«Профилактика вредных привычек»


Щукина Ольга Юрьевна
воспитатель Коммунальное государственное учреждение «Костанайская специальная школа – интернат №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области

Цели:

образовательная – обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).
развивающая – создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям;
воспитательная – воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами
Форма: открытое внеклассное занятие

Оборудование:
Мультимедийная установка, аудио и видео записи, памятки о здоровом образе жизни, презентация.

Воспитатель:

Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, тем самым желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие ребята, гости. Ребята, а что такое здоровье?  (Здоровье – величайшая ценность. Именно поэтому, первым делом, мы всегда желаем тому, кто нам дорог, здоровья).

– А что это значит здоровый человек? (Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям).

-Как вы думаете, о чем пойдёт разговор на  нашем занятии? (Профилактика вредных привычек)

-Какова цель занятия?

Узнать что такое   привычка?

Какие бывают привычки?

Как влияют вредные привычки на здоровье человека?

-Как вы думаете, что может стать итогом нашего занятия? (Плакат, презентация, буклет, листовка).

-Я предлагаю работать группами.

-Работая в группах, вы будете соревноваться? (Сотрудничать)

-Желаю вам удачи!

-От чего зависит наше здоровье? (Дети обсуждают  этот вопрос в группе,  и напишите варианты ответов. Во время выполнения работы звучит музыка.  Игорь Крутой. «Сколько должно быть хорошего и прекрасного»).

 

Наше здоровье зависит от состояния здоровья родителей, бабушек и дедушек, от того как  часто нас осматривает врач, от того каким воздухом дышим, какую воду пьём, чем питаемся. Многое зависит от каждого из нас.

 

 

Девизом нашей встречи будут слова:

«Я умею думать, умею рассуждать

Что полезно для здоровья, то я буду выбирать!»

Всегда ли человек выбирает то, что для него полезно?

 

Ребенок читает стихотворение:

Происходит, что не знаю, непонятно почему,

Я безумно подражаю взрослым, детям и всему.

Все смеются, я смеюсь.

Все дерутся – я дерусь.

Все не делают уроки – и я к этому стремлюсь.

За друзьями следуя, ни о чём не ведая.

По кружкам по всем промчалась – ни  в одном не задержалась.

Мне всё это надоело – подражать – пустое дело.

Чужие успехи, поступки большие, как я не старалась, не стали моими.

 

Иногда случается, что мы поддаёмся общему настроению, перенимаем чужие привычки, не всегда полезные.

Давайте все же определимся, Что такое привычка?

Какие бывают привычки?

Как влияют вредные привычки на здоровье человека?

Что делать, чтобы не стать «заложником» привычек?

Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель. Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.

 

Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовывать свою жизнь и сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными. Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно.

Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, – это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает также много.

 

Мы предлагаем вам посмотреть видеоролик из цикла

«Смешарики за здоровый образ жизни»

 

Ребята, перечислите полезные и вредные привычки.

Полезно для человека:

-соблюдать режим дня;

-соблюдать гигиену;

-правильно и регулярно питаться;

-заниматься спортом;

-делать утреннюю зарядку закаляться

Вредно для человека:

– сидеть много у телевизора или за компьютером;

– гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;

– пробовать незнакомые вещества;

-грызть ногти;

– курить;

– пить

 

Мы предлагаем группам принять участие в нашем исследовании и составить соответствия: «Влияние привычек на здоровье человека».

Задание:

Составьте связи  между полезными и вредными  привычками и их последствиями.

 

Привычки:

¨      мальчик чистит зубы;

¨      мальчик не хочет мыться и умываться;

¨      группа ребят делает зарядку;

¨      ученик грызет ногти на уроке;

¨      группа ребят курит;

¨      двое взрослых выпивают.

Последствия:

¨      здоровая красивая улыбка;

¨      с грязным подростком никто не хочет общаться;

¨      на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;

¨      врач лечит мальчику воспаленные пальцы;

¨      на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;

¨      алкоголик дремлет на лавке.

Молодцы ребята,  вы замечательно справились с заданием.

Итак, мы выяснили, как влияют привычки на здоровье людей.

Вредные привычки опасны для здоровья!

 

Сценка: папа и сын…

Ведущий: С соской сын пришел к отцу,

И спросила кроха.

Сын:        Папа это хорошо или это плохо?

Ведущий: Папа сыну отвечал

На вопрос курьезный,

Папа       Если б соску не сосал,

Был бы ты серьезный.

Брось ее – и в тот же миг

Повзрослеешь, ты, старик!

Ведущий: Год прошел, седьмой грядет

Мальчик в первый класс идет.

И отцу, хоть и подрос,

Задает опять вопрос.

Сын:         Там у школы два мальчишки

Зажигают часто спички.

Подскажи, ну как мне быть?

Предлагали закурить.

