Педсовет – деловая игра «Развитие у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование»

Советская Алёна Васильевна
методист КГКП «Ясли-сад «Балбөбек» ГУ «Аппарат акима п. Затобольск Костанайского района»

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
Приобретают способность сами ставить вопросы,
И получать на них фактические ответы, оказываясь
На более высоком умственном и нравственном уровне
В сравнении с теми, кто такой школы не прошел”

К. А. Тимирязев

Повестка дня:

1.      О выполнении решения предыдущего педагогического совета –директор Жунусова Ж.К.

2.      Развитие познавательной мотивации в экспериментальной деятельности- методист Советская А.В.

 

3.      Деловая игра  для воспитателей«Что? Где? Почему?»  на тему: Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности.- методист Советская А.В.

 

4.      Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация опытно-исследовательской деятельности дошкольников»- методист Советская А.В.

5.      Подведение итогов и принятие решений.

 

Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

 

Коллектив педагогов делится на две команды . Из специалистов создается Экспертная группа (анализирует работу и выполнение заданий каждой из команд  педагогов).

1.      Блиц-опрос

Педагоги достают из шляпы вопросы на тему «Детское экспериментирование» и сразу на них отвечают.

Примерные вопросы:

ü  Что означает понятие «детское экспериментирование»?

ü  Какие личностные качества детей могут сформироваться  в процессе опытно-поисковой деятельности?

ü  Чему учится дошкольник в ходе опытной деятельности? (наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности).

ü  Выделите основные задачи  воспитательно-образовательной работы по развитию у детей  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

ü  Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы детское экспериментирование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, …». (данный вопрос повторяется несколько раз).

ü  Ваша позиция по отношению к детям в процессе совместной экспериментальной деятельности: Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? Допустима ли, на Ваш взгляд, первая позиция?

ü  Назовите основные условия развития активной самостоятельной опытно-поисковой деятельности детей.

ü  Объясните выражение: «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню,  Дай мне действовать самому – и я научусь».

2.      Классификация

 

Задание: на каждом из 3-х мольбертов прикреплено начало фразы: «В процессе экспериментирования у детей младшего/среднего/старшего возраста необходимо формировать представления:……..». Каждой группе педагогов раздаются полоски бумаги, на которых крупным шрифтом напечатано продолжение фразы, соответствующее задачам для групп детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Необходимо классифицировать задачи опытно-экспериментальной деятельности по возрастам (младший, средний и старший),  разместить на соответствующем мольберте и обосновать свой выбор. В процессе выполнения задания педагоги из разных групп могут советоваться друг с другом, дискутировать.

 

Младший дошкольный возраст:

Ø  О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

Ø  О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).

Ø  О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов).

Ø  Пополнять словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твёрдый – тёплый и прочее).
Средний дошкольный возраст:

Ø  О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).

Ø  О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).

Ø  О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

Ø  О человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т.д.).
 

 

 

 

Старший дошкольный возраст:

Ø  О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

Ø  О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день – ночь, месяц, сезон, год).

Ø  Об агрегатных состояниях воды (вода – основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

Ø  О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

Ø  Обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Знакомить детей с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий – тяжёлый), а также фразеологизмами (“лошадь в яблоках”).
3.      Устами младенца

 

Видеозапись объяснений детей данных понятий.

ЛАБОРАТОРИЯ,
ЭКСПЕРИМЕНТ
МИКРОБЫ
МАГНИТ

ВОЗДУХ

ВОДА
СВЕТ
ЛУПА
Воспитатели должны угадать о чем идет речь.

4.«Музыкальное задание» – педагогам команды предлагается мелодия песни об объекте экспериментирования»

 

5.Последовательность эксперимента.

Задание 1-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза. Необходимо выстроить правильную последовательность детского экспериментирования на мольберте таким образом:

ü  Проблемная ситуация.

ü  Целеполагание.

ü  Выдвижение гипотез.

ü  Проверка предположения (эксперимент).

ü  Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

ü  Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

Задание 2-ой группе педагогов: педагогам предлагаются слова: Постановка исследовательской задачи.  Уточнение плана исследования. Выбор оборудования. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Распределение детей на подгруппы. Необходимо выстроить примерную структуру занятия-экспериментирования на мольберте таким образом:

ü  Постановка исследовательской задачи

ü  Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия)

ü  Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования

ü  Уточнение плана исследования

ü  Выбор оборудования, размещение его педагогом или детьми в зоне исследования

ü  Распределение детей на подгруппы

ü  Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

6.«Кто больше?»

Взаимосвязь опытно-исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойств материалов, веществ.

Задание: педагоги из двух групп поочередно называют как можно больше видов детской деятельности, форм и методов работы с детьми, посредством которых решается задача развития интереса к  экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Примерный перечень  форм и методов работы с детьми при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста:

·         занятие;

·         игра-экспериментирование;

·         чтение сказок, рассказов;

·         беседа познавательно-эвристического характера;

·         киносеанс;

·         прослушивание  аудиозаписей;

·         дидактические и  развивающие  игры, упражнения;

·         сюжетно-ролевые игры;

·         эксперименты и опыты;

·         рассматривание картин;

·         наблюдения за живыми  объектами и явлениями природы;

·         экскурсии и целевые прогулки;

·         работа в уголках природы, уголках экспериментирования;

·         экологическая тропа;

·         акции добрых дел;

·         тематические дни и недели;

·         кружковая деятельность;

·         конкурсы;

·         праздники, развлечения, вечера досуга;

·         театрализованная  деятельность;

·         Дни  открытых дверей и др.

 

Решение педагогического совета №2  от 06.11.2018г.

 

1)      Продолжать создавать в ДО психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.

Ответственные: воспитатели.

Срок : в течение года

2)      Пересмотреть календарное планирование в циклограмме в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию во всех режимных моментах.

Ответственные: воспитатели.

Срок : в течение года

 

1.      Творческой группе по экспериментальной деятельности   подготовить картотеки опытов для каждой возрастной группы

Ответственные: члены МО

Срок : до конца учебного года

 

 

– Закончить педагогический совет хотелось бы притчей «Счастье».

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? – спросил Бог. – «Слепи мне счастье, – попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

 

Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мы завершаем педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.