Учебное моделирование как эффективное средство формирования фонетических знаний на уроках обучения грамоте


Акмолинская  область

ГУ «Средняя  школа №2 города Щучинска  отдела образования  Бурабайского  района»

Методическая  копилка    учителя  начальных классов

Молдыбаевой  Карлыгаш  Аскеровны

 Главная  ценность на уроке  – это время. Вот что,  прежде всего, отнимают у учителя  слабые ученики. И вот что  он должен  выиграть. Включить каждого ученика  в активную деятельность  на всех этапах урока, довести представления  по изучаемой  теме  до формирования  понятий, устойчивых  навыков  – вот моя цель. Этой цели мне помогает достичь  один из методических  приемов повышения  эффективности  современного  урока – моделирование  учебного  материала.

Моделирование   в  широком смысле  – это замена действий  с реальными  предметами  действиями с их уменьшительными образцами, моделями, муляжами,  макетами, а также с их графическими  заменителями: рисунками, чертежами, обобщающими  схемами, таблицами, знаками.

     Что же такое  учебное  моделирование?

Если оно учебное  – значит, предназначено для обучения:  помогает ученику учиться, а учителю – учить.

Учебные  модели  – это особая  форма наглядности. Модель   замещает  какое-то реальное явление, воспроизведя более наглядно те его свойства, которые нас  интересуют.

Есть такая наука  фонетика, которая изучает  звуковую сторону речи.    Звук явление мимолетное. Почти неуловимое. Модель должна сказать: остановись, мгновенье! Для этого необходим зрительный образ (модель звука).

Для лучшего  усвоения  гласных звуков  использовала  такой  прием, который помог мне  в дальнейшей работе при чтении  слогов. Дети,  усвоившие  работу  артикуляционного  аппарата,  и запомнившие  зрительно  модель артикуляционного звука  при произнесении  гласных  легко  и быстро научились  сливать  звуки.

Изучение  каждого из звуков  начинаю с подробного  объяснения  произношения  звука (т.е.) показать  работу  артикуляционного  аппарата). Например,   при изучении  звука [а].

– Произнесите   звук [а]. Мы широко  открываем  рот, воздух  идет свободно без препятствий. А теперь вытяните  губы в узкую трубочку и произнесите звук  [а]. Не получается?  Что вам  хочется  сделать. А теперь  откройте  широко рот  и скажите звук  [у]. Получилось? Значит, каждому звуку  соответствует  определенное  положение  органов артикуляции.

Новый рисунок1

 

Одной из моих находок являются  модели  «букв-человечков».  Модели  «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику  любого звука. Человечки с одёжками:  шляпа – «цилиндр», коричневого  цвета для обозначения  глухих звуков,    шляпа – «звоночек»  желтого цвета для обозначения  звонких звуков,  3 пары башмачков – синего, зеленого и красного  цвета (у всех ребят в пакетиках  данный набор одежек и «человечков»).

Новый рисунок (1)

Модели  «букв-человечков» помогают полностью дать характеристику  любого звука.

Часто уроки  начинаю  с теоретической  пятиминутки. На пятиминутках  ученики избавлены  от механического  зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной модели. Модели обеспечивают  и более высокую работоспособность, а также энергетический темп урока.  Необходимые  для выполнения  заданий правила детям не нужно вспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах.

Какую одежду  носит буква Ж?

Почему звуки [А,О, У, Э. Ы, И]  держат в руках гармошки?

Почему буквы Я,Е. Ё,Ю одели разные  башмачки?

Почему звуки [р] и [р’] надевают  только  жёлтую  шляпку –звоночек?

У  нашего  «человечка»  на голове  цилиндр, на ногах  –  зеленые  башмачки. Как его зовут?

Дайте характеристику звука [п],звука [ц]

А правильно одеть  человечка не так просто. Одёжка у него удивительная. Её  нужно  «услышать»  – приложить  пальчики к горлышку  или заткнуть ушки и позвать звук по имени. Если в ответ зазвенят  «колокольчики»  (завибрируют связки) готовь шляпку–звоночек, если послышится сипение и кашель – готовь коричневый  цилиндр –шляпу.

