«Физкультурные минутки и игры по профориентации в специальной школе»-практическое пособие


 Вербицкая Елена Викторовна
 воспитатель КГУ «Лисаковская специальная школа – интернат для детей с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Практическое пособие

Пояснительная записка

Физкультурные минутки на уроках и занятиях  представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления воспитанников, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания воспитанников и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала.

Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе занятий, уроков обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья воспитанников и продуктивность занятий.

Время проведения физкультурных минуток педагог определяет по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й – 30-ой минутах урока.

Данное практическое пособие   содержит комплекс различных физкультурных минуток и игр  на тему  профориентации. Оно предназначено для педагогов, применяющих физические минутки на занятиях и уроках  для сохранения здоровья учащихся в образовательных учреждениях. Тексты, включенные в  данное пособие, отвечают содержанию программных задач, реализуемых в  специальных школах.

Этот материал будет полезен также для  родителей.

 

 

Цель: Расширение представлений  учащихся о мире профессий.

 

Задачи:

·        Формировать учебно-познавательные мотивы, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации;

·        Активизировать, закрепить, уточнить пополнить уже имеющиеся знания детей о профессиях;

·        Развивать психофизические функции,  интеллектуальные и творческие возможности учащихся;

·        Способствовать активизации речевой деятельности, развитию связной речи,  обогащению словарного запаса;

·        Воспитывать интерес к профессиям, уважение к труду взрослых.

Цель физкультурных минуток – обеспечить активный

отдых организму в процессе ознакомления с профессиями.

 

v «Повар»

Ну-ка, дайте нам продукты (кладут ладошка на ладошку)
Мясо, яйца, сухофрукты (загибают пальцы)
И получится тогда (разгибают пальцы)
Очень вкусная еда (гладят по животику)

v «Шофёр»

Качу – лечу во весь опор (ходьба на месте),

Я сам – шофер (имитируют управление  автомобильным рулем)

И сам – мотор (круговые движения плечами вперёд-назад).

Нажимаю на педаль (имитируют нажимание на педаль)

И машина мчится вдаль! (бег на месте).

v «Парикмахер»

Быстро голову помыли (имитируют мытье головы шампунем)
Расчесали, посушили (сначала пальцами рук расчесывают голову, потом поглаживают)
Взяли ножницы, расческу (показывают пальцами рук ножницы и расческу)
Вот и сделали прическу. (руки в стороны, как бы красуясь)

v  «Столяр»

У Семена – столяра (шагают на месте)

Дело спорится с утра (прыжки на двух ногах).

Он строгал, пилил, сверлил, (имитация движений с рубанком, с пилой

Гвоздик молотком забил!(стучать левым кулаком по правой ладони и наоборот)

А шуруп, блестящий верткий

Быстро завернул отверткой!(имитация кистями рук закручивания отверткой)

v «Почтальон»

Что принес нам почтальон

С толстой сумкой ходит он (маршируют на месте, высоко поднимая колени)
Перевод, журнал, газету, в бандероли две кассеты (приседания)
И письмо от тети Вали, (прыжки)

Чтоб ее приезда ждали (хлопки и разведение рук в стороны).

v «Постовой»

Постовой стоит упрямый (шагают на месте)

Людям машет: Не ходи! (руки, в стороны, вверх, в стороны,  вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди!(руки в стороны)

Посмотрите-улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагают на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите (прыжки на месте)

v «Кузнец»

Эй, кузнец, молодец, (дети шагают)
Захромал мой жеребец (припадают на одну ногу, то на другую)
Ты подкуй его опять (согнув руку в локте, машут указательным пальцем)
— Отчего ж не подковать? (разводят руки в стороны)
Вот гвоздь, вот подкова — (кулаками ударяют перед собой в воздухе на каждое слово)
Раз, два и готово.

v «Пилоты»

Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)

v «Клоун»

На арену клоун вышел (шагают на месте)

Кто из вас о нём не слышал? (повороты туловищем в стороны )

Поклонился, улыбнулся, (наклон, разведение рук перед собой)

Потянулся, повернулся. (руки вверх, потянулись, поворот вокруг себя)

