Учебное моделирование как эффективное средство формирования фонетических знаний на уроках обучения грамоте
Акмолинская область
ГУ «Средняя школа №2 города Щучинска отдела образования Бурабайского района»
Методическая копилка учителя начальных классов
Молдыбаевой Карлыгаш Аскеровны
Главная ценность на уроке – это время. Вот что, прежде всего, отнимают у учителя слабые ученики. И вот что он должен выиграть. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех этапах урока, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. Этой цели мне помогает достичь один из методических приемов повышения эффективности современного урока – моделирование учебного материала.
Моделирование в широком смысле – это замена действий с реальными предметами действиями с их уменьшительными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также с их графическими заменителями: рисунками, чертежами, обобщающими схемами, таблицами, знаками.
Что же такое учебное моделирование?
Если оно учебное – значит, предназначено для обучения: помогает ученику учиться, а учителю – учить.
Учебные модели – это особая форма наглядности. Модель замещает какое-то реальное явление, воспроизведя более наглядно те его свойства, которые нас интересуют.
Есть такая наука фонетика, которая изучает звуковую сторону речи. Звук явление мимолетное. Почти неуловимое. Модель должна сказать: остановись, мгновенье! Для этого необходим зрительный образ (модель звука).
Для лучшего усвоения гласных звуков использовала такой прием, который помог мне в дальнейшей работе при чтении слогов. Дети, усвоившие работу артикуляционного аппарата, и запомнившие зрительно модель артикуляционного звука при произнесении гласных легко и быстро научились сливать звуки.
Изучение каждого из звуков начинаю с подробного объяснения произношения звука (т.е.) показать работу артикуляционного аппарата). Например, при изучении звука [а].
– Произнесите звук [а]. Мы широко открываем рот, воздух идет свободно без препятствий. А теперь вытяните губы в узкую трубочку и произнесите звук [а]. Не получается? Что вам хочется сделать. А теперь откройте широко рот и скажите звук [у]. Получилось? Значит, каждому звуку соответствует определенное положение органов артикуляции.
Одной из моих находок являются модели «букв-человечков». Модели «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику любого звука. Человечки с одёжками: шляпа – «цилиндр», коричневого цвета для обозначения глухих звуков, шляпа – «звоночек» желтого цвета для обозначения звонких звуков, 3 пары башмачков – синего, зеленого и красного цвета (у всех ребят в пакетиках данный набор одежек и «человечков»).
Модели «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику любого звука.
Часто уроки начинаю с теоретической пятиминутки. На пятиминутках ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной модели. Модели обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергетический темп урока. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах.
Какую одежду носит буква Ж?
Почему звуки [А,О, У, Э. Ы, И] держат в руках гармошки?
Почему буквы Я,Е. Ё,Ю одели разные башмачки?
Почему звуки [р] и [р’] надевают только жёлтую шляпку –звоночек?
У нашего «человечка» на голове цилиндр, на ногах – зеленые башмачки. Как его зовут?
Дайте характеристику звука [п],звука [ц]
А правильно одеть человечка не так просто. Одёжка у него удивительная. Её нужно «услышать» – приложить пальчики к горлышку или заткнуть ушки и позвать звук по имени. Если в ответ зазвенят «колокольчики» (завибрируют связки) готовь шляпку–звоночек, если послышится сипение и кашель – готовь коричневый цилиндр –шляпу.
С помощью букв – человечков дети научились хорошо слышать звуки в слове, определять их характеристики.
В дальнейшем для закрепления характеристики звуков помогают опорные схемы, которые находятся в «папках-помогайках» у каждого ученика весь учебный год.
Благодаря учебным схемам создаются условия, необходимые для формирования ясных понятий о каждом из изучаемых разрядов в звуковой системе русского языка. С помощью другого ряда схем ученики получать четкое представление о разрядах (классах) русских букв.
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударные и безударные. Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Опорные схемы «Звонкие и глухие согласные звуки» выглядят следующим образом:
Такие опорные схемы дети запоминают надолго и прочно.
При классификации согласных звуков по звонкости –глухости выясняем с детьми, что буквы, обозначающие звуки [б,в.г.д,ж.з] сидят на звонке, сильно звенят и шумят. Но стоит им упасть со звонка, как они теряют свой звонкий голос, оглушаются и только шумят. Первую группу согласных называют парными звонкими согласными, а вторую – парными глухими согласными. Согласные [й, л, м, н, р] тоже сидят на звонке и звенят, но уних нет пар, и поэтому они называются непарными звонкими согласными. А согласные [ц. ч. щ. х ] забились в угол, шипят, но их никто не слышит. Называются они непарными глухими согласными.
Для закрепления звуков провожу работу в виде игры. Для этого готовлю наборное полотно, чтобы можно вставлять карточки с буквами:
- «Заблудились звуки» Я вставляю карточки с буквами в наборное полотно (звоночек) неправильно. Дети приводят их в порядок.
- «Распредели звуки по своим местам». На доске висит наборное полотно (звоночек). Дети по очереди расставляют карточки с буквами в прорези. Чтобы усложнить задачу, вместе с согласными кладу карточки и с гласными буквами.
- «Помоги звукам найти место». Дети на листочках по шаблонам обводят звонки и рисуют кружок. Затем провожу работу в виде диктанта. Я называю звуки, а дети фломастером заполняют таблицы.
Каждое понятие будет лучше понято, поскольку у него появилась своего рода структурная формула – учебная схема.
И теперь, пользуясь схемами устных и письменных языковых единиц, мы наконец – то сможем моделировать учебные действия.
На уроках использую возможности моделей в целях индивидуализации обучения, дифференцирования задания каждому ученику. А также в развитии самостоятельности при решении грамматических задач.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОВА «МАЛИНА»
Определяем количество звуков. Для этого медленно произносим слово, выделяя голосом каждый звук.
В этом слове 6 звуков. Обводим 6 клеток-квадратиков. ‘
Делим слово на слоги: МА-ЛИ-НА. Ставим знак ударения: МА-ЛИ-НА.
Даём характеристику звуку. Снова медленно произносим каждый звук.
М-М-М – первый звук согласный, твёрдый, звонкий. Первый квадратик синий, сверху рисуем желтый звоночек
А-А-А – второй звук гласный. Второй квадратик красного цвета.
ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ – третий звук согласный. Мягкий, звонкий. Третий квадратик зелёный, с желтым звоночком сверху.
И-И-И – четвёртый квадратик красного цвета.
Н-Н-Н – пятый звук согласный, твёрдый, звонкий. Пятый квадратик синий, с желтым звоночком.
А-А-А – шестой квадратик красного цвета.
Модели активизируют детей на уроке, организуют внимание к объяснению учителя и ответу товарища, разнообразят работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети быстрее думают, быстрее пишут, свободнее рассуждают, доказывают. В целом обеспечивается высокая организация каждого этапа урока, дружная работа класса.
Метки: скачать статью, статья Учебное моделирование как эффективное средство формирования фонетических знаний на уроках обучения грамоте