На информационно-методических днях студенты посмотрели интересные показательные мероприятия, познакомились с краеведческими материалами, познакомились с музеями, организованными при общеобразовательных школах, памятниками погибшим воинам-односельчанам, имеющимися на территории села, производственными объектами и фермерскими хозяйствами. Очень интересно прошли представления лучших усадеб сельских жителей;

– Создали краеведческий фонд в библиотеке: книжные полки с краеведческой литературой, папки с вырезками из газет и журналов, методические разработки внеклассных мероприятий по истории нашего края, буклеты, брошюры, диски.

– «Моя родословная» не менее важное мероприятие в краеведческой работе. Человеческое общество не может строить будущее, не познав опыт предыдущих поколений, свою родословную. И как тут не вспомнить поговорку, имеющую особое значение в наши дни: «Нельзя быть Иваном, не помнящим родства».

Члены клуба участвуют в краеведческих конкурсах и викторинах, слетах и фестивалях, проводят классные часы и уроки мужества; готовят презентации о селе, районе и создают виртуальные экскурсии по краеведческим объектам села, района.

Наше село не большое, но очень живописное.

В этом году Каменке исполняется 130 лет, а районному центру 90 лет.

Не менее значимым будет приближающийся юбилей нашего колледжа. В 2019 году нам исполняется 60 лет. Поэтому на основе собранного и имеющегося материала, мы планируем создать к юбилейной дате альбом «Летопись села».

Каждый уровень занятий по краеведению –  это воспитание молодого поколения – наших наследников, тех, кто из наших рук должен получить еще сохраненные вековые ценности народной жизни. Наши дети должны не только иметь уважение к родной культуре, но и быть ее носителями. Ради будущего надо растить наших детей на основе самобытной культуры, которая берет свое начало в национальном самосознании.

Соприкосновение с конкретными фактами истории, знакомство с архитектурными памятниками, с трудом замечательных земляков, воспитывает чувство гордости культурным наследием, уважение к землякам, к трудовым традициям, ратным подвигам, что является основой формирования патриотических чувств.

Распространением экологических знаний, формированием чувства любви к

родной природе, пропагандой литературы по экологии библиотека занимается всегда. В библиотеке ведется систематическая работа по воспитанию экологической культуры: беседы, обзоры, викторины, рекламы, выставки, библиотечные уроки. Студентами колледжа подобран интересный, разнообразный насыщенный фотоматериал о природе, достопримечательностях села. Эмоционально в форме дискуссии, проходят занятия об экологических проблемах села «Чистое село  – мечта или реальность?». Студенты с воодушевлением обсуждают проблемы чистоты и порядка , вносят свои предложения по благоустройству села и сами же в них участвуют. Ещё на базе колледжа действует отряд «Экос», который ежегодно оказывает помощь лесному хозяйству в посадке, прополке лесных насаждений, очистке и охране леса. Все это подтверждает, что студенты неравнодушны к проблемам страны, города, края.

Важная роль в духовно-нравственном развитии отводится воспитанию патриотических качеств, чувства гордости за Родину, своих земляков. Этому способствуют мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне, воинам интернационалистам, героям и подвигам нашего времени. «Письма опалённые войной» работа студента 1 курса Галиева Рустама, участника краеведческого кружка отмечена дипломом 3 степени Республиканского дистанционного интернет – конкурса, посвящённого Дню Победы «Письмо к родным». Воспитание патриотизма –новый импульс духовному оздоровлению молодежи.

Результативно проходят дискуссии, основанные на просмотрах видео фильмов о гражданственности «Современная молодёжь считает…», в ходе которых формируется позитивное отношение к ситуациям, требующим нравственного выбора. При обсуждении видео фильмов о подвиге наших солдат в Афганистане и офицеров в первой чеченской войне студентами высказываются различные точки зрения о том, на сколько необходимы были эти войны. Но единодушно соглашаются с тем, что есть священный воинский долг – защищать, и, если где – то гибнут люди, нарушена мирная жизнь, нельзя это воспринимать равнодушно.

Итогом дискуссии «Нравственное затмение» о трудностях в нашей стране был вывод о том, что причины всех проблем – в самих гражданах, в особенностях характера, воли, способностей. Легче кивать на власть, на кого – то другого, сложнее посмотреть на себя, спросить, для чего я живу, что я сумел сделать полезного для страны, города. Для этого нужно изменить свой внутренний мир, направить все морально –  духовные качества не только на собственное благо, но и на благо других людей.

Тематика мероприятий о гражданственности разнообразна:

«Сыны Отечества», «Символика и патриотизм», «Мы этой памяти верны» и т.д. Почти все они сопровождались видео презентациями, видеофильмами.

Таким образом, все мероприятия способствуют развитию патриотизма, гражданственности, национального самосознания студентов, расширяют и

углубляют знания о своем крае, стране, мире, о самом себе и о своем назначении, повышают интерес к чтению.

Традиционным стало проведение мероприятий, посвященных женщине –  матери: «Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя мать», «Свет женщины» посвященные высокому назначению матери, ее богатому духовному миру, хранительнице домашнего очага, которая должна быть примером, духовным властелином и повелителем в семье (по словам В.А.Сухомлинского). Всё это способствует воспитанию любви, уважения, заботе о матери.

