Конспект организованной учебной деятельности по развитию речи с элементами театрализации Интерактивная сказка: «Новая история Красной шапочки»


Жусупова Айгуль Туяковна
воспитатель СКО, г.Петропавловск ГККП ясли-сад “Гулливер”

Цель: развитие  у детей нравственных представлений, углубление знаний детей о добре через навыки составления новой истории на основе знакомого произведения, развитие связной речи и творческого воображения.

Задачи:

1. Образовательная: формирование представлений о возможности развития другого сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов); учить видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления сказки; учить детей использовать в своих сочинениях различные зачины из сказок, упражнять в подборе прилагательных и антонимов.

2. Развивающая: развивать познавательный интерес и желание учавствовать в театрализации, творческое воображение; развивать умение точно воспроизводить реплики героев, передавать эмоциональные состояния персонажей используя средства выразительности- мимику, жест, движение, интонацию.

3. Воспитательная: воспитывать доброту, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Оборудование: выставка сказок, пазлы “Красная шапочка”, 6 картинок к сказке «Красная Шапочка»; Цветок историй с изображение предметов и сказочных персонажей, 2 мольберта, доска, 2 воздушных шарика, браслетики 2-х цветов по количеству детей, предметы: стакан, расческа, телефон ,нитки, краски, витамины, модель мира, мешочек Добрых слов, поднос, магниты,  картинки с изображением веселой и грустной мимики, картинки-пирожки с разной начинкой, презентация к сказке, сердечки, атрибуты героев сказки, домик, музыка.

Используемые методы и приемы: технология сторителлинг (Цветок историй),  технология ТРИЗ игра «Да-нетка», «Что сначала-Что потом?» пазлы «Красная шапочка», игры по развитию речи:”Мешочек добрых слов”, “Подбери антонимы”, “Волшебные предметы”, игры на развитие мимики, интонации:”Передавалка”, “Угадай начинку”.

 

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку:

-Балалар, қарандаршы, қаншама бізге қонақ келді. Амандасайық қонақтармен. (Дети становятся полукругом, приветствуют на  казахском языке)

-Сәлеметсіздерме құрметті қонақтар.

– Ребята, обратите внимание, какая интересная книжная выставка? (обращает внимание на стенд с книгами)

– Это выставка сказок. Какие бывают сказки? (волшебные, сказки про животных, бытовые сказки)

-Назовите, какие из этих сказок вы знаете? (Курочка Ряба, Три медведя, Колобок и т.д.)

-Кто сочинил эти сказки? (народ)

– Ребята посмотрите внимательно на книги и назовите те сказки, которые написал один автор. (Дюймовочка, Принцесса на горошине)

-Назови автора? (Ганс Христиан Андерсен)

– Кот в сапогах, Брементские музыканты.

-Назови автора? (Шарль Перро)

-Назовите сказки, которые написал Корней Чуковский? ( Айболит, Муха-Цокотуха, Телефон, Бармалей)

-Если сказку сочинил автор, как она называется? (авторская)

-Верно, сегодня мы с вами побываем в авторской сказке, которую написал Шарль Перро, а в какой  вы узнаете, когда соберете  картинку. Пройдите за столы по цвету своего браслетика, соберите пазлы (собирают пазлы «Красная шапочка под музыку. (Айгуль возле одного стола, Наташа возле другого)

-Что у вас получилось, ребята? (сказка Красная шапочка).

-Дүрыс балалар, давайте вспомним, как разворачивались события в этой сказке. Поможет нам в этом игра. (Проходят к доске на ней  6 картинок) Здесь представлены эпизоды сказки. Расставьте картинки по порядку “Что сначала -Что потом?” (задаю вопрос, ребенок отвечает и расставляет картинку)

Обращаю внимание на первую картинку:

– Почему девочку назвали Красная шапочка?(потому что, бабушка на день рожденье  подарила ей красную шапочку и она всегда ее носила)

-Что было потом? (потом мама попросила ее сходить к бабушке отнести пирожки и горшочек масла)

-Полина продолжи сказку? (она встретила в лесу волка и рассказала ему куда идет)