Он присел, потом привстал,(присесть, встать)

Головою покачал (наклоны головой вправо, влево)

Мы захлопали в ладоши (хлопки)

Значит, клоун был хороший (сжимаем, разжимаем пальцы, в замок)

v ««Если хочешь стать…»

Если хочешь стать маляром – делай так (красят кистью),

Если хочешь стать швеей –  делай так (строчат на машинке)

Если будешь ты водитель – делай так (вращают руль)

Если будешь ты сапожник – делай так ( топают ногами)

Если будешь ты столяр – делай так (хлопают руками)

Если будешь ты спортсмен  – делай так (приседают)

Хватит в профессии играть, пора занятие нам продолжать.

v Мы в профессии играем»

Мы в профессии играем,  (дети идут по кругу, взявшись за руки, останавливаются)

Их с друзьями называем.

Врач, учитель, адвокат, (по очереди ребёнок делает шаг вперёд или хлопок перед собой по кругу)

Президент и дипломат,

Сторож, дворник, музыкант,

Есть у каждого талант. (руку сгибать в локте и поднимать указательный палец вверх)

Токарь, швея, продавец,  (по очереди ребёнок делает шаг вперёд или хлопок перед собой по кругу)

Менеджер и певец,

Все профессии нужны, (ходьба по кругу, взявшись за руки)

Все профессии важны.

v Пальчиковая гимнастика

Много есть профессий знатных и полезных и приятных

(соединять пальцы правой и левой рукой с большим в одну и в другую сторону)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель…(последовательно соединять пальцы обеих рук друг с другом, большие, указательные и т.д.)

Сразу всех не называю (сжимать и разжимать кулачки)

Вам продолжить  (кулачком правой руки стукнуть по левой ладони, кулачком левой руки стукнуть по правой ладони)

предлагаю (стукнуть кулачками и вытянуть руки вперёд ладонями вверх).

v «Если хочется тебе, то делай так!»

1.     Хочешь стать ты гитаристом, делай так …(имитация игры на гитаре)

Хочешь стать ты пианистом, делай так …(имитация игры на пианино)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так …

2.     Хочешь стать ты маляром, то делай так … (плавные взмахи руками вверх-вниз)

Хочешь поваром ты быть, то делай так …(кладут ладошка на ладошку)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так …

3.     Если хочешь стать спортсменом, делай так …(приседания)

Если хочешь быть артистом, делай так …(повороты)

Если нравится тебе, то и другим ты покажи,

Если нравится тебе, то делай так …

v Повар варит кашу, (имитация с вращения кистей рук)

Плащ портниха шьет, (махи руками)

Доктор лечит Машу, (открывать и закрывать рот,  высовывая язык)

Сталь кузнец кует, (хлопки)

Дровосеки рубят, (махи с наклонами)

Строят мастера, (имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (поднимание плеч) наша детвора?

v Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)
Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

v Игра «Профессии»

На столе лежат предметы, дети выходят, берут и отвечают, людям какой профессии принадлежат эти предметы.

– Кисть, краски (художник)

–  Молоток, гвозди, рубанок (столяр)

–  Доска, стол, указка, мел (учитель)

–  Шприц, бинт, зеленка (врач)

– Письма, газеты, почтовый ящик (почтальон)

– Овощи, кастрюля (повар)

– Расческа, ножницы (парикмахер)

–  Сантиметр, ткань (швея)

v Я – шофёр, помыл машину (имитация правой рукой мытья машины, затем левой)

Сел за руль, расправил спину. (шагают на месте)

Загудел мотор и шины             (наклоны вправо, влево, )

Зашуршали у машины.             (потирание ладоней)

Подметает дворник двор

Убирает дворник сор.                (подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.  (повороты, приставив ладони к  глазам)

А сапожник сапоги   (приседания,   прибивание молотком, пляска)

Для любой сошьёт ноги.

К сапогам прибьёт подковки

И пляши без остановки.                волосы

Наши лётчики – пилоты       (руки в стороны, наклоны корпуса)

Приготовились к полёту.

А портной сошьёт для нас         ( имитация шитья)

Брюки – просто высший класс.

Я  – маляр, шагаю к вам                 (шагают на месте)

С кистью и ведром

Свежей краской буду сам

Красить новый дом.            (плавные взмахи руками вверх-вниз)

v Игра «Волшебный сундучок»»

У меня есть сундучок и в нем лежит много интересного. По очереди дети достают предметы и четко объясняют, для чего они нужны. Но чтобы сундучок открылся, нужно сказать такие слова – «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок» (говорим хором):

– иголка нужна, чтобы шить;

– отвертка нужна, чтобы закрутить шуруп;

– указка нужна, чтобы учителю показать на доске нужный материал;

– кисточка нужна, чтобы красить;

–  нужен, чтобы забивать в доску;

– поварешка нужна, чтобы разливать суп;

– ножницы нужны, чтобы разрезать ткань или стричь;

– шприц нужен, чтобы ставить уколы.

v Игра – пантомима “Угадай профессию”.

Раздать карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Парикмахер, плотник, столяр, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.

v Игра: “Самая-самая “.

А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии:

1.     Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор …)

2.     Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)

3.     Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)

4.     Самая волосатая (парикмахер…)

5.     Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…)

6.     Самая смешная (клоун, пародист…)

7.     Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)

8.     Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог…)

v Игра «Правда ли… «Если вопрос поставлен правильно – хлопаем в ладоши, если в вопросе содержится ошибка, топаем ногами.

-Правда ли, что пекарь доит корову?

-Правда ли, что шофёр перевозит людей?

-Правда ли, что кочегар топит печь?

-Правда ли, что маляр красит стены?

-Правда ли, что кондуктор продаёт билеты? – Правда ли, что повар стрижёт волосы? –

Правда ли, что модель демонстрирует одежду?

-Правда ли, что воспитатель варит суп?

v Игра «Доскажи словечко»

1. У станка он дни и ночи

Все умеет, он РАБОЧИЙ

До работы он охотник,

День-деньской с рубанком ПЛОТНИК. – Чем занимается плотник?

2.     Знает точно детвора:

Кормят вкусно ПОВАРА. – Чем занимается повар?

3.     Слезо-носо-вытиратель

В группе нашей ВОСПИТАТЕЛЬ. – Как зовут воспитателей в вашей группе?

–Почему автор стихотворения называет воспитателя слезо-носо-вытиратель?

4. Всех лентяев укротитель

В школе учит нас УЧИТЕЛЬ. – Что делает учитель в школе?

5.В жаркой кузнице КУЗНЕЦ, – Чем занимается кузнец?

Кто все знает МОЛОДЕЦ.

v Развиваем речь, произносим чистоговорки:
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
– Водовоз вёз воду из водопровода.
– Старый сторож Том сторожит дом.
– Ткёт ткач ткани на платье Тане.
– Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
– Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.
– Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

v Профессий всех не сосчитать!

А вы, какие можете назвать?

Поезд водит….(машинист)

Трактор водит….(тракторист)

В школе учит нас ….(учитель)

Строит здание ….(строитель)

Стены выкрасил….(маляр)

Доску выстругал…(столяр)

В шахте трудится…(шахтер)

В доме свет провел…(монтёр)

В жаркой кузнице…(кузнец)

Кто всё знает – …(молодец!)

v Игра-конкурс «Собери пословицу о труде»

(На полосках бумаги написаны пословицы, разрезаны пополам и перепутаны. Комплекты таких листочков в конвертах лежат на столах.)

Без дела жить, только небо коптить.

Кто рано встает, тому Бог подает.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Была бы охота, а работа найдется.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Глаза страшатся, а руки делают.

Есть терпенье – будет и уменье

Кто не работает, тот и не ест.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

v Задание «Угадай профессию»

– Я буду показывать рисунки с изображением людей разных профессий, ваша задача – назвать профессию и сказать, чем занимается этот человек. Задание понятно? (показываю рисунки, дети объясняют, вывешиваю его на доску).

Пожарный (тушит пожары).

Художник (рисует картины).

Продавец (продает продукты, различные товары).

Парикмахер (делает стрижки людям).

Почтальон (приносит людям газеты, журналы, письма).

Дворник (убирает улицы,  дворы).

