Педсовет – деловая игра «Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»
Советская Алёна Васильевна
методист КГКП «Ясли-сад «Балбөбек» ГУ «Аппарат акима п. Затобольск Костанайского района»
“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы,
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел”
К. А. Тимирязев
Повестка дня:
1. О выполнении решения предыдущего педагогического совета –директор Жунусова Ж.К.
2. Развитие познавательной мотивации в экспериментальной деятельности- методист Советская А.В.
3. Деловая игра для воспитателей«Что? Где? Почему?» на тему: Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности.- методист Советская А.В.
4. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников»- методист Советская А.В.
5. Подведение итогов и принятие решений.
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Коллектив педагогов делится на две команды . Из специалистов создается Экспертная группа (анализирует работу и выполнение заданий каждой из команд педагогов).
1. Блиц-опрос
Педагоги достают из шляпы вопросы на тему «Детское экспериментирование» и сразу на них отвечают.
Примерные вопросы:
ü Что означает понятие «детское экспериментирование»?
ü Какие личностные качества детей могут сформироваться в процессе опытно-поисковой деятельности?
ü Чему учится дошкольник в ходе опытной деятельности? (наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности).
ü Выделите основные задачи воспитательно-образовательной работы по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
ü Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы детское экспериментирование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, …». (данный вопрос повторяется несколько раз).
ü Ваша позиция по отношению к детям в процессе совместной экспериментальной деятельности: Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? Допустима ли, на Ваш взгляд, первая позиция?
ü Назовите основные условия развития активной самостоятельной опытно-поисковой деятельности детей.
ü Объясните выражение: «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь».
2. Классификация
Задание: на каждом из 3-х мольбертов прикреплено начало фразы: «В процессе экспериментирования у детей младшего/среднего/старшего возраста необходимо формировать представления:……..». Каждой группе педагогов раздаются полоски бумаги, на которых крупным шрифтом напечатано продолжение фразы, соответствующее задачам для групп детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Необходимо классифицировать задачи опытно-экспериментальной деятельности по возрастам (младший, средний и старший), разместить на соответствующем мольберте и обосновать свой выбор. В процессе выполнения задания педагоги из разных групп могут советоваться друг с другом, дискутировать.
Младший дошкольный возраст:
Ø О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
Ø О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
Ø О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов).
Ø Пополнять словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твёрдый – тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст:
Ø О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
Ø О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
Ø О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
Ø О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т.д.).
Старший дошкольный возраст:
Ø О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
Ø О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день – ночь, месяц, сезон, год).
Ø Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
Ø О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
Ø Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Знакомить детей с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий – тяжёлый), а также фразеологизмами (“лошадь в яблоках”).
3. Устами младенца
Видеозапись объяснений детей данных понятий.
ЛАБОРАТОРИЯ,
ЭКСПЕРИМЕНТ
МИКРОБЫ
МАГНИТ
ВОЗДУХ
ВОДА
СВЕТ
ЛУПА
Воспитатели должны угадать о чем идет речь.
4.«Музыкальное задание» – педагогам команды предлагается мелодия песни об объекте экспериментирования»
5.Последовательность эксперимента.
Задание 1-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза. Необходимо выстроить правильную последовательность детского экспериментирования на мольберте таким образом:
ü Проблемная ситуация.
ü Целеполагание.
ü Выдвижение гипотез.
ü Проверка предположения (эксперимент).
ü Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
ü Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
Задание 2-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: Постановка исследовательской задачи. Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Распределение детей на подгруппы. Необходимо выстроить примерную структуру занятия-экспериментирования на мольберте таким образом:
ü Постановка исследовательской задачи
ü Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия)
ü Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
ü Уточнение плана исследования
ü Выбор оборудования, размещение его педагогом или детьми в зоне исследования
ü Распределение детей на подгруппы
ü Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
6.«Кто больше?»
Взаимосвязь опытно-исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойств материалов, веществ.
Задание: педагоги из двух групп поочередно называют как можно больше видов детской деятельности, форм и методов работы с детьми, посредством которых решается задача развития интереса к экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Примерный перечень форм и методов работы с детьми при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста:
· занятие;
· игра-экспериментирование;
· чтение сказок, рассказов;
· беседа познавательно-эвристического характера;
· киносеанс;
· прослушивание аудиозаписей;
· дидактические и развивающие игры, упражнения;
· сюжетно-ролевые игры;
· эксперименты и опыты;
· рассматривание картин;
· наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
· экскурсии и целевые прогулки;
· работа в уголках природы, уголках экспериментирования;
· экологическая тропа;
· акции добрых дел;
· тематические дни и недели;
· кружковая деятельность;
· конкурсы;
· праздники, развлечения, вечера досуга;
· театрализованная деятельность;
· Дни открытых дверей и др.
Решение педагогического совета №2 от 06.11.2018г.
1) Продолжать создавать в ДО психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
Ответственные: воспитатели.
Срок : в течение года
2) Пересмотреть календарное планирование в циклограмме в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию во всех режимных моментах.
Ответственные: воспитатели.
Срок : в течение года
1. Творческой группе по экспериментальной деятельности подготовить картотеки опытов для каждой возрастной группы
Ответственные: члены МО
Срок : до конца учебного года
– Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.