-Как волк решил обмануть Красную шапочку? (Он показал ей на длинную дорогу до дома бабушки, а сам побежал по короткой дороге)

-Сережа продолжи сказку? (потом пока Красная шапочка шла по  дороге, собирала цветы для своей бабушки,  волк  быстро добежал к домику бабушки)

-Какая  Красная шапочка в этой сказке? (маленькая, добрая, доверчивая, бесстрашная)

-А волк (серый, голодный, хитрый, злой, коварный, кровожадный)

-На этом разве заканчивается сказка? (нет, не хватает еще картинок )

-Давайте вспомним, какая потом произошла неприятная история с волком.

Проходите на стульчики. (Сажусь вместе с детьми) Наташа и двое детей уходят, одевают атрибуты Волка и Красной шапочки, бабушки.

Звучит музыка, (выходит волк)

Волк (педагог играет волка)

Прибежал, едва дыша,
К домику подкрался.
Огляделся не спеша,
В дверцу постучался.

Волк стучится в дверь.

Волк: Тук! Тук! Тук!

В окне появляется Бабушка.

Бабушка: Кто там?

Волк (подражая голосу Красной Шапочки)

Это я!
Внучка в шапке красной!
Да впустите вы меня,
Здесь небезопасно!
Принесла я пирожок,
Маслица горшочек!

Бабушка (бабушка появляется в окне дома, можно кукла)

Заходи скорей, дружок!
Дерни за шнурочек!

Волк дергает за шнурок и бросается в дом. Бабушка в окне исчезает.

Рассказчик:

Дернул серый за него,
Дверь-то и открылась.

Дом начинает ходить ходуном.

Волк: Ну, посмотрим кто кого!

Бабушка: Ой, беда случилась!
Помогите! Волк появляется в чепчике и очках

Как же я Славно пообедал!
Подремлю, пока меня Ужин не проведал!

Появляется Красная Шапочка (ребенок)с огромным букетом цветов и идет к дому.

Красная Шапочка (поет)

По тропинке я пошла,
Я пошла, я пошла!
И цветочечки нашла,
Славные нашла!

Красная Шапочка стучит в дверь. Волк перестает храпеть.

Красная Шапочка:Тук! Тук! Тук!

Волк (подражая голосу бабушки и зевая)

Кто там?

Красная Шапочка:

Это внучка ваша!
Принесла гостинцев вам:
Маслица для каши
Да с картошкой пирожок!

Волк:

Заходи скорее!
Дерни, детка, за шнурок.
Я стара, болею!

Красная Шапочка заходит в дом.

Сижу на стуле возле детей -Рассказчик

Только бабушка ее
Очень изменилась.

Заглянуть бы в домик ним

Там что-то случилось!!!

-Что там случилось, ребята? (волк съел Красную шапочку)

-Почему он ее съел? (потому что он злой)

-Как мы можем помочь Красной шапочке, чтобы этого не произошло? (мы можем изменить сказку и сделать волка  добрым) Наташа садится возле мольберта, а я с другой стороны.

– Отличная идея, я  предлагаю вам придумать новую историю Красной  шапочки, где она встретит новых героев, которые помогут ей сделать волка добрым. А поможет нам в этом наш цветок -историй. (На мольберте, рядом с экраном висит цветок- историй с перевернутыми лепестками-картинками)

-Балалар, айтындаршы маған, ертегілер қай сөзбен басталады? С каких слов начинаются все сказки?

( жили-были, давным -давно, в тридесятом царстве, это было в давние времена , однажды, жила-была)

-А начало нашей сказки начнется  со слов из  сказки “Волк и семеро козлят” (жила-была..)

-Верно, кто желает начать нашу историю?(выходит ребенок)

-Жила-была девочка. Звали ее Красная шапочка. Однажды мама попросила ее отнести бабушке  пирожки. Пошла она через лес и встретила… Кота Леопольда. (выходит ребенок и переворачивает лепесток

-А в лапах у него мешочек. Посмотрите на нем написано “Добрые слова”

-Ребята, он его нам передал, чтобы вы помогли ему сложить все добрые слова для Красной шапочки (выношу мешочек из мольберта). (Дети проговаривают в мешочек добрые слова на русском, казахском и английском языке и передают мешочек друг другу) (Здравствуйте, спасибо,

рахмет, благодарю)

– Как сказать на английском спасибо?

-Ребята, за что можно сказать спасибо? (за вкусный обед, за интересную прогулку или новую игрушку, если тебе уступают место, если помогают заправить кровать, если угощают сладостями, если тебе открывают двери, помогают во всем  и т.д) сори,  кешірініз

-Когда нужно говорить  простите? (если нечайно сломал чужую игрушку, если наступил кому-то на ногу, если перебиваешь взрослых) гудбай, гудмонин, ас болсын, өтінемін, будьте любезны, пожалуйста) будьте здоровы, приятного аппетита, простите, извините,  всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита)

-Какими добрыми словами можно пожелать? А на казахском?

-Посмотрите, наш мешочек почти наполнен добрыми словами, давайте, чтобы он совсем стал полным, мы все плохие слова заменим на добрые и тоже положим их в него. ( Я называю слова, а дети подбирают антонимы)

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Грубый – ласковый

Поругать – похвалить

-За что можно похвалить? (за хорошее поведение, за хорошие поступки, за помощь маме и папе)

Ленивый – трудолюбивый

-Кого можно назвать трудолюбивым? (того, кто не лениться и всегда убирает за собой игрушки, посуду, постель, того, кто любит ухаживать за животными, цветами, помогает маме и бабушке по дому)

Жадный – щедрый

-Ребята, что значит щедрый человек? (это тот кто, ничего не жалеет для друзей, всегда делиться со всеми, дает поиграть своими игрушками)

Грустный – весёлый

Печальный- радостный

Неряшливый – аккуратный

-Кого можно назвать аккуратным? (того, кто следит за своей чистотой, чистит зубы, того кто  ходит всегда чистый, опрятный, у него все в порядке сложено, все игрушки аккуратно собраны и лежат на своем месте)

Трусливый – храбрый

Невежливый – вежливый

-Кто такой вежливый человек?(тот кто, всегда говорит добрые слова, уступает взрослым, не перебивает, всегда желает только хорошее, совершает добрые поступки, защищает слабых)

Упрямый- покорный

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

-Жарайсындар балалар,  справились дружно, наполнили целый мешочек.  Взяла Красная шапочка мешочек с добрыми словами, и пошла дальше. Идет и любуется, в лесу такая красота,  давайте и мы   прогуляемся по лесу. (Выходят идут по кругу)

Физминутка музыкальная «Аяктармен топ-топ»:

Аяқпенен топ, топ, топ (топают)

Ал қолменен хлоп, хлоп, хлоп (хлопают)

Бір оңға, бір солға, (повороты вправо, влево)

Айналайық, кел, мында (шагают, поворот)

Қолымызды бір сілтеп, (трясут руками)

Басымызды шайқайық (качают головой)

Бір оңға, бір солға, (наклоны вправо, влево)

Ойнайықшы, кел, мында (шагают)

Секіреміз жоғары (прыгают  высоко на двух ногах)

Қиын емес секіру (небольшие прыжки вперед-назад)

Бір оңға, бір солға (прыжки-повороты вправо, влево)

Секірейік, кел, мында. (прыгают вокгруг себя)

-Жарайсындар балалар!  Здорово прогулялись. Подышали свежим лесным воздухом (Дети садятся. И я возле них. Наташа садится возле экрана)

– Кто желает продолжить нашу историю? (ребенок выходит, переворачивает лепесток).

-Идет Красная шапочка дальше и встретила…. Клоуна

-Ребята, как Клоун может помочь Красной шапочке, сделать волка добрее? (он может научить ее смешить людей,  Красная шапочка рассмешит волка,  и он станет добрее). Одевает нос и шевелюру клоуна. Звучит музыка. Выводит детей.

Клоун: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Сәлеметсіздерме балалар!!! Я весёлый клоун, а зовут меня Тип- Топкин! Правда – смешное имя?

