Обеспечение преемственности и непрерывности образования как основная задача пред школьной подготовки.


Дьяченко Т.И.

методист «Детский сад №5 «Еркетай»»

Часто возникает вопрос, кто должен осуществлять подготовку ребенка к школьному обучению, кто отвечает за успешное обучение в начальной школе – родители , воспитатели или учителя?

Какими бы опытными не были учителя, и воспитатели перед ними всегда стояла, и будет стоять проблема преемственности дошкольного и начального образования. Решая вопрос о том, чему учить и в каком объёме, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, следует учитывать все аспекты индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей.

Согласно государственному образовательному стандарту дошкольного образования, к целевым ориентирам дошкольного образования относятся: любознательность, интерес к причинно-следственным связям, начальные знания о себе, знания произведений детской литературы, элементарные представления о живой природе.

Преемственность дошкольного и начального образования не имеет смысла без охраны и укрепления физического здоровья детей, без сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.

Дошкольное учреждение создает условие для самореализации ребенка на всех этапах его развития, организуя практическую деятельность – это игра, наблюдение и детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, общение, литературно-языковая деятельность, физическая и разнообразная трудовая деятельность.

Составным компонентом психологической готовности является: личностная, волевая и  интеллектуальная

Личностная готовность: т.е. принятия новой социальной позиции.

Дети, как правило, хотят идти в школу: говорят – мне форму купят новую, ранец купят, там брат учится, хочу учиться, чтобы быть как папа. В Д/С в старших группах организован  уголок школьника, с размещенными в нем школьными атрибутами, которыми можно воспользоваться при игре в школу.

Такая важная характеристика развития личности как произвольность поведения, рассматриваемая многими психологами как важнейший компонент готовности к школе, выступает как закономерное следствие высокого уровня развития учебной мотивации.

В нашем детском саду осуществляется психологическое сопровождение ,в форме вариативного компонента – «Формирование Школьной Зрелости» ,занятия направлены на формирование волевого действия – это  поставить цель ,принять решение, наметить план действий, исполнить, оценить результат. Все занятия психолог проводит в игровой форме.

Ни для кого не секрет, что современные дети буквально купаются в потоке информации, как губка впитывают новые слова и новые выражения, но это не значит ,что такими же темпами развивается и мышление. Наша задача развивать познавательные интересы. Для этого проводятся интересные и содержательные занятия, беседы, наблюдения, педагоги используют инновационные технологии, проблемно –поисковые методы.  Наша методическая тема «Развитие опытно – исследовательских способностей детей посредством использования развивающих педагогических технологий».

Преемственность дошкольного и начального образования совершенно невозможна без укрепления здоровья детей.  Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в нашем детском саду: 1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, купание в бассейне .

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, песочная терапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

4. С педагогами постоянно ведется методическая работа (ознакомление с требованиями ГОСО к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДО ,повышение квалификации. В этом учебном году воспитатель старшей группы прошла в ИПК «Орлеу» обучение по теме «Обеспечение преемственности содержания дошкольного воспитания и образования и начального образования» ;

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

В нашем детском саду мы разработали план мероприятий, предусматривающий:

беседы о школе, как с детьми, так и с родителями;

различные экскурсии, не только в среднюю, но и в музыкальную и художественную школы, библиотеку;

уголок школьника, с размещенными в нем школьными атрибутами, которыми можно воспользоваться при игре в школу;

встречи с выпускниками нашей группы;

Совместные конференции детского сада и учителей школы « Собираем портфель знаний».

Обязательным компонентом является работа с родителями ,это непосредственные беседы, визуальные консультации, семинары –тренинги, мастер –классы.

Преемственность является двухсторонним процессом. Поэтому, для успешного решения этого вопроса, очень важно тесное взаимодействие педагогов обоих ступеней образования, как детского сада, так и школы. В понимании детского сада, суть преемственности состоит в постепенном развитии и углублении знаний, в усложнении требований к интеллектуальной деятельности, в сформированности социально-коммуникативных качеств будущего школьника.

Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы? Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к обучению  в школе. Во-вторых, способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношения к школе. И, в-третьих, обеспечить непрерывность в развитии интегративных качеств ребенка.