Диалогическое обучение на уроках казахского языка и литературы как фактор развития функциональной грамотности

Баганова Айслу Маратовна

учитель казахского языка и литературы СКО Район М. Жумабаева КГУ «Карагугинская средняя школа»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности на уроке – это дать ребенку уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование ученика в дальнейших социальных отношениях, которые считаются необходимыми для осуществления его жизнедеятельности в конкретной социальной среде. Я предполагаю, что достичь функциональной грамотности в процессеобучения казахского языка можно различными способами.

Учитель должен четко представлять, для какой цели выполняется то или иное задание, и понимать какие приемы и методы помогут достичь конечной цели – научитьучащихся говорить на казахском языке. Для этого учителю необходимо использовать метод коммуникативно-ориентированного обучения, включающего в себя ситуативность, коллективное взаимодействие, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированную самостоятельную работу.

В современном мире учителю и ученику просто необходимо уметь творчески мыслить,принимать нестандартные решения. Поэтому одна из моих задач, как учителя казахского языка и литературы – наращивать интеллектуальный потенциал обучающихся, развивая их творческие способности.
Реализуя содержание моей методической темы \ «Формирование функциональной грамотности на уроках казахского языка и литературы»\ создала условия для развития творческого потенциала учащихся; используя элементы новых технологий в обучении; моделируя учебные ситуации, которые способствует самореализации школьника на уроке.
Чтобы лучше воспринять и понять информацию, дети нуждаются в зрительных образах, они хорошо извлекают информацию из карт, схем, диаграмм, любят пазлы и головоломки. Поэтому в 5-8 классах активно используются опорные схемы, ролевые игры, лексико-смысловые таблицы. Положительным результатом является заинтересованное участие детей в составлении таблиц, умении учащихся активно применять лексику в речи, разнообразить и обогащать речь с помощью синонимов.

Игровые технологии в начальном и среднем звене присутствуют практически на каждом уроке. Все эти игры максимально приближены к реальной жизни, реальному контингенту детей, их настрою на конкретный урок, их индивидуальным способностям. Ролевая игра способствует формированию коммуникативной компетенции. Для обогащения лексического запаса, расширения лингвистического кругозора, яркости, насыщенности речи постоянно использую на уроках пословицы, поговорки, фразеологизмы, двигательные физминутки.

Ежегодный мониторинг качества знаний по казахскому языку, результативность участия в предметной олимпиаде и других «языковых» конкурсах, где нужно показать практическое применение знаний, позволяет сделать вывод, что основной причиной не всегда высоких результатов учащихся является недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в школе, его академическая направленность. На уроках казахского языка и литературы нередко сталкиваюсь с тем, что учащиеся не могут выразить свою мысль, затрудняются в постановке вопросов высокого порядка. Многие школьники испытывают трудности при комплексном анализе текста, оценивании его смыслового содержания. Так, например, задания типа «Соответствует ли данное утверждение содержанию текста?», «Определите утверждение, противоречащее информации из текста» или «Выберите два вопроса из пяти, ответы на которые есть в тексте» вызывают затруднения у многих учащихся разного уровня обученности. Как решить подобные проблемы? Решением данного вопроса может стать использование в преподавании языка диалогического обучения.

Диалогическое обучение – подход в преподавании, построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения беседы, с целью объяснения учебного материала учителем и усвоения его учащимися. Оно предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию учебной деятельности.

В чем преимущество диалогического обучения? Диалог является важнейшим инструментом для формирования знания, критического мышления, в диалоге  ученики и учителя становятся равноправными партнёрами, прилагающими все усилия для получения положительного результата. При групповой, парной работе ученики не только выражают своё понимание темы, но и учатся понимать, что окружающие люди могут иметь другие  идеи и  мысли. Также они  пробуют аргументированно обосновывать свои идеи; в то же время такие формы работы на уроке позволяют учителю понять, в какой степени усвоен материал учащимися. Известно, что речь является одним из важнейших инструментов в формировании коллективного опыта. Поэтому обучение через диалог, безусловно, является важнейшим средством вовлечения школьников в собственное обучение.

Эффективны уроки с использованием ИКТ. Для решения задачи формирования функциональной грамотности на уроках использую видеофильмы («Қазақхалқыныңсалт – дәстүрлері», «Қазақстаноблыстары», «Қорықтар» и др.). Они наглядно подтверждают изучаемые темы. Просмотр фильмов вместе с комментариями учителя и опорой на тексты позволяют расширить информационное поле учеников. Учащиеся на уроках казахского языка успешно выполняют задания, способствующие развитию критического мышления. Используемые техники КМ: «Дұрыс – бұрыс», метод «Синквейн», «Білемін – Білгімкеледі – Білдім», «Ыстықорындық»,«Кластеры» и т.д применяю для организации словарной работы. Важным компонентом урока казахского языка является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на функциональную грамотность, т. е формированиенавыков функционального чтения. Тексты с ошибками можно использовать в качестве материала для повторения пройденного материала, при подготовке к различным конкурсам и олимпиадам, к итоговой аттестации.

1.При изучении новой темы: вставьте пропущенные слова, словосочетания, устойчивые сочетания, восстановите последовательность событий, найдите ошибки и т.п..

2.При повторении пройденного.

3.При закреплении изученного материала.

4.При контроле знаний.

5.При организации творческой деятельности учащихся.

По моему мнению, методика работы может быть самой различной: самостоятельная работа (работа в парах, группах) в классе как способ самостоятельного добывания знаний, коллективная работа под руководством учителя, можно использовать в качестве проверки ЗУН по изученной теме или можно использовать в качестве домашнего задания. Для более удобного заполнения текстов с пропусками, можно использовать различные веб-сервисы, например, флипчарт. А мои ребята умеют   пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным),  вдумчиво работать с учебными текстами, справочниками, словарями. На заключительном творческом этапе работы по теме, применяю метод проектов, что позволяет детям проявить свои индивидуальные способности, креативность, повысить интерес к работе и эффективность труда.

Учащиеся могут работать индивидуально, в парах или в группах. Они могут сначала записать свои ответы, а потом поделиться своими идеями с одноклассниками и учителем.
Важно в таком подходе то, что командная работа учителей по развитию лексикона учащихся на разных языковых предметах позволит ребенку продуктивнее отработать лексический материал, запоминать, не зазубривая, а осознанно.
Также интересным может быть использование афоризмов и высказываний знаменитых людей на занятиях, нацеленных на развитие речи. Учащимся предлагаются цитаты, с которыми они должны либо согласиться, либо опровергнуть, высказав собственное мнение.

•Келісемін
•Келіспеймін
• Мен сеніменкелісемін
•Мен сеніменкеліспеймін
•Мен де осылайойлаймын
•Мен басқаша ойлаймын
• Мен … сенемін
• Мен … сенбеймін
•Меніңойымша, дұрыс …
• Менімше, дұрысемес
• Мен оныңайтқанпікіріменкелісемін
• Мен оныңайтқанпікіріменкеліспеймін
• Біржағынандұрыс
• Бұлолайемес

• Біржағынаносылай , бірақ …
•Басқакөзқарасболмаукерек, өйткені …
•Басқакөзқарас болу керек
•Меніңойымшаолдұрыссияқты
• Меніңойымшаолдұрысемес
•Мұныменкелісугеболады
• Мұныменкелісугеболмайды
•Оғанқарсыемеспін
• Оғанқарсымын
•Мен келісеаламын
• Мен келісеалмаймын.
При проведении уроков с использованием групповой работы обращает внимание на себя тот факт, что от занятия к занятию более активными становятся слабоуспевающие учащиеся. Если сильные ученики преуспевают в формулировке проблем, выдвижении предположений, выделении ключевых идей, то слабые учащиеся стараются участвовать в обсуждении проблемы.

Таким образом, на современном  уроке казахского языка и литературы слово учителя должно преобразоваться  из монологического в диалогическое. Диалог является тем типом взаимодействия, при котором  как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад. Я как учитель практик пришла к выводу что нам, учителям,  необходимо хорошо владеть методами беседы, дискуссии, постановки проблемных вопросов. Именно диалогические формы работы делают уроки намного продуктивнее и позволяют организовать деятельность учащихся, направленную на результат, обеспечив их набором эффективных инструментов для развития функциональной грамотности.

Благодаря таким урокам ученик вырабатывает умение выделять главное; учится интерпретировать текст; создает рефлексию на содержание информации; учится организовывать учебную работу на уроке; оценивает свою деятельность и деятельность одноклассников; учится работать с учебником и дополнительной литературой; формирует креативный взгляд на предложенную информацию; осваивает прием моделирования с целью визуализации; развивает знания и умения для активного применения в жизни общества.