Правописание суффиксов и употребление их в речи.
Джаманбаева Самарья Саматовна
учитель начальных классов Северо-Казахстанская область Район Магжана Жумабаева, КГУ «Карагугинская средняя школа»
Цели обучения, которым посвящен урок:
3.1.5.1 – строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов
3.2.4.1 – определять типы текстов – описание, повествование – по их особенностям
3.3.7.4 – обозначать парные глухие/звонкие, твердые/мягкие согласные в корне слова, непроизносимые/ удвоенные согласные, применять способы проверки
3.3.7.5 – писать слова с помощью суффиксов
-оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -ик-, -ек-, -ёнок-, -онок- и употреблять их в речи
3.3.7.6 – писать неизменяемые приставки: об-, от-, до-, о-, про-, под-, над-, за-, на-
3.3.7.7 – писать слова с разделительным ъ (после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я)
3.3.8.3 – определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка
Развитие навыков:
1.5 Составление монологического высказывания на заданную тему
2.4 Определение типов и стилей текстов
3.7 Соблюдение орфографических норм
3.8 Соблюдение грамматических норм
Предполагаемый результат:
Все учащиеся смогут:
Проверить себя и оценить уровень своих достижений.
Большинство учащихся смогут:
Прочитать текст и выполнить тестовые задания.
Составлять монологическое высказывание по опорным словам.
Построить свое высказывание на основе опорного плана.
Приводить примеры по теме.
Определять тип текста.
Находить слова с приставками.
Определять правильность переноса.
Образовывать слова при помощи суффиксов.
Разбирать слова по составу.
Указывать слова с непроизносимыми согласными.
Находить ряд слов с удвоенными согласными.
Записывать слова с пропущенными буквами
Некоторые учащиеся смогут:
Рассказать о наиболее запомнившихся темах раздела.
Помочь одноклассникам в обобщении материала по разделу.
Языковая цель
Основные термины и словосочетания:
Оценка достижений, критерии оценивания.
Используемый язык для диалога/письма на уроке:
Вопросы для обсуждения:
Что узнали нового по ра1делу -Архитектора»
Какие темы оказались наиболее интересными?
Где вы можете применить эти знания?
Что называется основой слова?
Какие слова называются однокоренными?
Как переносить слова с приставками с Ъ после приставок?
Для чего в речи употребляются суффиксы?
Как проверить безударные гласные в корне слова?
Почему парные согласные на конце слова нуждаются в проверке?
Какие гласные дают твердость согласному звуку?
Как произносятся и пишутся слова с непроизносимыми и удвоенными согласными?
Какие способы проверки гласных и согласных ты знаешь?
Материал прошедших уроков:
Произношение и обозначение на письме безударных гласных в корне слова. Произношение и написание слов с парным звонким или глухим согласным в конце слова и перед другим согласным. Произношение и написание слов с твердыми/мягкими согласными. Произношение и написание слов с непроизносимыми и с удвоенными согласными в корне.
Ход урока:
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
0-1 мин
Создание положительного эмоционального настроя:
Сколько правил, сколько правил.
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только,
Будь внимательным и только,
Все запомнишь, все поймешь.
Настрой на урок
Середина урока
2-5 мин
21-22 мин
23-28 мин
29-30 мин
31-37 мин
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание
Подготовка к проверке уровня знаний. Вопросы на обобщение материала раздела:
Что узнали нового по разделу «Архитектура».
Какие темы оказались наиболее интересными?
Где вы можете применить эти знания?
Что называется основой слова?
Какие слова называются однокоренными?
Как переносить слова с приставками, с Ъ после приставок?
Для чего в речи употребляются суффиксы?
Как проверить безударные гласные в корне?
Почему парные согласные на конце слова нуждаются в проверке?
Какие гласные дают твердость согласному звуку?
Как произносятся и пишутся слова с непроизносимыми и
удвоенными согласными?
Какие способы проверки гласных и согласных ты знаешь?
Работа над лексической темой урока
(К, И) Чтение текста «Дома-пещеры» по О. Колпаковой и выполнение тестовых заданий.
1 . Согласен ли ты, что подземные города, построенные тысячу
лет назад, были приспособлены для жизни?
1) Я считаю, что …
2) Я могу доказать это на примере: …
3) Поэтому я делаю вывод, что …
Запиши свое высказывание на эту тему на основе опорного
плана. Используй в записи пример из текста.
2. Определи тип текста:
а) текст-повествование;
б) текст-описание;
в) определить нельзя.
3. Найди столбик слов с буквой а в приставке.
а) д…бежать б) н…ходка в) пр…читать
п…дъем н…дпись …бсудить
4. В каких столбиках дан правильный перенос слов с
приставками?
а) по–дучил б) на–звал в) объ–ехать
об–ъемпое–хал по–ехал
5.Найди столбик слов с суффиксом -ик-.
а) звоноч…к б) дружоч…к в) самолет…к
василеч…к огонеч…к огурч…к
(Д,К) Динамическая пауза «Строители»
Движения выполняются по тексту.
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.
Кладет кирпич за кирпичом –
Растет этаж за этажом,
И с каждым часом,
С каждым днем
Все выше, выше новый дом!
Работа по учебнику
6. Разбери по составу слова: придорожник, пешеходная, полоса
7. Найди слова с разделительным ъ.
а) сем(?)я б) с(?)ел в) об(?)явление г) под(ъ)езд
8. Укажи слово с непроизносимым согласным Т:
а) окрес…ность б) небес…ный в) ужас…ный
9. В каком ряду во всех словах пишется удвоенный согласный?
а) килогра(м,мм), паль(т,тт)о, су(б,бб)ота;
б) во(ж, жж)и, ка(с,сс)а, ще(н, нн)ок;
в) кла(с,сс), шо(с,сс)е, анте(н,нн)а.
10. Вставь пропущенные буквы. Запиши слова.
КрИчать, плЯсать, встрЕчать, плАтить, сОлить, голуБь,
утюГ,бумаЖка, береЗка, блюДце.
(Д, К) Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Импровизация движений в такт стихотворения.
Молотком и топором.
Строим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей
Учебник
Учебник
Конец урока
38-40 мин
Итог урока. Рефлексия
Проверка ответов
Можно предложить учащимся по итогам работы над темой
составить синквейн на тему «Дом» в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, уютный.
Согревает, защищает, успокаивает.
Моя надежная крепость.
Здание
Самооценивание