Педагогический проект в старшей группе «Книжкина неделя»

Темирбаева Бимаржан Жандарбековна
воспитатель КГКП «Ясли-сад «Балбөбек» ГУ «Аппарат акима п. Затобольск Костанайского района»

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта……………………………………………………………………..3

Этапы работы над проектом………………………………………………………..6

Результаты работы над проектом…………………………………………………..7

Приложение………………………………………………………………………….8

o   Приложение 1…………………………………………………………………8

o   Приложение 2………………………………………………………………..11

o   Приложение 3………………………………………………………………..13

o   Приложение 4………………………………………………………………..17

o   Приложение 5………………………………………………………………..18

o   Приложение 6………………………………………………………………..20

o   Приложение 7………………………………………………………………..22

o   Приложение 8………………………………………………………………..24

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Чтение – это окошко, через которое дети

Видят и познают мир и самих сея.

Оно открывается перед ребёнком

Лишь тогда, когда, наряду с чтением,

Одновременно с ним и даже раньше,

Чем впервые раскрыта книга,

Начинается кропотливая работа над ней».

В.А. Сухомлинский

№ п/п
Разделы
Содержание
1.
Наименование региона
Костанайский район п. Затобольск
2.
Полное наименование ДО (по уставу)
КГКП д/с «Балбөбек» ОО акимата Костанайского района
3.
Наименование педагогического проекта
Книжкина неделя
4.
ФИО автора педагогического проекта:

Должность:

Образование:

Квалификационная категория:

Стаж педагогической работы:

Контактный телефон:

Эл.адрес
Темирбаева Бимаржан Жандарбековна

 

Воспитатель

Высшее

Вторая

 

7 лет

 

87054534488

Sowetskaja_alena_73@mail.ru
5.
Тема проекта
Книжкина неделя
6.
Цели:

 

 

Задачи проекта
Воспитание правильного отношения к книге, как к объекту получения знаний и удовольствия.

1. Образовательные:

•        Познакомить детей с творчеством детских писателей и поэтов.

•        Подвести к мотивационной оценке поступков и характеров героев книг.

•        Закрепить знания о жанровых особенностях книг.

•        Формировать представлений о нравственном смысле литературных произведений.

2. Развивающие:

•        Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, мелкую моторику рук.

•        Развивать устную  речь детей, умение пересказывать.

3. Воспитательные:

·        Воспитывать интерес к художественной литературе.

·        Воспитывать бережное и уважительное отношение к книгам.
7.
Участники проектной деятельности
Дети, родители, воспитатели
8.
Длительность проектной деятельности
Краткосрочный – 1 неделя
9.
Основные направления проектирования
Художественно-творческая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры.
10.
Ресурсное обеспечение:

Технологическое:

Кадровое:

Материальное:
Телевизор, аудио-колонки

Воспитатели, дети, родители

Книжный уголок в группе
11.
Ожидаемые результаты проектной деятельности
В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДО дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения. Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению. Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал  навыки сотрудничества.
Актуальность проекта:

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучение детей. Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт ребенка, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького человека, близка его мышлению, представлению.

План реализации проекта:

Подготовительный: изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Неделя книги». Определение целей и задач проекта. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1 неделя.

Основной (этап реализации пректа): Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, наблюдения, игры, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций) – (5 февраля – 9 февраля 2018 г.).

Заключительный: Проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности. Обработка и оформление материалов в виде презентации. Итоговая беседа.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Дата
Обр. области
Формы и методы работы
Результаты
5.02.2018
«П»

«К»

«С»

«Т»
ОУД «Кто изготовил книгу?» (прил. 1)

 

ОУД «Рукам забота-сердцу радость». (аппликация по сказке «Волк и семеро козлят») (прил. 2)

 

Выставка книг «Наши лучшие друзья – книги».

Рассматривание иллюстраций.
Дети познакомились с процессом изготовления книги.