Часовщик (ремонтирует часы).

Машинист (водит поезда).

Сапожник (ремонтирует обувь).

 

v «Азбука профессий»

На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П. Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы.

 

v По описанию определить, что это за профессия?

1. Работа этого мастера – это оказание услуг по стрижке, бритью, завивке, окраске, созданию причесок, укладок и других процедур и ,конечно, моделирование причесок. … По окончании работы он посоветует способы укладки прически или перманентной завивки, средства для ухода за волосами. Легко ориентируется в многообразии своих профессиональных инструментов. В зависимости от своей специализации одни занимаются женскими прическами, другие – мужскими, а третьи – только детскими. Но есть и универсалы, которые могут делать всё. (Парикмахер).

2. Эта профессия  очень древняя. Люди этой профессии  одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки.

Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо быть аккуратной, усидчивой, ловкой, терпеливой, уравновешенной и не бояться монотонной и однообразной работы. Надо иметь отличный глазомер, прекрасную координацию рук и хорошее зрение. Для того, чтобы изделие пришлось клиенту по душе, следует иметь художественный вкус, богатое воображение и быть дружелюбным и общительным. В таких специалистах нуждаются специализированные большие фабрики, мелкие частные фирмы и ателье. Особенностью этой профессии является то, что этот специалист может работать и дома. В данном случае такому профессионалу приходится выполнять обязанности закройщика и портного. Такой специалист должен давать хорошие  советы своим клиентам по выбору подходящих фасонов и видов ткани, также должен разбираться в видах ткани и их свойствах и знать технологию швейного производства. Таким специалистам необходимо уметь пользоваться швейным оборудованием и правильно за ним ухаживать, а также устранять мелкие неполадки и смазывать детали. (Швея).

3. Это рабочая профессия, связанная с обработкой дерева и изготовлением деревянных изделий. Это сложная профессия. Мастер  может производить готовые деревянные изделия  высокого качества. Эта профессия сегодня очень востребована. Особенно часто требуются услуги этих специалистов при изготовлении и установке дверей, окон, оснащении их нужными креплениями, замками, ручками, задвижками, шпингалетами.  Данная профессия требует отличного физического здоровья,  внимательности и, безусловно, склонности к работе по дереву. Вместе с этим, мастер  должен обладать глубокими знаниями в области способов обработки разных пород дерева, а также уметь исправлять возможные дефекты древесины. (Столяр).

4. Глаза разбегаются от множества красочных обложек. Как же найти среди такого обилия книжек самую интересную, с самыми красивыми картинками? Выбрать книгу тебе поможет этот человек. Он спросит, что ты больше любишь: сказки или рассказы о животных, приключения или весёлые стихи? И подведёт тебя к полке, где стоят эти замечательные книжки. (Библиотекарь)

5. Заболел щенок. Ещё вчера он звонко лаял и грыз папины шлёпанцы. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою грустную мордочку на лапы и лежит безучастный ко всему. Как помочь твоему другу, знает врач, который лечит животных. Он внимательно осмотрит больного щенка, потрогает нос, пощупает живот и даст лекарство. (Ветеринар)

6. Эта работа трудна и опасна. Это редкая профессия. Выбирают её лишь настоящие мужчины, сильные, смелые и находчивые. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты, укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И конечно, они спасают людей и корабли, потерпевшие крушение. (Водолаз)

7. Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто захочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин. Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У него много забот и обязанностей. По едва заметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря повалила деревья, где появилось множество насекомых – вредителей леса. Смотрит, нет ли больных и засохших деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – это беда. Он знает, какие звери и птицы здесь живут. (Лесник)

8. Чтобы люди были одеты нарядно и не похоже друг на друга, трудится этот человек. Он изобретает новую красивую одежду, в которой удобно работать и заниматься спортом, приятно пойти в гости и на прогулку. Выдумать новый костюм, какого ещё не было и какой понравится покупателям очень трудно. Он, придумав костюм, рисует его карандашом. Этот рисунок называется эскизом. По готовому эскизу другие специалисты сделают выкройку модели и сошьют новый наряд.(Модельер)

Метки: , ,