«Методы и приёмы запоминания словарных слов»


Кузьменко Виктория Николаевна
учитель начальных классов ГУ «Аккольская средняя школа № 1 им.П.Исакова»

 «Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль, … что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения надо знать наизусть» [М.Гафитулин., Т.Попова]. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке. В пособии представлен специально разработанный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а с помощью ассоциативных образов. Ассоциативная методика – интересна и увлекательна, она развивает ассоциативное мышление детей, она эффективна.

И тогда учить словарные слова будет легко и интересно.

 

 

1.      Предисловие.

 

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

К.Д. Ушинский.

 

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых «словарные слова». Традиционная методика формального заучивания слов из словарика не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, ,как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным. Актуальность работы над словарем младших школьников обусловлена и низким уровнем их речевого развития: на уроках русского языка и чтения учителя часто встречаются с ответами бедными в лексическом отношении. Чтобы повысить процесс запоминания « трудных» слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся можно использовать разные виды работы над словарными словами.

Словарные слова – одна из серьёзных проблем начальной школы. Нерешенная своевременно проблема превращается в тяжёлый груз, тащить который потом приходится и в среднем звене, и  далее.

 

2.      Суть метода.

 

Как  убедиться в правильности написания того или иного слова? Нужно орфограмму поставить в сильную позицию: если звук безударный, то нужно изменить слово так, чтобы он  был ударным. Проверочное слово можно найти или путем изменения   формы слова, или  подбором родственного слова. (Но иногда родственники бывают и очень дальними). В слове садовник в корне пишем а, так как проверочное слово – сад. «Велика  ли трудность?» – скажете вы. Но – увы! – так получается не всегда.

Во-первых, проверочные слова должны быть родственными, а не просто похожими.

Во-вторых, проверить удается не все. Возьмем слово единица. Одну орфограмму мы можем проверить – единый, а вот написание первой буквы «проверить» никак не удается. И такое случается довольно часто.  Что же делать? Такие слова названы словарными, и их просто – напросто надо запомнить, учить по словарику.

Я тоже искала различные пути для лучшего запоминания словарных слов, применяла различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Познакомилась с  одним из действенных методов, дающим прекрасные результаты, –  это метод ассоциативного запоминания словарных слов. Авторами этого метода являются М. Гафитулин и Т. Попова.

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций. Удачно подобранное слово-ассоциация становится “проверочным”  для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём  нужную орфограмму ребёнку очень поможет.

Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим  признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, назначением, местом расположения и т.д. Ассоциативное проверочное слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнения (т.е. находящуюся под ударением) букву, которая является сомнительной в словарном слове. Для лучшего зрительного восприятия рекомендуется объединить словарное слово  с его ассоциативным образом путём пересечения этих слов через сомнительную орфограмму (по типу кроссворда). Связь между такими словами может усилить рифма: веселый стишок, загадка. Рифмовки создадут ребёнку положительный настрой, процесс запоминания будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

 

Метод ассоциативного запоминания слов.

Методика
Записать словарное слово (сл. слово) и поставить ударение.
Например: береза

Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
бе- ре- за

Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
б_ Е., б_е..

Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:

Ассоциативная связь может быть по:

цвету;
месту расположения;
форме;
звучанию;
действию;
вкусу;
материалу;
назначению;
количеству;
и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:

* береза – по цвету белая..                                                                                                                * береза – кудрявая: нужен гребень – чтобы расчесать – по форме как буква е.

Результат: береза – белая, – гребень (е)

Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:

б

б…
Е
…реза

л

а

я

Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Не навязывать ребенку своей ассоциации.    Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

б

т

н

х

с

у

р

к
О
н
ц
е
р
т

к
О
н
ц
е
р
т

н

м

у

т

р

и
н
Е
й
г
А
з
е
т
а

б

а

г

г

з
А
в
о
д

а

д

з

х

м

ы

к
А
п
у
с
т
а

в

к
О
р
а
б
л
ь

б

р

я

с
О
б
а
к
а

р

и
н
Е
й
к
А
р
м
а
н

ц

с

е

л

т

ы

й

в

ш

к
О
р
а
б
л
ь

и

л

н

н

м
А
ш
и
н
а

ы

Практический опыт.