Способствовать развитию творческого мышления, фантазии, мелкой моторики рук.

 

 

Воспитывать интерес к книгам.

6.02.2018
«П»

«К»

«С»

«Т»
Дидактические игры: «Собери сказку из частей», «Из какой сказки» и т.д. (Прил. 3)

 

ОУД «Рукам забота -сердцу радость». (рисование на тему «Мой любимый сказочный герой») (прил. 4)

 

Выставка иллюстраций: «Наши любимые сказочные герои».
Способствовать развитию логического мышления.

 

 

Способствовать развитию творческого мышления, фантазии

 

 

7.02.2018
«П»

«К»

«С»

«Т»
Драматизация по сказке «Теремок». (Прил. 5)

 

Слушание сказки «Волк и семеро козлят» в аудиозаписи.

 

Консультация  для родителей:

«Положи свое сердце у чтения» (Прил. 6)
Прививать интерес к театрализованной деятельности.

Закрепить знание о сказке, обратить внимание на интонационную выразительность.

Приобщение родителей к знакомству детей с книгой.
8.02.2018
«П»

«К»

«С»

«Т»
Оформление  совместно с родителями. театрального уголка в группе.

ОУД – Викторина «Дорогой сказок  К.Чуковского» (Прил. 7)
Подбор атрибутов для игр – драматизаций.

Способствовать развитию устной речи детей, активизировать память и мышление.
9.02.2018
«П»

«К»

«С»

«Т»
ОУД «Рукам забота – сердцу радость» «По страницам любимых сказок» (Лепка) (Прил. 8)

«Книжкина больница»
Развивать творческое воображение, фантазию. Способствовать приобщению детей к книге. Отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг
(Технологические карты занятий, планы бесед, консультации, викторины представлены в приложении)

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ü Дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности;

ü Расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах;

ü Сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения;

ü Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению;

ü Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал  навыки сотрудничества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Оқу қызметінің ұйымдастырулы техналогиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Тобы: Старшая группа

Дата: 5.02.2018 г. Воспитатель: Темирбаева Б.Ж.

Білікті / Образовательная область: «Познание», «Коммуникация».

Тарау / Раздел: «Конструирование», «Художественная литература».

Тақырыбы / Тема: «Кто изготовил книгу».

Мақсатты / Цель: учить складывать квадратный лист пополам по прямой линии, совмещая его противоположные стороны; развивать интерес детей к конструированию из бумаги, интерес к иллюстрированию знакомых сказок; на основе обогащения представлений продолжить расширять словарный запас; развивать диалогическую речь.

Оборудование: на каждого ребенка – квадратный лист голубого цвета для обложки, квадратный лист для страниц, полоска синего цвета для корешка, рисунки персонажей сказок (или иллюстрации из старых книг) для обложки и страниц, карандаши, мелки, краски, фломастеры, кисточки, салфетка, стаканчик для воды, клей, раздаточный материал (рис. 2, 2.1, 2.2).

Алдын-алу жұмысы / Предварительная работа:   рассматривание книжек, чтение сказок.

Сөздік жұмыс / Словарная работа: издательство, книжный магазин.

Қос тілдік компоненті / Полилингвальный компонент: кітап – книга – book, ертегі – сказка – tale.

Іс-әрекет кезеңдері

Этапы деятельности
Тәрбиешінің іс-әрекеті

Деятельность воспитателя
Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей
Мотивациялық-қозғаушылық

Мотивационно- побудительный
Предлагает разгадать загадки:

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Хоть не шляпы, а с полями.

Не цветы, а с корешками.

Разговаривают с нами

Всем понятным языком. (Книга)

– Правильно, это книга. Посмотрите, какая у меня в руках яркая, красивая книга с загадками.

В ней много страниц, иллюстраций.

Словарная работа:

издательство, книжный магазин.

