“Скользящий шаг – основа техники различных лыжных ходов” выступление на семинаре


Волкова Любовь Владимировна
Учитель физкультуры  КГУ “ОСШ №11”

Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания учащихся в школе.

Урок лыжной подготовки лучше всего начинать в спортивном зале.

Класс строят в одну шеренгу и проверяют одежду учащихся: куртки, шапки, варежки. Затем обговаривают порядок передвижения к месту занятий, объясняют задачи урока. Здесь же можно ознакомить учащихся с техникой лыжных ходов с помощью имитационных упражнений.

Каждый урок начинается с разминки состоящей из энергичных маховых (попеременных и одновременных) движений руками, наклонов, приседаний, упражнений с лыжными палками и прохождения нескольких кругов на лыжах

Затем следуют обязательные разделы урока:

1.   Обучение, повторение, или совершенствование техники лыжных ходов на учебной      лыжне.

2.     Эстафета или игра на лыжах.

3.     Прохождение дистанции на время или на выносливость.

4.     Катание с гор если позволяют условия.

 

Разучивание техники ходьбы на лыжах проводиться на учебной площадке размером 35-40м х 15-20 м.

На сравнительно ровной площадке прокладываются две замкнутые параллельные лыжни. Менее подготовленные лыжники должны двигаться по внутренней лыжне, а более сильные – по внешней.

Обучение технике передвижения

производится в такой последовательности:

1.     Ходьба без палок.

2.     Попеременный 2-шажный ход.

3.     Бесшажный ход.

4.     Одновременный 2-шажный ход

5.     Одновременный одношажный ход.

6.     Коньковый ход.

Ходьба без палок или ступающий шаг является хорошим подготовительным упражнением для овладения техникой ходьбы на лыжах, служит средством для отработки равновесия при скольжении на одной лыжне и улучшения координации движений.

Обучение проводиться в такой последовательности:

– изучение стойки лыжника на месте,

– овладение движениями рук на месте,

– передвижение на лыжах без палок.

 

 

 

 

Что такое передвижение на лыжах по снегу – ходьба, бег или скольжение?

Наблюдая за лыжниками, нетрудно заметить, что все три способа передвижения ими используются, но в разной мере.

Ступающий шаг – основное подготовительное упражнение для ощущения сцепления лыж со снегом, овладения перекрестной координацией движений рук и ног, специфичным равновесием. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях: – по накатанной лыжне; – по целине с неглубоким и затем более глубоким снежным покровом; – по целине с частым изменением направления движения, зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки, скамейки, другие ориентиры. Передвижение ступающим шагом, т.е. без скольжения на лыжах, как правило, не вызывает особых затруднений. Важно подчеркнуть следующие элементы и овладеть ими: – специфика сцепления лыж со снегом при изменении длины ступающего шага; – перекрестная (разноименная) координация движений в работе рук и ног, как и в обычной ходьбе; – полный перенос при каждом шаге массы тела с одной ноги на другую; – больший по сравнению с обычной ходьбой наклон туловища; – специфичные маховые и толчковые движения руками, когда мах вперед слегка согнутой в локтевом суставе рукой выполняют до уровня глаз, а толчок заканчивают за бедром.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания.

Для преодоления крутых подъемов лыжник, опираясь на палки передвигается на лыжах ступающим шагом, а для быстрого подъема переходит на бег. Основным способом передвижения на лыжах является скольжение.

Основу техники лыжника составляет скользящий шаг, движения в котором объединены в два характерных действия – отталкивание и скольжение. На их овладение и направлено обучение.

Все движения скользящего шага начинаются в следующем порядке:

1.Момент окончания толчка ногой – это исходная поза для скольжения на одной лыже.

2. Скольжение на опорной ноге.

3. Вынос ноги махом вперед.

4. Подседание перед отталкиванием ногой.

5. Разгибание ноги в момент отталкивания.

6. Окончание толчка ногой, полное ее выпрямление.

 

Отталкивание ногами сочетается с размашистыми движениями рук.

Во время отталкивания толчковая нога должна полностью выпрямляться в колене, а после отталкивания слегка подниматься над снегом вверх – назад. Руки движутся попеременно.

При выполнении всех этих движений на лыжне скольжение выполняется на согнутых ногах и, главное необходимо сохранить как можно дольше равновесие на одной ноге.

 

 

 

Широкие скользящие и не очень частые шаги не только значительно экономят силы, но и позволяют удержать скорость передвижения по лыжне.

Для ощущения скольжения лыж по снегу, особенностей сохранения равновесия на скользящей лыже, необходимого сочетания скольжения и сцепления, для овладения одноопорным (свободным) скольжением, согласованными толчками и махами руками и ногами полезны следующие простейшие упражнения с выполнением скользящих шагов на хорошо накатанной лыжне, проложенной под уклон:

– короткие скользящие шаги без работы руками (без палок, руки свободно опущены);

-махи руками на месте и затем скользящие шаги с махами руками (без палок);

-скользящие шаги  но с удлиненным прокатом на каждой лыже и полным переносом массы тела во время скольжения с одной ноги на другую;

– скользящие шаги (руки за спиной) с акцентом на подседании и отталкивании ногой

-удлиненные скользящие шаги с палками, взятыми за середину, и махами руками вдоль лыжни (палки держат острием  назад);

-лыжный самокат – продолжительное скольжение на одной и той же лыже за счет многократного отталкивания другой (руки опущены, повторить на другой лыже);

 

На уроке важно совместить изучение скользящего шага с играми и небольшими соревнованиями, которые позволяют лучше овладеть скользящим шагом.

Для овладения скользящим шагом широко используют игровые упражнения-задания, например:

– с небольшого разбега проскользить на одной лыже до остановки (упражнение выполняют поочередно на правой и левой лыже), кто дальше проскользит;

– с места или с предварительного разбега преодолеть за 3 скользящих шага наибольшее расстояние (количество скользящих шагов постепенно увеличивают);

-пройти заданный отрезок за наименьшее количество скользящих шагов (выполняют как с палками, так и без палок, длина отрезка от 15 до 50 м).

 

После выполнения комплекса простейших упражнений на овладение , основами ступающего и скользящего шага на лыжах, спецификой скольжения на лыжах и сцепления лыж со снегом, координацией маховых и толчковых движений ногами и руками с использованием лыж и палок приступают к обучению технике способов передвижения на лыжах.