«Развитие критического мышления  у детей старшего  дошкольного возраста» Мастер-класс


Шарандак Валентина Андреевна
воспитатель
Государственное коммунальное казенное предприятие «Ясли- сад №8 акимата г.Костаная отдела образования акимата г.Костаная»

Наглядно-образное мышление начинает формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами. Это значит, что ребенку в возрасте четырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Но почему же так важно развивать не просто “мышление”, а именно “критическое мышление” у детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит критическое мышление. В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Это только кажется сложным в теории, а вот на практике взрослые могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос “почему?” — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. Разумеется, иногда игра в “почемучку” — это лишь способ привлечь к себе внимание взрослых. Из такого поведения родители взрослые делать соответствующие выводы. Это значит, что ребенок подает сигнал “мне вас не хватает”. Такие сигналы лучше не пропускать и решать проблему вовремя. Если же ребенком движет любознательность, то и в этом случае нельзя просто отмахиваться от его вопросов. Игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем.

А если не развивать критическое мышление?

Лишь совсем недавно многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. Раньше существовал такой стереотип: послушный ребенок не спорит со старшими. Во многих семьях данный стереотип жив и по сей день: “Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят”. Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью. Нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье.А вот когда у ребенка нет желания познать истину — это плохо.

Таким детишкам очень сложно приспособиться к требованиям большинства новых учебных программ, поскольку критическое мышление становится все более важной частью каждой из них. Даже к младшим школьникам требования высоки. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать. Нужно уметь решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда, даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту. Возможно, кто-то и удивится, но и такие задания входят во многие современные учебные программы.

Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: “Если …, то …”.
Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
Не принимайте ответ: “Потому что так хочу” или “Потому что мне так нравится”, если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам — отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.
Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.
Критическое мышление – это способность не просто кушать информацию, а перерабатывать ее, анализировать, формировать к ней собственное отношение и принимать взвешенные решения. А вот насколько наличие этого самого мышления приветствуется сегодня?

Нашла я недавно статью, в которой очень категорично заявлялось, что «сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важнейших требований становится умение детей критически мыслить, анализировать информацию и доказывать свою точку зрения».

Ой ли… Такое ощущение, что автор никогда не сталкивался в школе с Марьиванной. Добро, если Марьиванна снижает на 2 балла оценку за абсолютно правильно решенную задачу только потому, что ребенок «неверно» записал условие. В этом случае еще можно объяснить малышу, что учительница его печется о том, чтобы он был внимательным, сосредоточенным и умел действовать по заданным правилам – в будущем пригодится (аргументация слабовата, ну, да ладно). Куда хуже ситуация (не такая уж редкая), когда Марьиванна сама неверно решает задачу или принципиально отказывается понимать, что у нее (задачи, а не Марьиванны) есть несколько способов решения. Много ли найдется учителей, которые не просто не устроят разнос «зарвавшемуся» Иванову, доказывающему свою точку зрения, а еще и похвалят его за то, что, во-первых, сообразительный он мальчик, а, во-вторых, не побоялся привести аргументы в свою защиту?

В общем, востребованность в нашем обществе критического мышления – спорный вопрос. И неоднозначный.

С другой стороны, лично мне не хочется, чтобы мой ребенок был потребителем и счастливым обладателем лапши на ушах.

 

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста

Дошкольное воспитание и обучение создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире. Психолого-педагогические исследования, проведённые ведущими учёными и практиками, доказали, что именно дошкольный возраст является определяющим условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека. Поэтому использование стратегий критического мышления в дошкольном образовании может создать основу для последующего развития мышления детей, соответствующего современным требованиям.

Критическое мышление – мышление оценочное, рефлексивное. Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценивания, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Критическое мышление – направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.

Критическому мышлению нужно учить. Важно, чтобы дети могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности.

К пяти годам возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. Развиваются коммуникативные умения. С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности. К пяти годам формируется система взаимоотношений, складываются более критические оценки к групповой солидарности, у ребёнка появляются друзья. Пятилетний ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам). К пяти годам становится более устойчивое внимание, возникает способность произвольного запоминания, совершенствуются восприятие, воображение, развиваются высшие формы наглядно-образного мышления: умение рассуждать, строить умозаключения, совершенствуется способность классифицировать. Увеличивается значение речи как способа передачи разнообразной информации, мыслей и рассуждений. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей наряду с практическим наблюдением и экспериментированием. К пяти годам появляется принципиально новая способность: сопереживать вымышленным персонажам, т.е. детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т.к. это возраст «почемучек», а также возраст креативности.

Этот возраст соответствует второму  уровню «проясняющейся» критичности – выражается в стремлении отыскать и конкретизировать наличие определенных ошибок или несуразностей в объекте познания. Ответы детей отличаются конкретностью и часто сопровождаются жестикуляцией. Критическое отношение на этом уровне может проявляться  в форме вопроса, с помощью которого дети как бы стараются уточнить правильность своей позиции. Достижение этого уровня оказывается возможным в случаях умственной активности детей, выражающейся в сопоставлении и противопоставлении отдельных элементов объекта.
Методы и приёмы развития критического мышления:

1. «Прогнозирование» – активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. Тема: «Чтение М. Пришвина  «Лисичкин хлеб». – Как вы думаете, о чём вы сейчас узнаете в рассказе М. Пришвина  «Лисичкин хлеб»? О каких животных пойдёт речь? Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций).

2. «Логические цепочки» – развитие умения устанавливать общий признак. – Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, … и т.д.

3. «Ассоциативный куст» – активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий. Тема: «Зимние виды спорта» – Какие ассоциации возникают при слове «спорт»? Называйте всё, что вспоминается. Дети называют слова, фразы, всё обозначается на маркерной доске заглавными буквами слова или рисунком –символом. – Докажите, что вы назвали правильные слова. Доказанные слова соединяются с основным словом «спорт» с помощью стрелок. – Выберите из ряда предметов новые слова, имеющие отношение к спорту. Докажите ваш выбор.

4. «Диаграммы Венна» («Круги сравнения») – конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Домашние животные». – Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). – Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. – Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?

5. «Синквейн»  («Пять строк») – развитие связной речи, расширение активного словаря. Предмет о котором идет речь (сущ. или местоимение), одно слово (сущ.) (суть предмета или объекта), два прилагательных (или наречия), три глагола, фраза из четырех слов (личное отношение автора).

Тема: «Спорт»

1.     Мяч.

2.    Спортивный инвентарь.

3.    Круглый, прыгучий.

4.    Скачет, катится, отскакивает, вертится.

5.    Я люблю играть в мяч.

6. «Кластеры» («Гроздья») – графический прием систематизации материала

1) Выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2) Объединение понятий в виде схемы, установление причинно- следственных связей;

3) Поиск новых кластеров : наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4) Самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

7. «Кубик» с вопросами – активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем? Тема: Транспорт. Дети читают вопрос на грани кубика и составляют вопрос по теме, другие дети отвечают на поставленный вопрос. Проводиться в форме групповой работы.

8. «Толстые и тонкие вопросы» – осмысление содержания художественного произведения. «Толстый» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «тонкий» вопрос требует развёрнутого ответа.

9. «Шесть шляп мышления» – Например, тема «Олимпийские игры 2014г.» Воспитатель: «Давайте вспомним, как работают наши шляпы:

1) белая шляпа – факты

2) красная – чувства и эмоции

3) черная ищет недостатки, критикует

4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты

– Итак, первыми выступят белые шляпы.

Что вы можете сказать об Олимпиаде? Что нам о ней известно?

– Вторые – это ребята в красных шляпах.

Какие чувства, эмоции у вас вызывает спорт? Олимпиада?

– Третьими будут ребята под черными шляпами.

Какие на ваш взгляд есть недостатки в Олимпийских играх? Что для вас неприемлемо?

– Четвёртыми выскажутся желтые шляпы.

Что вы видите хорошего, полезного в Олимпиаде и в спорте вообще?

–  Синие шляпы подведу итоги наших соревнований».

10. «Верные и неверные суждения» («Плюс, минус») – Воспитатель:  «А что вы знаете об Олимпиаде,  мы сейчас проверим. При  помощи  сигнальных карточек вы  будете  определять  верность  (поднимаем красную сигнальную карточку)  и  неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих  утверждений. 1)  Олимпийские игры проходят только зимой; 2)  Для участия в зимней Олимпиаде нужны такие спортивные снаряды, как велосипед ; роликовые коньки, клюшка для гольфа; 3)  Зимняя Олимпиада проходит в этом году в Сочи и т.д.

Определяющим при планировании занятий является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий.

Возникая в самом начале процесса социализации личности ребенка, критическое мышление оказывается тем личностным образованием, которое в значительной мере определяет всю дальнейшую перспективу интеллектуальных способностей.

 

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Предлагаемаясерия упражнений — это систематизиро­ванное целенаправленное развитие психики ребенка, осу­ществляемое посредством специальных упражнений по трем находящимся в неразрывном единстве путям. Первый путь — изменение степени сложности упражнений от занятия к за­нятию, второй — поочередный перенос воздействия с одно­го психического процесса на другой, третий — поэтапное выполнение действий на громкоречевом уровне.

СЧИТАЛОЧКА-БОРМОТАЛОЧКА

Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В пер­вый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качает­ся» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками.

Итак, это выглядит следующим образом:

1. Идет — бычок — качается.

2.    Идет — бычок — (хлопок).

3.    Идет — (хлопок) — (хлопок).

4.    (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

 

 

Тест Равена

 

 

Несмотря на то, что программа, по которой мы работаем, является традиционной, необходимо большее внимание уделять развитию ребёнка, приближаться к личностно-ориентированному обучению, использовать методы и приёмы, помогающие детям развиваться, мыслить, самостоятельно находить нужные знания, а не просто получать их от педагога. Необходимо стремиться к демократическому стилю общения между педагогами и детьми, так как в современном обществе нужны люди уверенные в себе, самостоятельные, творческие. А командный стиль общения подавляет в детях все эти черты характера.