Ребята, я открою вам тайну про клоунов. Все клоуны – это артисты!  Все артисты умеют насмешить, а смех делает – добрее.

Надо научить Красную шапочку владеть своими эмоциями. С помощью чего выражают эмоции (Мимика, жест, интонация голоса)
Давайте, поиграем в артистов.   А поможет в этом игра «передавалка». С помощью мимики по кругу мы передадим соседу…
Передай улыбку соседу (по кругу);
Передай «страшилку» (сердитое выражение лица);
Передай «смешинку».

Насмешили меня.
Теперь давайте попробуем передать настроение голосом: веселым и грустным.
Послушайте, вот такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». Давайте повторим эту фразу все вместе.
(Хоровое повторение).
Клоун: Ребята, у меня есть карточки-рисунки с выражениями лица человечка. Подойдите к столу и возьмите их.
(Дети подходят к столу и берут карточки).
Клоун:  Теперь скажите эту фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» весело или грустно как изображено на картинке.

Клоун. Замечательно. Красная шапочка, при встрече с волком,  сделает его добрее,  улыбкой, смехом и  веселой интонацией в голосе! Проходите на свои места.

 

-Узнала Красная шапочка, как можно рассмешить и поднять настроение волку  и пошла дальше по тропинке.

-Балалар, кім ертегіні жалғастырады?  (Выходит ребенок, переворачивает лепесток)

-Идет  Красная шапочка по тропинке и  встречает Волшебника.

– Что есть Волшебника? (шапка невидимка, ковер самолет, сапоги скороходы, волшебная палочка)

-Пройдемте посмотрим, какие волшебные предметы есть у Волшебника (подвожу детей к столику, ставлю предметы на стол): – стакан, расческа, клубок ниток, краски, микрофон, телефон, витамины. (вывести на экран предметы

– Какой красивый стакан, как он может помочь Красной шапочке сделать волка добрее?

-Она может напоить его чаем.(Здорово)Может подарить волку стакан(Керемет) Может сыграть на стакане  музыку ему(Отличная идея), может положить в него маслица, угостить его(өте жаксы)

-Как с помощью расчески сделать волка добрее?

-Конечно, она может расчесать волка( Жаксы) Может сделать ему массаж расческой(Здорово придумал) Может сделать ему модную прическу(тоже верно) Может сыграть на ней музыку для него (Жарайсын)

-Настя, какой бы ты предмет выбрала, чтобы сделать волка добрее?(я бы выбрала нитки и связала ему шарф и шапку, чтобы он не болел) (Отличная идея)

-Сережа, как ты думаешь может микрофон помочь Красной шапочке? (да)  сделать волка добрее? (конечно, она может спеть ему песенку (отлично),

-Кто еще как думает? (она может научить его петь( здорово придумано) может подарить микрофон волку, чтобы он пел для лесных жителей (молодец)

-Вы знаете, еще у  меня есть большая мечта, научиться рисовать, как настоящий художник.  Что нужно художнику, чтобы нарисовать картину? (краски) Они у нас есть. Как  краски могут помочь Красной шапочке сделать волка добрее? (конечно, она может нарисовать ему картину (Керемет), она может нарисовать его портрет (великолепно), она может его разрисовать красками (правильно, сделать ему аквагрим), может его научить рисовать природу, животных (гениально)

-Диляра, а ты какой бы предмет выбрала? (я бы выбрала витамины, угостила волка, чтобы он не болел и всегда был здоровый) (Какая отличная мысль)

-Ребята, скажите  телефон сможет помочь Красной шапочке сделать волка добрее? (конечно, на может на телефон сфотографировать волка на память(верно), может дать ему послушать музыку (жарайсын), может снять его на видео на память (оте жаксы), дать поиграть волку  в игры на телефоне (хорошая идея), она может показать ему мульфильмы на телефоне (превосходно).

-Какие вы молодцы, сколько хороших идей вы предложили, орнымызға оралайық

-Поблагодарила Красная шапочка Волшебника, решила взять с собой все эти предметы и пошла дальше.

– Балалар, кім ертегіні жалғастырады? (Выходит ребенок, переворачивает лепесток)

-Идет Красная шапочка дальше, а навстречу ей Фея.