У нас в Казахстане много издательств, они создают и выпускают книги. Эту книгу с загадками и многие другие сказки выпускает для нас издательство «Алматыкітап баспасы». Над изданием книги работает много людей, это авторы, редакторы, художники.

Давайте и мы с вами изготовим книгу со сказкой.

А с какой сказкой вы выбираете сами. Предлагает рассмотреть заготовки.

Билингвальный компонент:

кітап – книга, ертегі – сказка.
Проявляют интерес. Слушают загадки и отгадывают.

Книга.

Книга.

Рассматривают книгу.

Повторяют: издательство, книжный магазин.

Проявляют желание сделать книжку.

Повторяют: кітап – книга, ертегі – сказка.
Ұйымдастыру- іздестіру

Организационно-поисковый
Для этого я приготовила вам необходимый материал.

Давайте рассмотрим рис. 2, 2.1, 2.2 и узнаем, из чего и как мы будем делать книгу.

На рисунке показан голубой квадратный лист, он складывается пополам по прямой линии – это обложка.

В книге есть страницы.

Для этого белый квадратный лист складывается пополам – 4 страницы готовы. У книги есть корешок – это синяя полоска, ее наклеивают на обложку по линии изгиба. Книга наша о волке и лисе, поэтому наклеиваются их изображения на страницы и обложку. Героев своих книг вы можете также вырезать из старых книг или нарисовать, страницы книги можно оформить рамочками, полосками по желанию.

Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

Предлагает детям внимательно посмотреть, как она будет складывать голубой квадратный лист пополам, по прямой линии, совмещая противоположные стороны, углы, а затем предлагает сложить детям. Помогает детям совмещать стороны, прогладить линию сгиба.

Далее просит детей самостоятельно сложить белый квадратный лист для страниц. Затем вставить страницы в обложку.                                                                            Корешок складывается пополам по прямой линии, приклеивается к обложке по линии сгиба.

Затем предлагает детям наклеить героев книги – персонажей, которых они выбрали сами и оформить по своему выбору странички. (Персонажи сказки вырезаются.)

Объясняет, как оформить обложку.

Проводит индивидуальную работу.
Рассматривают

рисунки.

Слушают

последовательность изготовления книжки.

Выполняют движения согласно тексту.

 

Наблюдают, как педагог складывает квадратный лист. Самостоятельно складывают голубой квадратный лист пополам по прямой линии (обложка). Складывают белый квадратный лист пополам по прямой линии (страницы). Вкладывают страницы в обложку.

Корешок складывают пополам по прямой линии, приклеивают к обложке по линии сгиба.

На странички приклеивают персонажей, по своему выбору оформляют страницы (персонажей сказки вырезают самостоятельно).

По показу – объяснению оформляют обложку. Книга готова.
Рефлексивті- түзетушілік

Рефлексивно-корригирующий
Рефлексия.

– Как называется магазин, где продают книги?

Отмечает, как много книг изготовили дети, аккуратные, красиво оформленные книги. Поощряет детей. Предлагает им придумать сказку и рассказать ее вечером родителям, показывая книжку.
Анализируют результаты своих трудов. Проявляют радость от результата своего труда и желание показать книжки родителям и рассказать им сказку.
Күтілетін нәтиже- Ожидаемый результат

Кабылдайды / Воспроизводят: приемы конструирования из бумаги, книга – это результат труда многих людей, к книге нужно относиться бережно.                                                                                                                      Түсінеді / Понимают: практические навыки наклеивания и рисования красками, карандашами, мелками.                                                                                                                                                      Қолданады / Применяют: складывать квадратный лист по прямой линии, совмещая стороны, проглаживать линии сгиба.

Приложение 2

Оқу қызметінің ұйымдастырулы техналогиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Тобы: Старшая группа

Дата: 5.02.2018 г. Воспитатель: Темирбаева Б.Ж.

Білікті / Образовательная область: «Творчество», «Коммуникация».

Тарау / Раздел: «Аппликация», «Художественная литература».

