Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи ребенка
Зайцева Екатерина Алексеевна
воспитатель КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушениями речи, акимата города Усть-Каменогорска
В статье перечисленны и описанны основные методы и приемы , современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи дошкольников по экологическому воспитанию и обучению.
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы
и безграничного богатства явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Задача нашего детского сада: Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй ребенка для обеспечения его полноценного экологического развития занимает основное место среди актуальных направлений гуманизации дошкольного образования.
При её реализации наш коллектив сталкивается с тем, что с одной стороны, родители детей- дошкольников еще полны энтузиазма и хотят принимать активное участие в воспитании своих детей. С другой стороны многие из них уже почувствовали свою педагогическую ограниченность, и бояться ответственности за результаты своего воспитания. Они остро нуждаются в новых знаниях и умениях, но пытаются, отдавая ребенка в детский сад, самоустраниться, переложить ответственность за воспитание ребенка на воспитателей.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей, созидателей, патриотов своей Родины.
Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.
Воспитатели и психологи нашего детского сада в своем взаимодействии с родителями:
-Создают положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и сотрудниками.
-Обогащают педагогические знания и умения родителей о природе родного края;
-Повышают правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к экологическому воспитанию детей;
– Повышают психолого – педагогическую культуру родителей;
-Развивают креативные способности детей и родителей в совместной экологической деятельности;
Семья и дошкольное учреждение – это два берега одной реки. И если не свести их вместе, или хотя бы сократить между ними расстояние, только тогда взаимодействие было продуктивным.
Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребенка.
Выстраивая отношения с родителями, следовали трехзвенной модели взаимодействия.
Первое звено: «Давай познакомимся!» Знакомили родителей с детским садом, педагогическим коллективом, экологической тропой, образовательными и авторскими программами «Природа родного края», «Реализация субъективного подхода в природоведческой деятельности», «Природа, отдых, туризм» и раскрывали перед ними возможности совместной работы. Родитель должен знать, что детский сад может предложить его ребенку и как это происходит.
Второе звено: «Давайте подружимся!» Предлагали родителям активные методы взаимодействия: «круглые столы», игровые семинары, консультации.
Третье звено: « Давайте узнаем вместе» здесь уже можно говорить о родительско –педагогическом сообществе, направляющего свою экологическую деятельность на развитие ребенка. В результате такой формы работы родители познакомились с программой развития дошкольного учреждения и коллективом педагогов. Получили полезную информацию о содержании работы с детьми.
1.Открытые занятия с детьми для родителей. После того как ребенка записали в детский сад знакомим родителей со структурой и спецификой проведения занятий в детском саду. На тему: «Знакомство детей с комнатным растением: фиалка» показана организованная учебная деятельность
2. День открытых дверей. Распространённая форма работы в нашем детском саду, дает возможность более подробно ознакомить родителей с детским садом и группой. Родители присутствовали при одевании детей на прогулку.
3. Дежурства в группе позволяют родителям ознакомиться с повседневной жизнью ребенка. С родителями заранее договариваемся об удобном для них дне и часе дежурства. Совместно с детьми родители кормят животных, ухаживают за растениями.
4. Педагогические беседы с родителями и индивидуальные и групповые. Родители охотно и откровенно рассказывают об огорчениях, которые порой происходят в семье. Такие беседы проводим утром или вечером когда родители приходят за детьми в детский сад: «Как ребенок проводит выходной день», «Чистая вода залог здоровья».
5. Консультации. На групповые консультации нашей группы были приглашены психологи детского сада и родители, с других групп, имеющие одинаковые проблемы или наоборот успехи в воспитании. Целью таких консультаций являлось усвоение родителями определённых знаний и умений, помощь в разрешении проблемных вопросов. Также индивидуальные консультации: «Поощрение и наказание ребенка», «Как играть с детьми в подвижные игры на свежем воздухе».
6.Семинары – практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма дает возможность рассказать о способах и приемах обучения. Организованны семинары на темы: «Как читать сказки детям», «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника». 7. На родительских собраниях обсуждались по 2-3 вопроса. На один вопрос говорит воспитатель, по другим вопросам выступает родители или другие специалисты. Ознакомили родителей с «Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения» и «Возрастными особенностями детей» и «Формированием экологической культуры у малышей в семье и детском саду»
8. «Круглый стол» с родителями . Проведении «круглого стола» по проблеме интеллектуально – экологического развития дошкольников в нем принимали участие воспитатели, других групп, психологи, инструктор по физической культуре, преподаватели казахского и английского языков, преподаватель ИЗО . Была организованна выставка литературы для детей и родителей по обсуждаемой теме. 9.Наглядные формы работы с родителями.
Папки – передвижки. В папках подобран тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями по экологии, они систематически пополняются, заменяются новыми.
У нас в группе особое место занимает уголок для родителей . Мы систематизируем содержания и расположение материалов по разделам:
– «Чем мы сегодня занимались» кратко рассказываем о занятиях детей в течение дня, демонстрируем детские работы, рисунки.
– «Мудрые мысли о здоровье» размещаем статьи о здоровье и профилактике заболеваний, опыт семейного воспитания, здорового образа жизни.
– «О наших детях», рассказываем о днях рождения, прошедших праздниках, развлечениях, досугах детей о том, что делали дети в течении дня.
– «Картотека добрых дел» помещен примерный режим дня, меню на каждый день.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически, экологически развитой личности ребенка.
Литература.
1.Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение, 2012г. 2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения от «12» августа 2016 года №499
3. Методическое пособие : «Семейное воспитание дошкольников». Книга №3. Евдокимова С.Л., Цветкова Н.И. Астана, 2014 г. 4. Методическое пособие: «Семейное воспитание дошкольников». Книга 1. Евдокимова С.Л., Цветкова Н.И. Астана, 2012 г.