Одна из базовых национальных ценностей – литература и искусство –красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни. С целью подготовки студентов к осознанию и пониманию сложностей мира, формирования активной жизненной позиции, позитивного отношения с окружающим миром и самим собой проводился цикл занятий «Я в мире… Мир во мне…», «Здравствуй, человек!», «Спасибо жизнь за то, что день приходит вновь», «На пороге взрослой жизни», «Поговорим о любви», «Нравственные ценности современной молодежи», «Молодежная субкультура», «Мы все такие разные», «Береги честь смолоду» и т.д. в форме дискуссий, диспутов, бесед. В ходе занятий есть возможность для развития коммуникативных умений, умений слушать, воспитывать толерантность, уважение к мнению других.

На факультативных занятиях рассматривался вопрос постижения основ этикета «Искусство быть самим собой», более глубокого проникновения в душевный мир девушек, их эмоциональную сферу. Проблемные ситуации, психологические тесты позволили им увидеть сложность и противоречивость личности, разобраться в своем внутреннем мире, увидеть достоинства и недостатки внешнего облика.

В воспитании жизнестойкости, в содействии творческой самореализации первостепенное значение приобретает художественная литература.

Чтение – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта.

В.А.Сухомлинский в своем замечательном труде «Рождение гражданина» считал, что настоящее чтение – это чтение, которое увлекает ум и сердце. Книга учит, радует, открывает красоту мира, «исцеляет душу и тело», так как все духовное связано с телесным.

Читатели нуждаются в том, чтобы их научили осмысленно читать, возбудили фантазию, помогли увидеть живую жизнь в тексте и включились бы в нее всей душой. Только обеспечив чтению творческий характер, библиотека может быть уверена, что книга дошла до сердца. Чаще всего это происходит в процессе игры – путешествия «В глубь строки», где применяется метод творческого чтения. На занятиях мы со студентами разных групп обсуждали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления», рассказ «Счастье яблони». Формированию эмпатии, эмоциональной отзывчивости, осознанию ценности любви, милосердия, добра содействует использование активных методов, приемов чтения (сундук мудрости, назойливый игрок, занимательные истории). Конечный смысл обсуждения – учить познавать людей, самих себя, суметь сделать правильный нравственный выбор. Не менее значимыми являются культурно – массовые, театрализованные представления, где студенты могут реализовать свой творческий потенциал.

Формировать интерес к чтению сложно, поэтому все мероприятия и занятия, которые проводятся библиотекой, направлены на пропаганду книги, чтения.

Духовность и нравственность нераздельно едины. Мы согласны с мнением

доктора педагогических наук Безруковой Валентины Сергеевны, в том, что

нравственность правит человеком, а духовность – нравственностью. Духовность позволяет отличить добро от зла и определить достоинства каждого личностного качества – нравственно оно или безнравственно. Духовность – это то, благодаря чему мы становимся людьми, а нравственность – это то, как мы живем. Смысл жизни задает духовность, а способы жизнедеятельности – нравственность.

Приступая к своей работе, библиотекарь должен решить задачу: ответить на вопрос, кого мы хотим воспитать и как осуществить воспитание через книгу. А что значит воспитать? Ответ такой: воспитать, прежде всего, хорошего человека, чтобы он не потерялся в этом сложном мире, чтобы он был человеком с большой буквы, любил и уважал свою семью, дом, природу, родной край, был полезен кому – то. И задача библиотеки – помочь ему в этом, потому что именно мы, библиотекари, занимаемся процессом воспитания через книгу, развиваем в них культуру чтения. Ребята должны чувствовать и знать, что их любят и ждут в библиотеке.

Усвоение человеческой культуры не дается легко и сразу, так что у библиотекаря есть возможность значительно помочь ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения. Надо быть терпеливым!

Воспитательная стратегия библиотеки строится на формировании и развитии у молодежи, прежде всего духовно – нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, гражданственности и патриотизма.

Главное, чтобы студенты – выпускники твердо усвоили важную истину: человек без духовности, патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из наших студентов будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растет».

Таким образом, вся деятельность библиотеки – это поиски способов влияния на развитие духовно – нравственных качеств, это маленькие родники культурно – нравственных и духовных ценностей. Хочется верить, что наши мероприятия учат думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость.

Литература

1. Краеведение Восточного Казахстана по страницам усть-каменогорских изданий 1991–2001 гг. // Казах- стан на пути к государственной независимости : история и современность. Ч. II. : Материалы международной научно-практической конференции. – Семипалатинск, 2001. – С. 416–420.

2. Давлаева М. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы и русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://infourok.ru/duhovno-_nravstvennoe_

3. Айса О. Ғ.(Айсин). Ерекше тұлғалар (на казахском и русском языках). – Алматы, 2012. – 176 б.

4. Историко – культурное наследие Акмолинской области: Свод памятников. – Алматы: НИПФ РГП «Казреставрация», 2008. – 496 с., карты, ил.

5. Архив сельской библиотеки. Альбом «Летопись села Каменки».

6. «Сандыктауские вести», № 52 от 27 декабря 2013 г., статья «Через годы в день сегодняшний».

7.Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Кн. 3.: Здоровьесберегающий урок. – М.: Сентябрь, 2006.

8.Колесникова О.Н. Сохранение культурно-нравственных ценностей и укрепление духовного единства. // Школьная библиотека. – 2008. – № 6 – 7.

9.Метлик И.В. Духовно-нравственное воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе. // Воспитание школьника. – 2011. – № 2.

10.Сухомлинский В. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1979.

11.Хомякова Г.М. Библиотека – центр духовно – нравственного воспитания и общения. – Вологда, 2005.