Тақырыбы / Тема: «Рукам забота – сердцу радость» (по сказке «Волк и семеро козлят)».

Мақсатты / Цель: создание положительного эмоционального настроя у детей, учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявлять свою индивидуальность, развивать у детей дикцию, творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образа.

Оборудование: альбомы, клей, цветная бумага, салфетки, ножницы, кисточки, иллюстрации по сказке.

Алдын-алу жұмысы / Предварительная работа:   рассматривание иллюстрация к сказке «Волк и семеро козлят», чтение.

Сөздік жұмыс / Словарная работа: волк, коза, козлята.

Қос тілдік компоненті / Полилингвальный компонент: волк – қасқыр – wolf, коза – ешкі – goat, сказка – ертегі – tale, капуста – қырыққабат – cabbage.

Іс-әрекет кезеңдері

Этапы деятельности
Тәрбиешінің іс-әрекеті

Деятельность воспитателя
Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей
Мотивациялық-қозғаушылық

Мотивационно- побудительный
Отгадывание загадок.

Воспитатель вносит на занятие волшебный мешок, просит детей догадаться что спрятано в мешке.

Серый, зубастый

По полю рыщет

Телят, ягнят ищет.

Каждую отгадку показать в движении.

Идет, идет, бородою трясет:

«Ме-ме-ме-дайте травки мне-е-е».

Кто это?
Проявляют интерес, пытаются отгадать.

 

 

Волк.

 

 

 

Коза.
Ұйымдастыру- іздестіру

Организационно-поисковый
Беседа по сказке.

-Герои какой сказки пришли к нам в гости? Как называется сказка? Какая коза по величине? Какого она цвета? Что у нее на голове? Зачем ей рога? А что на мордочке? Как кричит коза? Как зовут деток козы? Сколько их должно быть?

Ребята, пока мы отгадывали загадки коза потеряла деток.Что бы коза не горевала и не плакала споем песенку козе?

Музыкальная динамическая пауза

 

Хороводная игра «Шел козел по лесу».

Шел козел по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу.

Давай, козел, попрыгаем

Попрыгаем, попрыгаем.

Ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем,

Ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем,

А потом запляшем,

Запляшем, запляшем!

Игра «Коза-хлопота».

Коза-хлопота.

День деньской занята.

Ей травы нащипать.

Ей на речку бежать.

Ей козляток стеречь.

Малых деток беречь.

Чтобы волк не украл.

Чтоб медведь не задрал.

Чтоб лисонька-лиса.

Их с собой не унесла.

Дидактическая игра «Найди козлят»

-В каком направлении нам нужно двигаться?

Воспитатель поднимает с пола стрелки, раздает каждому, спрашивает какого цвета стрелка.

-Ребята, нужно каждую стрелку положить соответственно по цвету корзины (конверта). Если желтая стрелка, то в желтую корзину, если зеленая, то в зеленую и т.д.

Все справились с заданием, поэтому мы смогли разыскать козлят, воспитатель снимает салфетку с доски, где спрятаны козлята.

-Кого вы видите?

-Кто это?

-Как кричат козлята?

-Кто больше коза или козлята?

-Всех козлят мы нашли?

-Коза проголодалась, хотите её покормить?

Практическая деятельность детей.

Музыкальное сопровождение.
Отвечают на вопросы, беседуют.

Волк и семеро козлят.

Большая. Белого. Рога.

Бодаться. Борода. Ме-ме-ме. Козлята. Семеро.

Дети встают в круг и берутся за руку. В центре круга стоит водящий с игрушкой козы. Все идут по кругу, поют.

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Играют в игру.

Дети чтобы найти козляток нужно выполнить задание. Нужно идти в направлении цветных стрелок. Дети построились в колонну по-одному, впереди ребенок с игрушкой козы.

