Статья: «Роль коррекционно-развивающего обучения на уроках производственного обучения  учащихся с отклонениями в развитии»


Фирсова Наталья Ивановна

мастер производственного обучения

профессионального колледжа г. Петропавловска,

специальность “Швейное производство и моделирование одежды”.

Стаж работы 26 лет

Для решения задач подготовки умственно-отсталых школьников к самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая организация и высокий методический уровень проведения занятий производственного обучения, хорошая техническая оснащенность мастерских, наличие базовых предприятий по профилю обучения, соответствующая подготовка мастеров производственного обучения.

Развивающий характер обучения учащихся с особыми познавательными возможностями, состоит в содействии общему психическому и физическому  их развитию. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушенных психофизических функций не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение таких учащихся  носит коррекционно-развивающий характер.

Для развития умственно отсталых школьников нужны особые условия, важнейшим из которых является обучение их в адекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические особенности развития этой группы учащихся  с ограниченными возможностями.

Осуществление развивающего обучения предполагает повышение качества занятий по производственному обучению,  путем включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них познавательной активности и  самостоятельности.

Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, т.е. исправление присущих этим детям недостатков.  Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознании.       Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения, путем использования специальных методических приемов.

В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему учащиеся быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше умственно отсталый ребенок продвинется в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т.е. развитие учащихся и обучение их на основе принципа коррекции – это два взаимосвязанных процесса.

Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление затруднений, испытываемых учащимися  в обучении и установление причин этих затруднений. На основе  этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции.

Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой.

В группе  может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.

Широко используются методы активного обучения, направленные на выработку практических умений (упражнения, создание проблемных ситуаций, разбор технологии изготовления изделий, составление технологических карт, направленное на успешно выполненную практическую работу и т.д.) Самостоятельная работа учащихся составляет одну из главных особенностей такого метода обучения.

Таким образом, в процессе формирования знаний у умственно отсталых учащихся на занятиях производственного  обучения следует использовать всю гамму дидактических методов активного обучения: иллюстративно-объяснительных (с применением опорных логических схем изучаемого материала и другой символической наглядности), проблемных, проектных, имитационных, деятельностно – развивающих.

Практико-ориентированный подход к отбору содержания предмета и его преподаванию создает оптимальные условия для формирования функциональной профессионально-трудовой грамотности учащихся и усвоения доступных им видов трудовой деятельности.

Четыре основных фактора технологии коррекционно-развивающего обучения представлены на рисунке 1.

Новый рисунок (3) 

Рисунок 1. Факторы технологии коррекционно-развивающего обучения

Исходя из концепции специального образования:

– коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса;

– коррекция должна находиться на перекрестке составных частей общего образования и в то же время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников;

– по объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрестке составляющих образования;

– коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как любая система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

Данная педагогическая технология коррекционно-развивающего обучения в процессе профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников повышает уровень сформированности у них знаний, навыков и умений.

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *