Открытая неделя психологической службы под названием «Сделаем свою жизнь ярче!»

Тагиева Индира Таваккул-кызы

педагог-психолог, учитель самопознания

КГУ «Средняя школа №236» Жарминский район

В 2014-2015 учебном году в  нашей школе прошла открытая  неделя психологической службы под названием «Сделаем свою жизнь ярче!»

Цель: гармонизация внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности.

Задачи: формирование позитивного восприятия мира, творческое самовыражение, снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, повышение самооценки.

При планировании мероприятий на неделю акцент делался на основные направления деятельности психологической службы школы: диагностика, просвещение, коррекция и профилактика. В проведении мероприятий были вовлечены  учащиеся различных возрастных групп, педагогический коллектив, родители. Были использованы различные формы работы: коллективные, групповых, индивидуальных и т. д.

При  планировании    мероприятий  опирались на следующие  принципы:

  • Целостность – неделя  должны быть целостной и  законченной, иметь очерченные начало и конец,  придуманную основную  идею  и  девиз.
  • Последовательность – каждый день (или мероприятие) должен  плавно  перетекать в  следующий;
  • Доступность – все  мероприятия должны  иметь определённую  возрастную адресованность;
  • Комплексность – события должны охватывать всю  школу, всех  участников образовательного  процесса;
  • Активность  и  сознательность – мероприятия  должны  активизировать познавательные процессы  участников, а не носить  лишь  развлекательный  характер.

Неделя психологии основывалась на идее содействия развитию у участников образовательного процесса таких основных духовных, нравственных качеств, как любовь, дружба, взаимопонимание, терпимость, уважение, взаимоподдержка, интерес к себе, как к личности, и к окружающим людям.

Исходя из основной идеи и вышеперечисленных принципов, определены центральные мероприятия каждого дня Недели и сквозные, связывающие между собой все дни (стенд «» «Психологические заборы»).

Неделя психологии длилась 5 дней. Все мероприятия Недели способствуют формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации учащихся.

Продуманная тематическая неделя дала прекрасную возможность для развития личности ученика, отработке навыков поведения ребенка в различных жизненных ситуациях. Наша задача  стояла не из легких — «сломать» стандарт восприятия, показать ребятам известное с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно совершенствующееся.

Одной из причин «прохладного» отношения  школьников к предъявляемым им нормам поведения (духовного, нравственного, правового) является кажущаяся невостребованность применения  полученных ими знаний в реальной жизни. Ребятам была дана  возможность в игровой обстановке использовать полученные в ходе занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит  толчком для формирования нового отношения к  духовно-нравственным и правовым ценностям,  как к чему-то важному, необходимому, востребованному не только в школе, но и в жизни.

В первый день недели (понедельник) на  линейке учащиеся школы поделились советами, как сделать ярче и интереснее свою жизнь.  Для выступления на линейке были подобраны учащиеся которые, не заметны в своем коллективе, стесняются выходить на публику.  В этот же день проводилась акция «Дарим хорошее настроение» где все участники делились своим хорошим настроением, через добрые пожелания друг-другу.

С целью  повышения психологической компетентности и здоровья педагогов, для педагогов школы был проведен тренинг «От здорового и творческого педагога, к здоровому творческому педагогу»

Задачи:

  1. Пропаганда и формирование здорового, саногенного мышления у педагогов
  2. Раскрытие новых личностных ресурсов
  3. Привлечение внимания к психологическому здоровью учителя со стороны администрации школы
  4. Популяризация идей ведения здорового образа жизни среди педагогических кадров и учащихся города.
  5. Создание базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя и ученика.

Систематическое проведение тренингов имеет определенную целенаправленность: повысится  стрессоустойчивость и эмоциональное благополучие педагогов; раскроются  новые личностные ресурсы учителя; выработка новой жизненной и профессиональной стратегии; повышение творческой активности учащихся и педагогов, активизация их совместной деятельности; повышение интереса  к формированию и развитию саногенного мышления; собственной психологической грамотности педагогов и учащихся  школы.

Вторник был посвящен учащимся дошкольного и младшего школьного возраста.

Для детей группы предшкольной подготовки  вместе с воспитателем Женискуль Ералиевной и Айнаш Каримбековной провели коррекционно-развивающее занятие «Мой песочный мир». С целью развития тактильных ощущений, увеличение словарного запаса в ходе обобщения чувственного опыта.

В ходе игровой деятельности дети  сами создавали картину из песка и игрушек, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривали свои ощущения.

Песочная терапия была использована в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития познавательных процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления), совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности. А если учесть, что песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.

В это же день для учащихся 4 классов совместно с Назгуль Турсынгазыновной  и  Жадрой Аскаровной провели развивающее занятие « Цветные капельки» с использованием арттерапии. В ходе занятия решались следующие задачи:

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения  воспринимать  словесные  указа­ния и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительных ощущений. Развитие пространственных представлений. Развитие  мыслительных операций. Развитие внимания, памяти, воображения, развитие мелкой моторики. Расширение и активизация словарного запаса.  Формирование благоприятного психологического микроклимата в классе. Учащиеся 2-3 классов рисовали рисунки на тему « Мое настроение»

В среду среди учащихся 5-6 классов проводился конкурс «Интеллектуал»  с целью выявления учащихся с академическими способностями. Учащимся были даны тестовые задания Г. Айзенка « для детей 10-12 летнего возраста», по результатам тестирования   лучший результат показал ученик  6 класса Муратбеков Самат, неплохие результаты показали Самат Еркежан и Дубаев Дарын.

В это же день с 16 -00 начала свою работу творческая мастерская «Вдохновение».  Где были использованы приемы и методы работы песочной т и арт-терапии.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на использовании средств искусства, как правило, изобразительного, ее цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Изобразительная деятельность позволяет глубоко осмысливать интересующие ребенка сюжеты и предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Через рисунок ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается особая атмосфера игры и творчества.

 

Четверг был посвящен взаимодействию учителя и ученика. В традиционной  школьной практике, хотят этого педагоги  или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического «барьера». Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия педагогов и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, — это ли не самый эффективный воспитательный опыт?  С этой целью был проведен фестиваль творчества «Я это Ты, Ты это Я» , где педагоги нашей школы совместно с учащимися, которые похожи  на них какими-то качествами, способностями или манерами поведения подготовили свои творческие номера.

В пятницу с учащимися 9-10 классов было проведено  тренинговое занятие с элементами диагностики «Профориентация учащихся старших классов».

Цель занятия:

  • оказание психологической поддержки учащимся в выборе будущей профессии;
  • открытие перед учащимися перспектив дальнейшего личностного роста;
  • помощь учащимся в определении своих жизненных планов и выстраивание алгоритма действий;
  • помочь в выборе профессии, соответствующей интересам и склонностям субъекта;

учащимся было предложено выполнение ряд упражнений:

упражнение «Ресурсы» подвели детей к выводу   «Каждый из нас в различных ситуациях поступает так, как умеет, как его воспитали, в зависимости от своего жизненного опыта, от того, как его научили или он научился справляться с трудностями, то есть, от личных особенностей человека. Не стоит думать о том, что у меня что-либо не получится, по тем или иным причинам, нужно настраивать себя на то, что я все смогу, я научусь, у меня получится и т.п.».;

при выполнении упражнения «Цепочка» дети показали свои знания в названиях специальностей и профессий (ограниченный круг).

После данного упражнения была показана презентация  «Я и моя будущая профессия», которая помогла  ребятам убедиться в правильном выборе своей будущей профессии или определиться с её выбором. Данная презентация направлена на активизацию интересов и позволила не определившимся невольно задуматься о том, какую из профессий выбрать.

В этот же день с родителями и классными руководителями учащихся 5,6, 7 классов была проведена педагогическая мастерская ««Взаимодействие родителей и учителя в воспитание ребенка». Цель: привлечение внимания родителей к необходимости совместной работы учителя и родителей в воспитании детей.

Задачи:

  1. Выявить особенности взаимодействия родителей и детей.
  2. Рассмотреть особенности взаимодействия учителя с детьми.
  3. Рассмотреть все возможные способы разрешения конфликтных ситуаций в системе взаимоотношений «взрослый — ребёнок».

Необходимость  работы по данной теме заключалось в том , что дети часто в семье и в школе ведут себя по-разному. Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, в школе достаточно пассивны, а дома активны, другие – гиперактивны в школе, особенно, если дома их гиперактивность некоторым образом подавляется и т.д.   В связи с чем вместе с классным руководителями  было принято решение провести такое не совсем обычное родительское собрание. в ходе всей этой работы мною были зафиксированы  все предлагаемые родителями варианты и способы поведения, подключая к обсуждению и учителя, но сама не предлагала  готовых сценариев поведения в той или иной ситуации. Вместо этого старалась  направить  дискуссию так, чтобы родители и учитель сами нашли наиболее оптимальные способы взаимодействия с детьми в школе и дома. Родителями и классным руководителям такая форма проведения родительского собрания понравилась, они решили в дальнейшем проводить педагогические мастерские на волнующие их темы.

В субботу все участники недели писали письма психологу школу, где делились своими впечатлениями по пройденной неделе и сделали ряд предложений. Писем психологу  «Поделись своим мнением о неделе психологии» было очень много, всем понравилось то, что происходило в школе, возникла необходимость создать фильм  «По следам недели психологии и здоровья» с целью рефлексии.

Тематические   недели, ежегодно проводимые  в нашей школе, являются неотъемлемой частью социально-психологического сопровождения и призваны  оказать существенную помощь в духовном, нравственном, правовом воспитании  и развитии учеников.

11 12 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.