Так как учащиеся младших классов (особенно первоклассники) имеют небольшой  словарный запас, то подбор слов  с ассоциативным образом вызывал у них затруднения. Но ребятам нравилась такая «поисковая» работа, они убедились на практике, что им легче и интереснее учить «коварные» словарные слова. Ошибок стало меньше, появился стимул, интерес. Сами находили и сочиняли загадки, стихи к словарным словам.  Внимательно слушали и следили за тем, какое слово подобрали одноклассники.                                                                                                                                                       Обращались к дополнительной,  занимательной литературе, пользовались этимологическим словарем, старались объяснить происхождение и значение слова. Выполняли рисунки, пользовались интернетом. Нашли стихотворение  о словарных словах.

Вот слова словарные –
Трудные, коварные.
Без проверочной родни
В словаре живут одни.

Сами сочинили к нему продолжение.

 

Если будешь слово знать –
Станешь грамотно  писать.
Чтобы слово нам запомнить –
Надо ассоциацию к нему подобрать.
По размеру, цвету, вкусу, запаху и форме.
Если слАдкий, то Арбуз,
СахАр с чАем дружит очень,                                                                                                                 ВОрОбей – пшенО, зернО,
А  сОрОка – хвОст, гнездО.
УчЕник учЕбник носит,
В класс дЕжурный  мЕл приносит.
У мАшины шинА, мАсло и кАпот.
У повАра – кАша и компот.
У зАвода есть трубА,
У нАрода – есть странА.
На мОрозе  нОс застудишь,                                                                                                                              Если варежки забудешь.
Если весЕло-то смЕх,
Вот учитЕль и успЕх.
Мы в Альбоме крАской  красим,
На лАдони  пАльцы есть,
БЕлую бЕрезу мы  расчЕшем  грЕбнем.
В ОгОроде Овощи:
ПомидОр, горОх, моркОвь.
МОлОко дает корОва,
Мы нальем его в бидОн.
Из мОркови выжмем сОк –
Витаминов много в нем.
Мы его Охотно пьем.
Можно много подобрать,
Главное – слова хорошо знать,
Грамотно и правильно писать.
Примеры словарных слов и ассоциативных методов, которые получились у нас    вместе с ребятами.

б

х

в

к

г

у

в

н

в
О
р
О
б
е
й

н

м

с
О
р
О
к
а

р

р

е

к
А
р
а
н
д
а
ш

с

в

м

з

г

т

о

д

д

а

с

в
О
р
О
н
а

т

м

ь

с

с

г

к

п
О
м
и
д
о
р

м
О
р
к
о
В
ь

о

з
А
я
ц

к

к

к

р

п

у

О
г
О
р
о
Д

у

с

в

х

а

с

н

о

ч

т

а

щ

а

а

я

и

Можно распределить словарные слова по разделам и изучать их. Приведу примеры  запоминания некоторых словарных слов. У нас собрался целый» веселый словарик».
Животные.
Собака
Домашнее животное семейства псовых, хищное млекопитающее, родственное волку, лисице.
Собака получила свое название от древнего корня соб- (местоимение «себя», «собою», родственного корню собственный, – «существо, имеющего хозяина, принадлежащее хозяину». Собака –  соб = «существо», «собственность».
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
(Собака)

Среди всех зверей, однако,

Людям лучший друг – собака.

Есть их множество пород.
В будке пес своей живет.
Сторожить умеет дом,

Весело вилять хвостом.

На чужих он громко лает,
И хозяев охраняет.

х

в

д

к

с
О
б
а
к
а

с
О
б
а
к
а

с
О
б
а
к
а

с

г

с

т

т

ь

Медведь.

Медведь – крупное хищное млекопитающее животное с длинной шерстью и толстыми короткими ногами.

Слово «медведь» образовалось еще в общеславянском языке и означало «едящий мед, медоед». Употреблялось для замены запретного «настоящего» имени этого зверя. Медведя назвали так потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мед. Медведь – мед, ведающий = «знающий, где есть мед».

 

Он в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед.
А зимой сосет он лапу.
(Медведь)

Пчёлы гонятся за мишкой
“Жу-жу-жу! Не будь воришкой!
Мёда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!”
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве мелькают пятки,
Вместо мёда будут шишки
На носу воришки Мишки

м

м
Е
д
в
е
д
ь

д

 

Лягушка.

 

Лягушка – бесхвостое земноводное с длинными задними ногами, приспособленными для прыганья. Слово «лягушка» появилось в русском языке в XVII в. В словарях встречается с 1731 г. Слово является производным от глагола «лягать».  Животное было названо так потому, что передвигается посредством задних конечностей.

Слово «лягушка» встречается преимущественно в различных диалектах и говорах – «лягуха», – «лягуша».

 

В зелёной тине, иль  в болоте
Её вы вечером найдёте:

Она бултых! – как будто в лужу,
Лишь голова торчит наружу.
Она уж очень любит дождик,
И от него не скачет в домик:
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает зеленая…

(Лягушка).

 

 

 

Ни зверь, ни птичка,

Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит.

Родилась в воде,

А живет на земле. (Лягушка)

 

з

з

е

е

в

л

м

о

е

л

д

н

л
Я
г
у
ш
к
а

а

л
Я
г
у
ш
к
а

 

Птицы.

 

 

 

Ворона.

 

Ворона – птица с черно-серым оперением, родственная ворону (у вороны голова, крылья и хвост черные, а все тело серое).

Ворона и ворон родственны слову вороной «черный». Птиц назвали так за черное оперение. Ворона, ворон – вороной = «черный».

 

Носит  серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: – Кар! Карр! Карр!

(Вороны)

Высоко на кроне клена

Спеть готовилась ворона,

Показала певчий дар,

Прокричала громко «кар-р-р-р».

 

 

г

н

е

з

д

в

в
О
р
О
н
а

р

о

н

Петух.

 

В некоторых районах России  петуха называют певень, певун. Слова «петух», «певень», «певун»  русские, и восходят они к глаголу петь. Петуха назвали так за его любовь к пению. Петух- своеобразные поющие часы. Петух- петь, певень = «поющая птица», «любящая петь».

Он взлетает на забор,

Но не думайте, что вор,

Песню громкую поет,

Тотчас солнышко встает.

Кто же солнечный пастух?

На забор взлетел…(Петух).

 

 

 

 

 

 

 

 

Спозаранку Петушок

Чистит хвост и гребешок,

Прочищает горлышко,

Ищет лапкой зёрнышко.

Любит Петя всех будить,

«Кукареку выводить»

 

п

г

п
Е
т
у
х

р

т

п
Е
т
у
х

ь

б

е

н

ь

 

Растения.

 

Береза.

 

Лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками.

Береза получила свое название по  белому цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а потом – береза. Береза- берза, бер = «светлый, ясный, белый».

 

 

Ствол белеет, шапочка зеленеет,                                                                                                                      Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.

(Берёза).

 

б

г

б
Е
р
е
з
а

р

л

б
Е
р
е
з
а

а

б

я

е

н

ь

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

 

 

Морковь.

Огородное растение, овощ со съедобным сладковатым оранжевым утолщенным корнем.   Ученые пока не могут точно отыскать следы происхождения этого слова. Н. Шанский считает, что слово «морковь» образовалось от «моркы».
В суп, в салат, в гарнир  кладем.
И сырой ее грызем.
Витамином лечит кровь
Всем полезная…(Морковь).
От морковки толку больше,
Чем от пепси и конфет.
Всем она приносит пользу
И цены ей просто нет.

с

м
О
р
к
о
В
ь

к

и

т

а

м

и

н

Если  пить  морковный  сок,

Будет   для  здоровья  толк!

Есть  в  нём  важный  витамин,

Под  названьем  –  КАРОТИН!

Сок  морковный,  дети,  пейте,

Подрастайте,  не  болейте.

Ежедневно  по  утрам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пить  советую  я  вам!

 

 

 

Яблоко.

Шаровидный плод яблони. Древнерусское слово «ябълоко» означало «яблоко» и «шар». Это слово стародавнее, но общеславянскую форму его точно установить, пока не удается.

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
(Яблоко)
Я люблю яблоки, сладкие яблоки,
Желтые яблоки, красные яблоки.
Правда, ведь, здорово грызть эти яблоки?-
Вкусные яблоки, сочные яблоки.
 

п

а

л

п
я
б
л
О
к
О

д

р

т
 

 

Одежда и обувь.

 

Пальто.

Пальто – род верхней одежды, обычно ниже колен, надеваемой поверх платья, костюма и т. п. Происходит от франц. раlеtоt «пальто» от исп. palletoque  «плащ с  капюшоном», из лат. раllа «верхнее платье; мантия, плащ.
Чтобы не замерз никто,
Не обойтись нам без (Пальто).

 

з

и

м

п
А
л
ь
т
о
 

 

 

У нас в шкафу живет пальто –
Печальный зверь. И у него
Пушистый, рыжий, лисий хвост

И  пуговичный нос.
Он на работу ходит с мамой,
Он самый добрый, милый самый.
Я жду его. За это

Приносит он конфету.

 

 

 

Платок.

 

 

Платок – предмет одежды в виде куска ткани или вязаной материи, часто квадратной формы, предназначенного для повязывания вокруг головы или накидывания на плечи.

Слово образовано суффиксальным способом от основы платъ  – “кусок материи”.

 

Должен быть всегда в кармане

г

о

л

о

в

п
л
А
т
о
к
У Надюши, Бори, Тани,
Тети Веры, дяди Пети

И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый…
(носовой платок).

 

 

 

 

 

 

Сапоги.

 

 

 

Сапоги – род мужской обуви с голенищем до колен.

 

Отгадай загадку – кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь – у нас работа:

Топать, шлепать по болотам.

(Резиновые сапоги).

 

В углу стояли сапоги

С большой-большой ноги.
Один на правый бок прилег,
Другой – на левый бок.
Спокойно спал один сапог,
Другой – уснуть не мог:
Урчал и шевелился,
Метался и крутился.
Устал, мяукнул тонко

И – выпустил котенка!

 

 

 

в

н

с
А
п
О
г
и

к

в

с

ы

а

е

 

 

 

 

 

Одежда.

 

 

Современное слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело. Оно развилось из праславянского слова odějda вследствие изменения в старославянском языке jd в жд.

 

п

а

л

ь

т

О
д
е
ж
д
а
 

 

 

 

 

 

Инструменты.

 

Молоток.

 

 

Молоток – ударный слесарный или столярный инструмент, тяжелая металлическая чушка на рукоятке.

Происходит от сущ. молотькъ «маленький молот» из сущ. молоть + уменьшительный суффикс –ък-ь, вероятно, от мелю́, моло́ть, т.е. первоначальное значение «раздробляющий».

 

 

Туки-туки — перестуки,

Если взял меня ты в руки,

Так не бей же, как попало,

г

в

м
О
л
о
т
о
к

з

д

ь

Чтоб по пальцу не попало.

(Молоток)

 

 

 

 

Есть у папы молоток –

Работяга-непоседа,

Окна, двери, потолок

Починяет молоток

И у нас, и у соседа.

Молоток не знает скуки.

Ну, а вместе с ним и руки.

Настучится молоток,

Прыгнет в шкаф – и на бочок.

 

 

 

Лопата.

 

Лопата – инструмент для работы (копание, расчистка, перенос) с грунтом и сыпучими материалами, представляющий собой широкий плоский клинок, насаженный на рукоятку.

Если не вдаваться в тонкости, можно сказать «лоп-ат-а»,  буквально «лапистая», «лапчатая». Образовано оно древнего “лопа” – “лапа”. Отсюда же и такое веселое слово, как “лапта” (в древности оно звучало “лопта”).

 

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.

(Лопата)

Зимой у лопаты не было дела,
От грусти она заржавела.

 

Весной огород она стала копать,
И заблестела опять.

 

 

 

 

р

л
О
п
а
т
а

е

т

 

 

 

 

 

Посуда.

 

л

п
О
с
у
д
а

ж

к

а

к

т
А
р
е
л
к
а

ш

а

В

О

Д

с
т
А
к
а
н

ч

с
т
А
к
а
н

й

 

 

 

 

 

 

 

 

Продукты.

 

к

б

о

и

р

д

м
О
л
О
к
о

в

н

а

 

ч

с
а
х
А
р

й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа.

 

о

п

б

б

т

о

у

у

м

р

к

м

т
Е
т
р
а
д
ь

т

в

к
А
р
А
н
д
а
ш

т

ф

А
л
ф
А
в
и
т

г

л

к

т
Е
т
р
а
д
ь

З

а

ь

а

л

Б

б

ь

У

о

к
л
а
С
С

К

м

е
у

к

А

н
б

р
И
с
у
н
о
к

т
б

с

д
Е
в
О
ч
к
а

д

я
о

т

б

р
Е
б
я
т
а

б
т

ь

р

т

р
а

у

и

ь

ч

п

п

к

у

у
ч
и
т
Е
л
ь

п
Е
н
а
л

р

ч

р

р

А
л
ь
б
о
м

у
ч
Е
н
и
к

в

ь

с

б

ы

м

я

к

н

й

д
Е
ж
у
р
н
ы
й

и

и

л

к

Словарные слова

 

п

м

т

з

л

л

д

д
О
р
о
г
а

р

р
А
б
о
т
а

д
Е
р
е
в
н
я

г
О
р
О
д

с

у

р

с

щ

м

т

б

п

а

з
А
в
о
д

л

д

а

ь

т

х

а

м
О
р
о
З

ч

л
и

ш

д

н

п

е

о
м

и

о

м
О
р
о
з

л
А
д
о
н
ь

н

д
о

н

р

с

л

ь

н
й
м
А
ш
и
н
а

о

ь

о

г

ц

м
А
ш
и
н
а

ы

р

с

с

с

б
Е
р
е
г

т

м

к

ч

м
е
б
Е
л
ь

в
е
с
Е
л
о

б
ы
с
т
р
О

к

н

х

р

а

к

о

а

с

т

ь

Метод графических ассоциаций.

 

Ты слово-картинку запомни скорей!

Здесь буквы подсказкою станут твоей!

Диктанты словарные будешь писать

Теперь ты, конечно же, только на «пять»!

 

Этот метод просто не может не понравиться детям. Для того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Рассмотрим первый прием, где делаем рисунки на буквах.

Например:

На букву «о» легко рисовать помидор, а буква «и» – это ножи, которыми можно нарезать пОмИдор

Когда ужалит крАпива, трудно удержаться от крика “А-а-а”.

Из бАнАнов очень легко можно выложить букву “А”,  но невозможно сделать букву о и т.д.

 

Второй прием. Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемных «связей», которые заключается в следующем:

1. запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

2. объединенные в группы слова должны «оживать», «двигаться».

 

 

Например:

КЛАСС

СУББОТА

РУССКИЙ

У нашего класса в субботу был русский язык.

 

 

«Веселые рифмы».

 

Я использую и  «веселые рифмы», с помощью которых словарные слова запоминаются легче и быстрее.

 

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Приеду завтра,

Привезу завтрак.

На завтрак – рак,

Кричи: ура!

Чтоб не обиделась корова,

И не прокисло молоко,

Мы оба этих дружных слова

Напишем в корне с буквой о.

Петуха назвали «Петя»-

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед,

А лиса-лисица, посмотри,

Очень любит …букву и.

 

Словарные слова с буквой А.

 

В словах запомни букву А.

Багаж, вагон, газета.

Пальто, завод, ракета,

капуста да малина,                                                                                                                                       квартира да машина.

 

Магазин, базар, батон,

пассажир, багаж, вагон,

облака, трамвай, газета,

карандаш, артист балета.

 

Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,

картина, картон, карандаш и банан,

автобус, машина, гараж и балкон-

пиши с буквой А, как и слово закон!

Словарные слова с буквой О.

Корова, огород, солома,

горох, комар, потом, ворона,                                                                                                               портрет, костер и молоко –

в словах запомни букву О.

Восток, гореть, пожар, костер,

вокзал, потом, портрет, шофер,                                                                                                             шоссе, солома, хорошо –

в словах запомни букву О.

 

Корзина, котлета, копейка, корыто,

корова, горох, колобок и копыто,

морковь, огород, огурец, помидор,

солома, вокзал, колесо и шофер.

 

Ворона, сорока, собака, комар

болото, костер, поросенок, пожар,

дорога, лопата, топор, колесо –

пишите всегда только с буквою О.

 

 

Словарные слова с буквой Е.

 

С буквой Е умей писать:

инженер, метро, тетрадь,

чемодан, четыре, черный,

желтый, шелковый, ученый,

север, иней и декабрь,

и береза и сентябрь.

 

Словарные слова с буквой И.

 

Диван, пианино, рисунок, пион,

пингвин, сирота, кипяток и бидон,

гирлянда, фиалка, сирень и лимон,

милиция, митинг, пилот, миллион,

минута, нигде, никогда, никуда –

все с И безударною пишут всегда.

 

 

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

 

Список используемой литературы:

 

В.  В. Волина «Русский язык в рассказах, сказках, стихах» – Москва, «Аист» 1996 г.

 

Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников» – Москва 1999г.

 

Н. М. Бетенькова «Орфография и грамматика в рифмовках» – Москва «Аист» 2002 г.

 

Т. М. Анохина « Работа со словарными словами» – Волгоград «Учитель» 2007 г.

М. Гафитулин, Т. Попова  «Слово о словарном слове». 1994 г.