РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

Голикова Елена Владимировна

преподаватель истории Государственное коммунальное казенное предприятие «Высший колледж культуры им. Акана серэ, г.Кокшетау» при управлении образования Акмолинской области Акмолинская область, город Кокшетау

История является неотъемлемой частью нашей культуры и жизни. Опыт наших предков позволяет нам оценит последствия событий и указывает пути развития. Главнейшая проблема на сегодня- это проблема сохранения мира. Мы с уверенностью можем сказать, что участники войны хотели, чтобы мы помнили о войне и их подвигах. Потому что без прошлого нет настоящего, без настоящего невозможно будущее.

Уроки прошлого нужно помнить, чтобы защитить будущее.

Тема: Вторая мировая война 1939-1945 гг.

Цель:показать масштабы второй мировой войны и силы, способные ее остановить.

Триединая задача учебного занятия:

Обучающая: сформировать представление о самой кровопролитной в истории человечества Второй мировой войне

Развивающая:развить логическое мышление и речь, расширить кругозор; развить познавательный интерес, способность чувствовать, сопереживать трагедии нашего народа.

Воспитательная:показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать любовь и уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Методы обучения: аналитическая беседа,словесные,наглядные,поисковые,проблемные,исследовательские.

Обеспечение  урока

Учебно-наглядные пособия: учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ, Алматы «Мектеп»,2014.с.59-66

ТСО использование проектора для проведения презентаций

Межпредметная связь:   история не может развиваться изолированно и тесно взаимодействует с рядом других социальных и гуманитарных наук

Литература  к  уроку

Основная:  лекционный материал

Дополнительная: Локтионова О.С. Всемирная история: Алматы: Мектеп, 2011

Ход урока

Организационный момент: проверить присутствующих учащихся на уроке, обьявить цель урока

Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне и Великой Отечественной войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

 

Проверка  знаний  и  умений  учащихся:

1.Масштабы войны.

2.Периодизация войны.

3.Начало войны.

4.Положение на Западном фронте.

5.Военные действия в Африке и на Балканах.

6.Активизация агрессии в Азии и на Тихом океане.

7.Пёрл-Харбор.

8.Военные действия на Тихом океане.

9.Военные действия в Северной Африке.

10.Холокост

Содержание  и  последовательность  изложения новой (пройденной) темы:

1.Создание антигитлеровской коалиции.

2.Движение сопротивления в странах Европы.

3.Тегеранская конференция глав антигитлеровской коалиции.

4.Крымская конференция.

5.Потсдамская конференция.

6.Последний период войны.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война  унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет  цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны.

Инсценировка   

Ребята подготовили небольшую инсценировку: Адольф Гитлер и Иосиф Сталин рассуждают в своих кабинетах о планах войны.

А.Гитлер рассказывает о своих планах, какие страны в первую очередь будут завоеваны и дальнейший ход войны.

Звучит музыка Левитана (сообщение о том, что началась война)

И. Сталин в своем кабинете рассуждает о планах войны, он до последнего не верил, что Германия напала на СССР.                                                                

Выступление учащейся с презентацией о холокосте

          

Обобщение и систематизация знаний.    

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Демократический- Англия, США, Франция;

Авторитарный – Япония, Испания;

Тоталитарный –  СССР, Германия, Италия.

  1. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Германия, Италия, Япония.

  1. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?
  2. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?
  3. августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.
  4. Когда началась Вторая мировая война?

1 сентября 1939 года. Германия начала агрессию против Польши.

  1. Укажите масштабность Второй мировой войны.

продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

  1. Значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Дайте периодизацию ВОВ

22 июня 1941 – 8 мая 1945 г.

  1. Охарактеризуйте масштабность Великой Отечественной войны.

продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

Выступление учащихся со стихотворениями о войне

Десятилетний человек 

Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе…
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу – прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленной, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Выть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.

Проведение учащимися игры «Поле чудес»

 

Закрепление   нового (пройденного) материала, формирование   умений и навыков:

Блиц- опрос.

Назвать планы осуществляемые во время второй мировой войны и охарактеризовать их (задание для первого ряда)

I- ряд

«Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

«Ост»- план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

«Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

«Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

«Багратион» – операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

Назвать конференции проходившие во время второй мировой войны, периодизацию, указать «большую тройку»

II- ряд

28 ноября-1 декабря 1943 года – Тегеранская конференция;

4-11 февраля 1945 года – Ялтинская конференция;

17 июля -2 августа 1945 года – Потсдамская конференция.

«большая тройка»

Франклин делано Рузвельт – США

Уинстон Черчилль – Великобритания

Иосиф Сталин – СССР

Вопросы на быстроту реакции для всей группы

-Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

8 мая 1945 г., Германия – фельдмаршал Кейтель, СССР – маршал Жуков

-Когда закончилась ВМВ?

2 сентября 1945 г. после разгрома Японии.

-Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

США сбросило на них ядерные бомбы

-Назовите наиболее известные войны 1930-40-х годов XX века.Между какими странами они происходили?

Первая мировая война 1914-1918гг.

Странная война июнь 1940год

Советско- финская война 30 ноября 1939год

Война Японии против Китая 1937год

Вторая мировая война 1939-1945гг.

Тихоокеанская война 7 декабря 1941год

Великая Отечественная война1941-1945гг.

Подведение  итогов  урока:

Ребятя, что нового вы узнали на этом уроке?

что вас взволновало?

Рефлексия:

  1. Какова была цель нашей работы?
  2. Достигли ли мы успеха?
  3. Что нам в этом помогло?
  4. Понравилось ли вам на уроке? Что понравилось?
  5. С каким настроением вы уходите с урока? Почему?

 

Оценка: выставление оценок на 5____,на 4_____,на 3_____, 0____

Домашнее задание:   лекционный материал знать.

Подготовить доклад на тему: «Страны СССР в годы ВМВ»

 

ФИО и подпись  преподавателяГоликова Елена Владимировна