-Как Фея может помочь Красной шапочке сделать волка добрее?  (она может научить ее быть гостеприимной)

Фея (с корзиной) раздает пирожки детям.(на местах)

– Ребята, у меня в корзинке волшебные невидимые пирожки ( этюды на развитие мимики с воображаемыми предметами) Предлагаю вам их попробовать, но я большая мастерица и фантазерка, в пирожках разные необыкновенные  начинки. Луковая, лимонная и сладкая.  Вы будите их кушать, и постарайтесь угадать сами, с чем пирожок вам попался.

(Предлагается взять картинки с изображением начинки из лукошка и не показывая зрителю изобразить)

Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают, как кушают пирожок.( Педагог нацеливает детей на то, что пирожок на вкус разный вкус разный, и от этого будет зависеть мимика).

-Ребята, как вы думаете каким пирожком лучше угостить волка?(ответы)

-Замечательно! Волк скушает такой пирожок, насытится и станет другом Красной Шапочки.

-Отдала Фея  свое лукошко с волшебными пирожками и отправилась Красная шапочка дальше. Идет и видит лежит на тропинке предмет…(переворачиваю сама лепесток, но не говорю что это). Отгадать этот предмет вам поможет игра «Да-нетка» (вывести на экран  модель мира). Задайте правильно вопрос.

-Это предмет природного мира? (нет)

-Это предмет рукотворного мира? (да)

-Это предмет мебели? (нет)

-Это предмет одежды?(нет) Этот предмет не транспорт

-Это игрушка (нет) Этот предмет издает звук

-Это инструмент? (да) Этот предмет не стеклянный

-Этот предмет железный? (нет)

-Это пластмассовый предмет? (да)

-Это барабан? (нет) Чтобы этот предмет заиграл нужно подуть в него

-Это труба? (нет)

-Это дудочка? (да)

–Молодцы,  угадали, дудочку,  нашла Красная шапочка. Показываю детям дудочку. А как дудочка может помочь ей сделать волка добрее? (она может подарить дудочку, ему будет приятно и он станет добрее)

-Верно, когда дарят подарки это тоже  приятно и сразу поднимается  настроение.

– Прошла Красная шапочка через лес и почти подошла уже к дому своей бабушки, как  вдруг дорогу преградил ей волк.

-Ребята, встретилась Красная шапочка с волком. И конечно вначале она испугалась, но потом вспомнила, чему научили ее сказочные герои, чтобы  волк стал добрым.

-Давайте вспомним, чем ей помог Кот Леопольд? (он передал ей мешочек с добрыми словами), а Клоун (научил смешить, поднимать настроение), а Волшебник как ей помог?(он дал ей волшебные предметы, которые помогут позаботиться о нем), Фея чем помогла Красной шапочке? (она дала совет, накормить его сладкими пирожками), чем помогла дудочка Красной шапочке? (Красная шапочка подарила дудочку, подняла настроение волку)

-Воспользовалась Красная шапочка предложенной помощью, как вы думаете, что произошло в сказке дальше? (Волк стал добрым, у него поднялось настроение, понравился ему подарок, рассмеялся и подарил ей цветы)

-Конечно, волк стал настолько добрым , что не стал есть бабушку и  Красную шапочку и не пришлось звать на помощь дровосеков.

-Жарайсындар балалар, сегодня вы были настоящими сказочниками и помогли Красной Шапочке. Сейчас я предлагаю вам взять эти сердечки и подарить тому герою, чьи задания были наиболее интересными и чья помощь, по вашему мнению, больше всего помогла Красной Шапочке сделать волка добрее.

-Оказывается, ребята,  совсем нетрудно быть добрым. Доброта -это то, без чего  мы не может жить. Давайте и мы с вами никогда не будем забывать добрые и вежливые слова,  совершать добрые поступки, заботиться о друг друге, улыбаться друг другу. Давайте нашим гостям подарим свои улыбки

-Ал енді балалар, қонақтармен қоштасайқ.

-Сауболыныз. (Прощаются с гостями).