Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи ребенка


Зайцева Екатерина Алексеевна 
 воспитатель КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушениями речи,  акимата города Усть-Каменогорска

В статье перечисленны  и описанны  основные методы и приемы , современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи дошкольников  по экологическому воспитанию и обучению.

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы

и безграничного богатства явлений,  с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

Задача нашего детского сада: Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй ребенка для обеспечения его полноценного экологического развития занимает основное  место среди актуальных направлений гуманизации  дошкольного образования.

При её реализации наш коллектив  сталкивается с тем, что с одной стороны, родители детей- дошкольников еще полны энтузиазма и хотят принимать активное участие в воспитании своих детей. С  другой стороны многие из них уже почувствовали свою педагогическую ограниченность, и бояться  ответственности за результаты своего воспитания. Они остро нуждаются в новых знаниях и умениях, но пытаются, отдавая ребенка в детский сад, самоустраниться, переложить ответственность за воспитание ребенка на воспитателей.

Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры  воспитывать здоровых, всесторонне развитых людей, созидателей, патриотов своей Родины.

Данную задачу невозможно реализовать только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Семья, как среда развития личности, оказывает огромное влияние на формирование основ экологического мировоззрения человека. И как бы ни старались педагоги привить навыки экологической культуры, без взаимодействия с семьёй этого сделать невозможно.

Воспитатели и психологи нашего детского сада в своем взаимодействии с родителями:

-Создают положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и сотрудниками.

-Обогащают педагогические знания и умения родителей о природе родного края;

-Повышают правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к экологическому  воспитанию детей;

– Повышают психолого – педагогическую культуру родителей;

-Развивают креативные способности детей и родителей в совместной экологической  деятельности;

Семья и дошкольное учреждение – это два берега  одной реки. И  если не свести их вместе, или хотя бы сократить между ними расстояние, только тогда взаимодействие было продуктивным.

Содержание работы с родителями охватывает  широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребенка.

Выстраивая отношения с родителями,   следовали трехзвенной модели взаимодействия.

Первое звено: «Давай познакомимся!»   Знакомили родителей с детским садом, педагогическим коллективом,  экологической тропой, образовательными и авторскими программами «Природа родного края», «Реализация субъективного подхода в природоведческой деятельности», «Природа, отдых, туризм»  и раскрывали перед ними возможности совместной работы. Родитель должен знать, что детский сад может предложить его ребенку и как это происходит.

Второе звено: «Давайте подружимся!» Предлагали  родителям активные методы взаимодействия:  «круглые столы», игровые семинары, консультации.

Третье звено: « Давайте узнаем вместе» здесь уже можно говорить о родительско –педагогическом  сообществе, направляющего свою экологическую  деятельность на  развитие ребенка.   В результате такой формы работы родители познакомились с программой развития дошкольного учреждения и коллективом педагогов. Получили полезную информацию о содержании работы с детьми.

1.Открытые занятия с детьми для родителей. После того как ребенка записали  в детский сад  знакомим родителей со структурой и спецификой проведения занятий в детском саду.  На тему: «Знакомство детей с комнатным растением:  фиалка» показана организованная учебная деятельность

2. День открытых дверей. Распространённая форма работы в нашем детском саду, дает возможность более подробно ознакомить родителей с детским садом и группой. Родители присутствовали при одевании детей на прогулку.

3. Дежурства в группе  позволяют родителям ознакомиться  с повседневной жизнью ребенка. С родителями заранее договариваемся  об удобном для них дне и часе дежурства. Совместно с детьми родители кормят животных, ухаживают за растениями.

4. Педагогические  беседы с родителями и индивидуальные и групповые. Родители охотно и откровенно рассказывают  об огорчениях, которые порой происходят в семье. Такие беседы  проводим утром или вечером когда родители приходят  за детьми  в детский сад: «Как ребенок проводит выходной день», «Чистая вода залог здоровья».

5. Консультации. На групповые консультации нашей группы были приглашены психологи детского сада и родители, с других групп, имеющие одинаковые проблемы или наоборот успехи в воспитании. Целью таких консультаций являлось усвоение родителями определённых знаний и умений, помощь в разрешении проблемных вопросов. Также индивидуальные консультации: «Поощрение и наказание ребенка», «Как играть с детьми в подвижные игры на свежем воздухе».

6.Семинары – практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма дает возможность рассказать о способах и приемах обучения. Организованны семинары на темы: «Как читать сказки детям», «Уголок природы в экологическом  воспитании дошкольника».                                                                                                                                                          7. На родительских собраниях   обсуждались  по 2-3 вопроса.   На один вопрос говорит воспитатель, по другим вопросам выступает родители или другие специалисты. Ознакомили родителей с «Типовой учебной программой дошкольного воспитания и обучения» и «Возрастными особенностями детей» и «Формированием экологической культуры у малышей в семье и детском саду»

8. «Круглый стол» с родителями .  Проведении «круглого стола» по проблеме интеллектуально – экологического  развития дошкольников  в нем принимали участие  воспитатели, других групп, психологи, инструктор по физической культуре, преподаватели казахского и английского языков, преподаватель ИЗО .  Была организованна выставка литературы для детей и родителей по обсуждаемой теме.                                    9.Наглядные формы  работы с родителями.

Папки – передвижки. В папках  подобран тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями по экологии, они систематически пополняются, заменяются новыми.

У нас в группе  особое место занимает уголок  для родителей . Мы  систематизируем  содержания  и расположение материалов  по разделам:

–  «Чем мы сегодня занимались» кратко рассказываем  о занятиях детей в    течение дня, демонстрируем детские работы, рисунки.

– «Мудрые мысли о здоровье» размещаем статьи  о здоровье и профилактике  заболеваний, опыт семейного воспитания, здорового образа жизни.

– «О наших детях», рассказываем о днях рождения, прошедших праздниках, развлечениях, досугах  детей о том, что делали дети в течении дня.

– «Картотека добрых дел» помещен примерный режим дня, меню на каждый день.

Таким образом, установление доверительных отношений с  родителями плавно ведет к совместному  исследованию и формированию гармонически, экологически развитой  личности ребенка.

Литература.

1.Государственный  общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение, 2012г.                                                                                                                                                        2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения от «12» августа 2016 года №499

3. Методическое пособие : «Семейное воспитание дошкольников». Книга №3. Евдокимова С.Л., Цветкова Н.И. Астана, 2014 г.                                                                                                                                                                                    4. Методическое пособие: «Семейное воспитание дошкольников». Книга 1. Евдокимова С.Л., Цветкова Н.И. Астана, 2012 г.