С помощью букв – человечков  дети  научились  хорошо  слышать  звуки в слове, определять  их характеристики.

В дальнейшем для закрепления характеристики звуков  помогают   опорные  схемы, которые  находятся в «папках-помогайках»  у  каждого ученика  весь  учебный  год.

Благодаря учебным схемам  создаются условия, необходимые  для формирования  ясных понятий о каждом из изучаемых разрядов в звуковой системе русского  языка.  С помощью  другого ряда схем  ученики получать четкое представление о разрядах (классах) русских букв.

Звуки  делятся на гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударные и безударные. Согласные  звуки бывают  твердые  и мягкие, звонкие  и глухие.

2

Опорные  схемы «Звонкие  и глухие согласные  звуки» выглядят следующим  образом:

3

Такие  опорные  схемы  дети запоминают  надолго  и прочно.

При классификации  согласных звуков  по звонкости –глухости выясняем с детьми, что буквы, обозначающие  звуки [б,в.г.д,ж.з] сидят на звонке, сильно звенят и шумят. Но стоит им упасть со звонка, как они теряют  свой звонкий  голос, оглушаются  и только шумят. Первую группу согласных называют  парными звонкими  согласными, а вторую – парными глухими  согласными. Согласные  [й, л, м, н, р] тоже сидят на звонке и звенят, но уних нет пар, и поэтому они называются  непарными звонкими  согласными. А согласные [ц. ч. щ. х ] забились в угол,  шипят, но их никто не слышит. Называются они непарными  глухими согласными.

Для закрепления звуков провожу работу в виде игры.  Для этого  готовлю  наборное полотно, чтобы можно вставлять карточки с буквами:

  1. «Заблудились звуки» Я вставляю карточки с буквами в наборное полотно (звоночек) неправильно. Дети приводят их в порядок.
  2. «Распредели звуки по своим  местам».  На доске  висит наборное полотно (звоночек). Дети  по очереди  расставляют карточки  с буквами  в прорези.  Чтобы усложнить задачу, вместе с согласными  кладу карточки  и с гласными буквами.
  3. «Помоги звукам найти место». Дети на листочках  по шаблонам  обводят звонки и рисуют кружок. Затем провожу работу в виде диктанта. Я называю звуки, а дети фломастером заполняют таблицы.

Каждое понятие  будет лучше  понято, поскольку  у него появилась своего рода структурная  формула  –  учебная  схема.

  И теперь, пользуясь  схемами  устных  и письменных  языковых единиц, мы наконец – то сможем  моделировать учебные  действия.

На уроках  использую  возможности моделей в целях индивидуализации  обучения, дифференцирования задания   каждому  ученику.  А также в развитии  самостоятельности  при решении грамматических  задач.

 ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОВА    «МАЛИНА»

Определяем количество звуков. Для этого медленно произносим слово, выделяя голосом каждый звук.

В этом слове 6 звуков. Обводим 6 клеток-квадратиков.                   ‘

Делим слово на слоги: МА-ЛИ-НА. Ставим знак ударения: МА-ЛИ-НА.

Даём характеристику звуку. Снова медленно произносим каждый звук.

М-М-М – первый звук согласный, твёрдый, звонкий. Первый квадратик синий, сверху рисуем  желтый звоночек

А-А-А – второй звук гласный. Второй квадратик красного цвета.

ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ – третий звук согласный. Мягкий, звонкий. Третий квадратик зелёный, с желтым звоночком сверху.

И-И-И – четвёртый квадратик красного цвета.

Н-Н-Н – пятый звук согласный, твёрдый, звонкий. Пятый квадратик синий, с желтым  звоночком.

А-А-А – шестой квадратик красного цвета.

Новый рисунок (2)

 Модели  активизируют  детей  на уроке, организуют внимание к объяснению  учителя и ответу  товарища, разнообразят  работу на уроке. Повышается интерес к учению. Дети  быстрее думают, быстрее пишут,  свободнее  рассуждают, доказывают.  В целом обеспечивается  высокая организация  каждого  этапа  урока, дружная  работа  класса.

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *