«Путешествие по сказке «Цветик – семицветик»
Овчарова Т.В.
воспитатель Детский сад №5 «Еркетай»
Цель: показать знания и умения детей, полученные в течение года по формированию элементарных математических представлений.
Программное содержание:
Образовательное: Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, с любого заданного числа. Учить выкладывать числовой ряд. Учить соотносить цифры с количеством предметов. Правильно использовать названия частей суток, дней недели. Учить устанавливать последовательность событий.
Развивающее: Развивать речь, мышление, внимание.
Воспитательное: Воспитывать навыки сотрудничества в игре и в непосредственно образовательной деятельности, самостоятельность, инициативность, активность, ответственность.
Здоровье сберегающее: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Демонстрационный материал: Мультимедийная установка, проектор, ноутбук, беспроводная мышь, мультимедийная презентация с иллюстрациями, цветок с 7 лепестками, мяч.
Раздаточный материал: баранки , цифры на каждого ребенка, разбитые вазы ( пазлы ), картинки игрушек 14 штук на каждого ребенка, пластиковая полоска
Методы и приемы:
Наглядный: мультимедийная презентация;
Словесный: высказывание предположений, ответы на вопросы, загадка, игра «Круг пожеланий»;
Практический: игра «Соберите баранки», Раз, два, три – дни недели назови!
«Назови соседей числа», «Раз, два, три – время суток назови!»
Игровой: Физкультминутка: «1,2,3- ледяная фигура замри!»
Создание мотивации:
Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, показ слайдов.
Предварительная работа: чтение сказки В.Катаева «Цветик – семицветик»
Билингвальный компонент : счет прямой и обратный, доп – мяч
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы оправимся, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Художественное слово:
Не дерево, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети:- Книга
Воспитатель:- Правильно (открывается экран, а на нем появляется большая и красивая книга).
Воспитатель: – Сегодня мы отправимся в сказку Валентина Петровича Катаева «Цветик-семицветик». Слайд 1
Жила-была девочка Женя. Слайд 2
Мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки. Давайте посчитаем: 2 баранки для мамы, две баранки для папы 2 баранки себе и 1 баранку братику. Сколько баранок купила Женя? (7)
. Воспитатель:
Игра «Соберите баранки» Слайд 3
– Нужно собрать баранки от самой маленькой до самой большой.
Воспитатель: Напомнить, что разложить баранки нужно слева на право
Задание : Возьмите в правую руку самую маленькую баранку, а в левую руку самую большую баранку(Закрепить право – лево) Молодцы!
-Но пока Женя шла домой и смотрела в витрины магазина ,считала все что ей попадется на глаза , собака съела сначала у Жени 4 баранки, а потом еще 3. Сколько баранок у Жени осталось?
Дети: (ни одной)
Воспитатель :Женя очень любила считать. Я вам тоже предлагаю посчитать и порешать задачки..
Упражнение с цифрами . Слайд 4
Воспитатель:- Посмотрите, все цифры перепутались, помогите расставить их по порядку. (Расставляют цифры за столами)
– Сосчитайте что у вас получилось, обратным счетом
– Справа или слева от цифры восемь должна стоять цифра семь?
Дети:- Слева
Воспитатель:- Какая цифра должна стоять слева от цифры четыре?
Дети: – Три
Воспитатель: – Молодцы! Все цифры вернулись на свои места. Слайд 5
Игра: «Назови соседей числа».
– Назовите соседей цифр 4, 6, 8? (3 -5, 5 – 7, 7- 9.)
Задачи: ( Дети показывают ответ цифрой)
Четыре орешка мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (Дати показывают 8 )
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (Дати показывают 3 )
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (Дати показывают 7)
Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы! (Дати показывают 5 )
Побежала девочка за собакой, не догнала ее, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. Слайд 6
-Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (7).Слайд 7
Воспитатель. – Отрываем лепесток. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели. Слайд 8
Воспитатель: Хочу поиграть с детьми в игру с мячом
Игра: Раз, два, три – дни недели назови! (игра с мячом)
Воспитатель: – Кому брошу мяч, тот и отвечает на вопрос.
– Скажите, сколько всего дней в неделе? (7)
– Ребята, назовите дни недели по порядку.
.- Как называется первый день недели?
– Четверг – какой день недели?
– Назовите выходные дни недели.
– Какой день недели идет после вторника? четверга?
– Какой день недели идет перед воскресеньем? понедельником?
Воспитатель:-Как называется день, который недавно прошел?
Воспитатель:- Который день был раньше: сегодня или завтра? Слайд 9
Воспитатель: дети молодцы! Проходите на свои места.
Отрываем второй лепесток.
Оказалась наша Женя дома с баранками и с цветком , решила поставить цветок в вазу, но посмотрела в окно. Слайд 10
Увидела там ворон и стала их считать, а ваза упала из рук и разбилась на осколки. . Слайд 11
Помогите собрать вазу, чтобы мама не ругала Женю.
Отрываем третий лепесток.
Задание « Собери вазу»
Воспитатель: -Из скольких частей состоит ваза.
Воспитатель:- Потом, Жене захотелось много игрушек. Отрываем четвертый лепесток. Слайд 12
Задание « Выложи игрушки на полосе»
– Выложите на верхнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 больше, чем цифра 6. Сколько игрушек на верхней полоске?
-А на нижнюю полоску столько игрушек, чтобы было на 1 меньше, чем цифра 6? Сколько на нижней полоске?
– На какой полоске игрушек больше? А на какой меньше? На сколько?
– Что нужно сделать, чтоб игрушек было поровну?
Воспитатель: Отрываем пятый лепесток. А теперь мы отправимся на Северный полюс вместе с Женей. Слайд 13
Физкультминутка: « Раз,два,три – ледяная фигура замри»
Воспитатель: Слайд 14 Вот Женя оказалась на Северном полюсе. – Посмотрите и скажите, кто находится в правом верхнем углу? Белый медведь, где находится? И т.д.
Воспитатель:- Отрываем шестой лепесток.
– Вели, чтобы Женя оказалась снова дома. Чтобы исполнилось это желание, назовите части суток.
А теперь поиграем в игру «Раз, два, три – время суток назови!»: Слайд 15
Воспитатель:- Мы выходим по порядку, начинаем физзарядку….
Дети: – Утром.
Воспитатель: -Мы за стол все дружно сели, первое, второе, третье съели Дети: – Днем
Воспитатель:- Когда, ваши папа и мама приходят с работы?
Дети: – Вечером.
Воспитатель: – Ужинаем мы вечером, а спим ….
Дети: – Ночью.
Воспитатель: – Скажите, пожалуйста, утро, день, вечер, ночь – что составляют?
Дети: – Сутки
Воспитатель:-У нас остался последний лепесток. Вспомните, как Женя его использовала?
Дети: Предполагаемые ответы: помогла мальчику. Слайд 16
Воспитатель: А сейчас я приглашаю все в наш круг радости – Ребята, каждый из вас передавая друг другу цветик –семицветик скажет, что бы вы пожелали друг другу.
Игра «Круг пожеланий» Слайд 17
Дети: – Предполагаемые ответы: здоровья, радости, счастья, веселья, доброты, море улыбок, согласия.
Воспитатель:-Наше путешествие закончилось. Слайд 18
Воспитатель:- Какие задания были самыми трудными? Что было трудным для тебя сегодня на занятии?
Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»
Педагог – психолог 2 категории Овчарова Татьяна Валерьевна.
г. Степногорск.
Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности.
Задачи:
- определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;
- помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками»;
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.
Предполагаемый результат: Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно – ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы приглашаем вас сегодня к разговору на тему «Общение с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.
Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все . Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими.
- Приветствие
Цель: переключить педагогов на работу в группе, помочь активизироваться, снизить эмоциональное напряжение, показать значимость индивидуальности в восприятии собеседника.
Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент(личный или профессиональное качество) своему соседу слева. Сосед отвечает: «Да, я… (повторяет сказанное ему), но я еще и…(добавляет что-то свое).
Упражнение «Представление»
Нашу работу мы начнем с того, что я попрошу вас ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».
(ответы записываются на ватмане, прикрепленному к мольберту)
Давайте рассмотрим просто общение и педагогическое общение
Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией.
А педагогическое общение – система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях:
Результаты анкетирования «Стиль педагогического общения»
Демократический -80% педагогов
Либеральный – 5 % педагогов
Авторитарный- 15% педагогов
Авторитарный стиль педагогического общения
Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.
Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
Демократический стиль педагогического общения
Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.
Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
Либеральный стиль педагогического общения
Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность. Это тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.
К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.
Я приглашаю Ольгу Викторовну напомнить вам, на что обратить внимание работая с детьми
Сейчас мы с вами поработаем над определением и особенностями общения с детьми определенного возраста. Для этого для команд на столе приготовлены карточки возраст детей . Задача участником написать именно для своего возраста методы общения с детьми
Общение по средствам выражения бывает вербальное и невербальное.
Напомню, вербальное общение- это общение с помощью речи, а невербальное -это общение с помощью жестов , мимики, прикосновение к собеседнику во время разговора.
Иногда с помощью этих средств можно сказать значительно больше, чем словами. Ребенок воспринимает во время беседы не столько слова, сколько то, с какой интонацией они были произнесены. Дети подсознательно улавливают и взгляд воспитателя и то, как быстро или медленно он проговаривает слова, как смотрит на ребенка: доброжелательно или не очень. Все виды общения, в том числе невербальное, служат тому, чтобы сформировать чувство доверительной близости и понимания между людьми.
возраст | вербальное общение | невербальное общение |
2-3года | ||
3-4 года | ||
4-5 лет | ||
5- 6лет |
Каждая группа презентует свое задание
В период 2-3 лет ведущей деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая форма деятельности – игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
В период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному “теоретическому” сотрудничеству со взрослым. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не то только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.
В период 4-5 лет обостряется познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов .Это ведет к тому , что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы
Детей этого возраста иногда называют «почемучками».
Вопросы, которые задают дети чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе и обществе:
«Почему рыбы в воде не тонут?»
«Почему деревья не ходят?»
«Правда, что апельсин — папа мандарина?»
«А на чем пирожные растут?» и пр.
К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста — форма общения. В отличие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей. Если в 4—5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними. Упражнение «Закончи предложение»
Цель: актуализация сильных сторон личности.
Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…» Психолог спрашивает у группы, действительно ли этот педагог такой. Вся группа должна согласиться, что человек действительно хороший педагог.
– Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
– Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
– Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
- Игра «Ручеек»
Цели:
- провокация переживаний, связанных с оцениванием;
- анализ эмоционального восприятияположительной и отрицательной оценок;
- найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенкав контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы:
- карточки с фразами и словами (карточки педагогизаполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге раздаются карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.
Инструкция: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Каждый участник проводится по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
Игра «Солнышко».
Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь и обогреет. Мы дарим вам сегодня такое солнышко, напишите на каждом лучике продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»
Заключение. Подведение итогов работы.
Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог – прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями.
А воспитание – это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.
Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш семинар – практикум подошел к концу, всем спасибо!