Я попробовал отрава,

эти сигареты, Ява.

Как же можно их курить,

Так здоровью то вредить.

Ведущий: Подумал папа и в ответ

сыну дал такой совет.

 

Папа:        Кто сигареты поджигает –

Жизнь на годы сокращает.

Окружающим, себе,

Может быть тебе и мне.

Ведущий : Дни летят, идут года

Сын растет как никогда.

Десять классов за спиной,

Стал сынок совсем большой.

Деньги просит без конца

У поседевшего отца.

Для чего не говорит

Принимает умный вид.

В подворотне с пацанами

Пиво пьет и ест салями.

Но отец про все узнал

Сына на ковер позвал.

Папа Ты ответь мне, сын родной,

Если пьешь то ты крутой?

Ведь спиртное это яд!

Пусть дружки-то говорят,

Что попробуешь разок

И узнаешь жизнь, браток!

Это все вранье – не верь

Мигом втянешься поверь

Алкоголь туманит разум

Лучше брось ты это сразу

На рюкзак ты мой возьми

И в поход скорей иди

Посмотри ты на природу

Ведь в любую непогоду

Все прекрасно сынка в ней

для людей и для зверей

Набери себе здоровья

И для будущих детей

Сын      Ты прав, как всегда. Не нужны кошмары эти –

Ни мне, ни родным, ни нашей планете

Давайте покончим с бедой навсегда

Ведь мир – это наша большая семья.

 

Воспитатель: Да, действительно, алкоголь и курение – эти слова известны всем, с этими проблемами человечество столкнулось давно. Мы говорим это плохо, а как же влияют на организм такие вредные привычки.

 

Послушаем НАШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТ КОМАНД, ПОДГОТОВИВШИХ СВОИ СООБЩЕНИЯ

 

1.Табакокурение.

Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Согласно мировой статистике, ежегодно из числа курильщиков преждевременно умирают около 2,5 млн. человек. В табачном дыме около 400 компонентов, 40 из которых имеют канцерогенный эффект, т.е. способны вызвать раковые заболевания. Наиболее опасен радиоактивный полоний-210.Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Очень вредно курение для детей и подростков, юношей и девушек. Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить всю жизнь. Курение опасно не только для самого курильщика, но и для окружающих его людей. Так называемое «пассивное курение», когда человек вынужден вдыхать дым, находясь в прокуренном помещении, оказывает на организм такое же отрицательное воздействие, как и собственно курение.

2.  Алкоголизм.

«Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича, вместе взятых: голод, чума, войны», – У. Гладстон.

В глубокой древности человек познакомился с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но и приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Не сразу люди заметили, что на следующий день человек расплачивается головной болью, разбитостью, дурным настроением. Наши далекие предки и не догадывались, какого страшного врага они приобрели.

Основным составляющим веществом большинства алкогольных напитков является этиловый спирт. Принятый вовнутрь, через 5–10 минут он всасывается в кровь и разносится по всему организму. Алкоголь – яд для любой живой клетки. Быстро сгорая, он отнимает у тканей и органов кислород и воду. Под действием алкоголя нарушаются чуть ли не все физиологические процессы в организме, а это может привести к тяжелым заболеваниям. Быстрее и губительнее всего алкоголь действует на клетки головного мозга, перерождается ткань почек, сердца, сосудов, печени.

Кровеносные сосуды под действием алкоголя сначала расширяются, и насыщенная алкоголем кровь бурно приливает к мозгу, вызывая резкое возбуждение нервных центров, – вот откуда чрезмерно веселое настроение и развязность пьянеющего человека. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий наступает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу отделов мозга. Поэтому опьяневший человек теряет контроль над собой и критическое отношение к своему поведению. Утрачивая сдержанность и скромность, он говорит и делает то, чего не сказал и не сделал бы в трезвом состоянии.

Многие думают что пиво это лёгкий алкогольный напиток и если выпить баночку пива, то ничего не случится.

Пиво вовсе не так безобидно, как порой кажется. Оно делается из полезного продукта – ячменя. Этот напиток содержит углеводы, белки, жиры и даже витамины. Но в процессе приготовления пива микробы брожения уничтожают все полезные компоненты, так что пользы от него, мягко говоря, немного. К тому же 0,5 л пива соответствуют 60-80 г водки. По наблюдениям немецкого психотерапевта Э. Крепелина, 45% его пациентов стали алкоголиками в результате того, что регулярно  много пили пива. Кроме того, не забывайте, что это очень калорийный напиток. Постоянные потребители пива быстро толстеют.

3.  Наркомания

Часто первый шаг к наркотикам делается из любопытства. До 60% наркоманов именно так «попробовали» наркотики. Наркотическая зависимость формируется очень быстро, ее процесс столь стремителен, что в 30-40 лет наркоман – это уже глубокий старик. От психологической склонности до физической зависимости проходит всего 2–3 месяца.

Наркотические вещества оказывают на организм человека чрезвычайно выраженное влияние. Нервные клетки как бы сгорают, резко снижаются защитные функции организма. Беззащитный организм подвергается атаке множества болезней. Страдают все органы и системы организма: поражается мышца сердца, возникают гастрит, язвенная болезнь, панкреатит, цирроз печени, желчнокаменная и почечнокаменная  болезни, пневмония, плеврит, гепатит, СПИД.

Нарушаются все виды обмена: белковый, углеводный, жировой. Изменения личности выражаются в прогрессирующей деградации, нередко переходящей в слабоумие.

 

Воспитатель: Послушайте историю про злого оборотня по  имени АлКоголь и граждан, которые его победили.

 

Давным – давно в один восточный город въехал на повозке торговец по имени АлКоголь.

Он разложил нитки, ложки, гвозди, миски и стал торговать. Он вёл себя тихо, мирно и никому не мешал. Но вскоре после его появления в городе стали происходить странные вещи. Сапожник вместо пряжек набил набойки, вместо набоек прибил пряжки. Лекарь одному из пациентов вырвал здоровый зуб, другому вместо зубов лечил уши, третьему вместо лекарства насыпал в рот перца. Плотник  подрался с соседом – парикмахером. Каменщик ругался на улице и задевал прохожих. Портной, дворник и продавец восточных сладостей обижали своих жён и детей, которых раньше любили. Женщины и дети плакали. Стекольщик и хлебопёк были найдены спящими в пыли у дороги. Все эти люди сильно изменились. Глаза у них налились кровью, носы стали красными, руки тряслись. Люди заметили, что когда люди заходили в лавку АлКоголя, покупали там не гвозди, горшки, а высокие  бутылки. Когда они пили из этих бутылок, то морщились, глаза у них краснели, и говорили они грубыми голосами. Часто ругались и даже дрались. Горе, слёзы пришли в их дома. Горожане обратились  за помощью к мудрому старцу. И вот что он сказал.

Старец.

Всегда идёт борьба между добром и злом. АлКоголь на одном из восточных языков означает «Дурманящий». Этим дурманом наполнены бутылки, вино дурманит головы людей. Они перестают быть самими собой. Ведут себя глупо и грубо. Алкоголь сначала разрушает души, а затем и тела людей. Существовала легенда, что тот, кто выпьет первую рюмку этого зелья, превратится  в орла, которого заклюёт курица. Тот, кто выпьет две рюмки, тот превратится  в барана, самого безмозглого в стаде. Тот, кто выпьет 3 рюмки, станет свиньёй и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зелёной травы, ни  листвы, ни звёзд на небе. Если мы хотим жить счастливо и достойно, мы должны объединиться и выгнать эту нечисть из города.Люди вняли совету мудреца. Они изгнали злого оборотня АлКоголя, разбили все бутылки с отравой. А сапожник, пекарь, плотник и продавец скоро выздоровели и опять стали добрыми, умными и чистыми людьми.

 

Дети отвечают на вопрос: «Как  алкоголь  отравляет  различные  органы человека?»

 

Воспитатель: Табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:

причины курения;
последствия курения;
меры для предупреждения курения;
причины употребления алкоголя, пива;
последствия употребления алкоголя, пива;
меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.
Работаем 5 минут.

Краткие выступления обучающихся и комментарии учителя. Результаты работы оформляются на доске на бумажном носителе (раздаточный материал – бумага).

Примерные ответы обучающихся:

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:

– любопытство,

– желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,

– быть “крутым”; “легкое” общение,

– заниженная самооценка,

– неумение отдыхать без допинга,

– неумение отказать,

– просто так,

– удовольствие,

– развлечение,

– пример друзей и взрослых,

– наличие свободных денег;

– влияние кино, телевидения, рекламы;

-баловство,

-от нечего делать,

– уйти от проблем.

Наиболее характерные последствия табакокурения:

Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
Раковые заболевания легких, гортани.
Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.
Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
Расстроена работа потовых и сальных желез.
Волосы истончены, секутся и выпадают.
Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция.
Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.
Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
Понижается острота слуха.
Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
“Синдром хронической усталости”.
Последствия употребления алкоголя:

Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
Сердечно – сосудистые заболевания, инфаркт.
Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).
“Синдром хронической усталости”.
Снижение иммунитета.
Раннее старение (особенно девушек).
Ухудшение работы желез внутренней секреции.
Меры для предупреждения:

Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.
Запретить рекламу сигарет.
Запрет со стороны родителей.
Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.
Получать достоверную информацию о вреде.
Принятие самостоятельного решения: да или нет!
– Послушайте, сколько мудрости таят в себе народные пословицы и поговорки о значении здоровья.

·           В здоровом теле – здоровый дух.

·           Здоровье всего дороже.

·           Здоровому всё здорово.

·           Болезнь человека не красит.

·           Здоровье – главное жизненное правило.

·           Здоровому врач не нужен.

·           Здоровье потеряешь – все потеряешь.

·           Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

 

 

 

Воспитатель:  Я вам предлагаю внимательно послушать одну сказку, и ответить на некоторые вопросы?

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя – сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались…
Что сказали мудрецы, мы узнаем попозже, а пока вы мне скажите:

– Как вы думаете, почему люди болеют? (не занимаются спортом, не закаливаются, неправильно питаются, не ведут активный образ жизни, не ведут активный образ жизни, вредные привычки)

– Что нужно сделать для того, чтобы быть здоровым?

А теперь послушаем, что ответили правителю мудрецы.

Самый старый из них сказал: «Здоровье человека зависит от его образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал построить дом  здоровья для всех детей своей страны.

– Как вы думаете, что было в этой школе здоровья, какие факторы здоровья в ней соблюдались? Правильное питание, режим, занятия спортом, отказ от вредных привычек, гигиена. Это и в наше время является главными составляющими ЗОЖ.

Режим дня – это чередование часов работы, отдыха и сна, необходимый момент планирования собственной жизни. Многие уверены: соблюдать режим дня нереально. Но если вы решили вести здоровый образ жизни, распишите себе собственный режим дня, рациональный и подходящий для вас.

Предлагаю вам посмотреть сценку о режиме дня.

 

СЦЕНКА «РЕЖИМ»

Действующие лица: учитель и ученик Вова.

– А ты, Вова, знаешь, что такое режим?

– Конечно! Режим… Режим – куда хочу, туда скачу!

– Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?

– Даже перевыполняю!

– Как же это?

– По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю – 4.

– Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?

– Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в школу.

– Хорошо…

– А можно еще лучше!

– Как же это?

– Вот как! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.

– Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

– Не вырастет!

– Это почему же?

– Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!

– Как это с бабушкой?

– А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.

– Не понимаю – как это?

– Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку потели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку – я, обед – я,…

– И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

 

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, мальчик правильно распределил время: прогулка, обед, прогулка? Нужен ли школьникам режима дня?

Режим, ребята, воспитывает организованность, волю, дисциплинированность. Особенно он важен вам, детям.

Утром раньше поднимайся.

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна… (Зарядка.)

 

Физ.минутка

Стали мы учениками (шагаем на месте),

Соблюдаем режим сами  (хлопки в ладоши):

Утром мы, когда проснулись (прыжки на месте),

Улыбнулись, потянулись (потягивание),

Для здоровья, настроения (повороты туловища влево-вправо)

Делаем мы упражнения  (рывки руками перед грудью):

Руки вверх и руки вниз   (рывки руками поочерёдно вверх-вниз),

На носочки поднялись (поднялись на носочки).

То присели, то нагнулись (присели, нагнулись)

И опять же улыбнулись    (хлопки в ладоши),

А потом мы умывались    (потянулись руки вверх-вдох-выдох),

Аккуратно одевались   (повороты туловища влево- вправо).

Завтракали не торопясь  (приседания),

В школу, к знаниям, стремясь (шагаем на месте).

 

Воспитатель: мы видим, что здоровый человек счастлив. Свои представления о счастливой жизни можно выразить в виде Дерева жизни, которое вы видите на демонстрационной доске. (Рисунок 1). Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви: «Я могу», «Я хочу», «Я должен».

 

Рисунок 1

– А что человек может? (понимать других, любить, быть честным ит.д.)

– Я хочу? (ответы учащихся)

– Я должен? (соблюдать законы, жить, любить и.т.д.)

Эти ветви поддерживают ствол «здоровый образ жизни», питаемый корнями – составляющими здорового образа жизни (воспитателем читаются определения, а дети выбирают подходящие для составляющих здоровья и выкладывают на демонстрационном материале: интересная творческая работа, активная жизненная позиция, курение, положительные эмоции, употребление алкоголя, любовь к людям, писсимизм, оптимизм, семья, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, двигательная активность, употребление наркотиков).

 

Воспитатель делает вывод:

Когда человек делает в жизни то, что он может, и это не противоречит интересам других людей; когда человек должен делать, он и может, и хочет.

Мы выбираем жизнь без вредных привычек! И в заключение стихотворение Давида Тухманова:

Встать в круг и произнести стихотворение по фразе:

Мы рождены, чтоб жить на свете долго:

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

Спроси себя: готов ли ты к работе –

Активно двигаться и в меру есть и пить?

Отбросить сигарету? Растоптать наркотик?

И только так – здоровье сохранить?

Взгляни вокруг: прекрасная Природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете всей Здоровье сохранить!

Метки: , ,