Посчитать хором

Дети садятся за столы, выполняют аппликации «Капуста».
Рефлексивті- түзетушілік

Рефлексивно-корригирующий
В заключении воспитатель хвалит детей за умение, старание, дружную работу.
Рады, что справились с заданиями, анализируют свои работы.
Күтілетін нәтиже- Ожидаемый результат

Кабылдайды / Воспроизводят: приемы аппликации из бумаги по образцу.                                                                                                                            Түсінеді / Понимают: содержание сказки «Волк и семерол козлят».                                                                                                                                                      Қолданады / Применяют: умения коллективно и согласованно взаимодействовать .

Приложение 3

«Литературные игры для дошкольников»

 

«Стань волшебником»

Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)

7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)

8. В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй»)

9. В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть  по-моему вели!»).

10 В сказке «Волшебник Изумрудного города» злая волшебница Бастинда вызывала летучих обезьян этими слорвами. («Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики»).

 

«Волшебные предметы»

А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:

– волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)

– головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)

– длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)

– волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)

 

«Прогулка по сказкам»

Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

 

Игры на воспроизведение содержания сказки по мнемотаблице

– «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»

– Про кого эта сказка?»

(предложить педагогам нарисовать сказку)

Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.

 

Отгадай загадку  по предметам в волшебном сундучке»

Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).

 

«Найди свою сказку»

Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

 

«Полетушки»

Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».

– Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!

Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз , когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.

Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.

 

Загадки «Вчера и сегодня»

Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые  стали прототипом будущего технического изобретения?

Например:

•        предметы с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния

Конек-горбунок (космическая ракета)

Ковер-самолет  (самолет, вертолет)

Сапоги-скороходы (поезд)

•        предметы с помощью которых показывали все, что делается на белом свете

наливное яблочко и серебряное

блюдечко     (телевизор)

волшебное зеркало

•        предмет, который показывал путникам дорогу

клубочек (компас)

•        предмет, который освещал все вокруг

Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)

•        предмет, извещающий о том, что нападают враги

Золотой петушок (радиолокатор)

И другие.

 

«Волшебная корзинка»

Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.

Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.

1. Буратино  (ключик)

2. Оле -Лукойле (зонтик)

3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)

4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)

5. Аладдина (лампа)

6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)

7. Элли (серебряные башмачки)

8. Маленького мука (туфли)

9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)

10. Баба Яга (ступа, помело)

11. Старик Хоттабыч  (ковер-самолет)

После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет принадлежал.

 

«Отгадай сказку»

Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».

 

«В какую сказку попал Колобок»

Детям объясняется, что сказки могут изменяться. Сегодня Колобок отправился в путешествие по сказкам:

– Угадайте, в какую сказку он попал?

 

«Отгадай сказочного героя»

Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? – Нет. – Ты животное? – Нет.             – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».

Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы

 

Литература:

 

·        Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – Академия, 2012.

·        Гурович Л.М.,  Береговая Л.Б., Логинова.  В.И. «Ребенок и книга»( пособие для воспитателя детского сада. под ред. В.И. Логиновой) – . Издание 2-е., Издательство  “Акцидент” С-Петербург, 1996.

 

К детям в гости приходит котенок и просит детей помочь ему найти друзей. Поможем?
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Настраиваются на занятие.

Соглашаются помочь котику.

 

Іздену-ұйымдастырушылық

Организационно-поисковый

Смотрите, дорожка, хотите отправиться по ней  в путешествие? Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение и  отправимся с вами в лес по дорожке искать друзей котику.

По дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок — то не простой,

Он волшебный — вот такой!

– Ребята, интересно, что в мешочке? Давайте посмотрим! Это загадки, послушайте и отгадайте их.

ЗАГАДКИ:

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык.

***

По земле скачет, по воде плывет.

***

Кто зимой холодной ходит злой, голодный.

***

Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала.

***

Зимой спит, летом улья ворошит.

***

Серенький шарик под полом шарит.

– Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные?

Обыгрывание пальчикового театра: Как зайчик прыгает? Как лягушка квакает? И т.д.

Ребятки, а котик хочет с нами поиграть в игру «Превращалки»

Дети встают в круг, и говорят слова: «Хлоп руками топ ногами, головой туда сюда вокруг себя мы покружились и в ….. превратились» превратились.

Драматизация сказки «Теремок». (Пальчиковый театр)

Воспитатель:

– Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит…и т.д.
Улыбаются друг другу. Обращают внимание на дорожку.

 

 

 

Повторяют слова вместе с воспитателем.

 

 

 

Хотят узнать, что лежит в мешочке. В мешочке лежит пальчиковый театр кто отгадывает загадку тот одевает на пальчик этого животного.

Заяц.

 

 

 

Лягушка.

 

Волк.

 

 

Лиса.

 

Медведь.

 

 

Мышь.

Теремок.

Имитируют движения животных из сказки.

Ребенок имитирует движения того животного в кого

Дети надевают на пальчики фигурки и показывают сказку. Остальные дети выполняют роль зрителей.
Рефлексивті – коррекциялаушы

Рефлексивно-корригирующий
Ребята мы помогли котику найти друзей А у вас в садике есть друзья? Ребят, а давайте мы котика пригласим к нам гости и покажем  вашим друзьям сказку и познакомим их с котиком.
Ответы детей. Рассказывают как помогли котику найти друзей.

Рассуждают, делятся впечатлениями.
Күткен нәтеже / Ожидаемый результат:

Кабылдайды / Воспроизводят: в речи знание сказки «Теремок»;

Түсінеді / Понимают: как нужно пользоваться пальчиковым театром;

Қолданады / Применяют: умения использовать пальчиковый театр в обыгрывании сказки, артистические качества.

Приложение 6

Работа с родителями

Консультации для родителей

«Положи твоё сердце у чтения»

Ребёнок седьмого года жизни, научившись читать, самостоятельно постигает с малых лет известную ему «Репку» и размышляет над сказкой: «И зачем было такую репку сажать, которую сам вытянуть не можешь! А эти! Прибежали, зовут друг друга, суетятся, и все такие беспомощные. Не нравится мне эта сказка!»

Сегодняшние дети видят жизнь, изображённую в художественном произведении, по-другому, приоритетными считают иные ценности, имеют иные суждения о том, что было и что есть, и мы, взрослые, это знаем, но понять мир ребёнка конца 20 века не можем, потому что не хотим. Мы по-прежнему утверждаем, что «Репка» – это сказка о дружбе, о силе коллектива, способного совместно сделать большое дело, которое неподсильно одному, не задумываясь о том, что по этому поводу думает малыш.

Наше общение с ребёнком в процессе чтения художественного произведения зачастую или не предполагает никакого разговора о прочитанном, или имеет форму диктата: понимай, как я, думай, как я. Результат такого общения – не только практически полная потеря интереса к чтению, к обдумыванию прочитанного (по мнению исследователей, только от 2 до 8 % детей-школьников любят читать и своей ведущей деятельностью считают чтение), но и воспитание новой человеческой генерации – безразличных ко всему на свете конформистов. Этот процесс начинается в семье, ДОУ и успешно продолжается в школе, заканчивая которую ребёнок усваивает: говорить надо не то, что думаешь, а то, что хотят услышать от тебя.

Недовольство взрослых могут вызвать и вызывают детские фантазии, основанные на невольном фонетическом искажении прочитанного. Многие дети верят в то, что в народных сказках существует какой-то несчастный Добран, которого все жуют, потому что так они слышат известную концовку: «Стали жить-поживать, да добра наживать».

У ребёнка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слов. Ему бывает, неясен как смысл каждого отдельного слова, услышанного впервые или в непривычном сочетании, так и смысл фразы в целом. У дошкольника словарный запас и жизненный опыт не настолько велик, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате, услышанное им трактуется по-своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встаёт целый мир детских видений, в котором ребёнку уютно потому, что он стал для него близким, отчётливым.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги.

Период тотального влияния электронных зрительных образов на ребенка начался сравнительно недавно. Проблема «Визуальная культура и ребёнок» только начинает изучаться. Но аксиомой в ней является то, что мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века, как и не имеем права не замечать и не исследовать то отрицательное, что электронный мир таит в себе. Причём внимание к этой проблеме должны проявлять все: от матери до исследователей.

Ещё в 1960 году английским писателем Д.Б.Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образы.

Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это ещё одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать. Но поощряем и приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…».

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребёнка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.
традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать и к семи годам успевают устать от постоянных упражнений в технике чтения и возненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые им ещё предстоит прочесть. Мы учим детей читать, но не учим уважать и понимать книгу, осознавать её роль в жизни человека, не учитываем индивидуальность ребёнка. Исследования по указанным проблемам, проведённые в течении более чем полутора веков, стали для нас догматом, а не основной для изучения современного ребёнка и его взаимоотношений с книгой вообще, и с современной книгой в частности. Думается, именно сейчас мы должны не только обратить внимание, но и приступить к деятельному решению этих проблем.

Приложение 7

Литературная викторина «Дорогами сказок К. Чуковского»

Цель:

– Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;

– Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;

– Развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.

Оборудование:

– Иллюстрации к сказкам К. Чуковского;

– Сказки К. Чуковского «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Телефон», «Федорино горе».

– Портрет К. Чуковского.

– Атрибуты к сказкам.

Ход занятия.

Ведущий: Все дети очень любят слушать сказки. И мы с вами прочитали много сказок. А сегодня мы проведем викторину на лучшего знатока сказок К. Чуковского.

У нас две команды.

– Первая команда – «Солнышко»

– Вторая команда – «Ручеек»

Приветствие.

Девиз первой команды:

«Мы едины, мы непобедимы

Книжки мы читаем,

Сказок много знаем.»

Девиз второй команды:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

А оценивать наши конкурсы будет жюри.

1. Отгадай загадки.

– Из какой сказки герой?

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет-

Она знать дает. (Собака «Айболит»)

Маленький, беленький

По лесочку прыг, прыг.

По снежочку тык, тык. (Заяц «Путаница»)

Осенью в щель заберется

А весной проснется. (Муха «Муха-Цокотуха»)

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? (Слон «Телефон»)

2. «Кто есть кто?»

– Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?

Айболит (доктор).
Бармалей (разбойник).
Федора (бабушка).
Каракула (акула).
Мойдодыр (умывальник).
Цокотуха (муха).
Рыжий, усатый великан (таракан).
Тотошка, Кокошка (крокодильчики).
3. Вспомни, кто в сказках К. Чуковского это сказал:

Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами. (Раки)

Если топну я ногою,

Позову своих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят (Мойдодыр)

Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать! (Котята)

Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой! (Федора)

4. Игра-соревнование.

На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке.

1 Команда-сказка «Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
2 Команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
1 Команда – сказка «Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)
2 команда – сказка «Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)
5. Вспомните сказку по отрывку.

Из какой сказки эти строки?

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами («Путаница»)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня. («Мойдодыр»)

Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

– Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели! («Телефон»)

А рядом прикорнула

Зубастая акула.

Зубастая акула

На солнышке лежит («Айболит»)

6. Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша викторина «Дорогами сказок К. Чуковского». Мы увидели, что дети любят и знают сказки К. Чуковского. Обе команды сегодня молодцы! Награждение команд памятными подарками.

Приложение 8

Оқу қызметінің ұйымдастырулы техналогиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Тобы: Старшая группа

Дата: 9.02.2018 г. Воспитатель: Темирбаева Б.Ж.

Білікті / Образовательная область: «Творчество», «Коммуникация».

Тарау / Раздел: «Лепка», «Художественная литература».

Тақырыбы / Тема: «По страницам любимых сказок».

Мақсатты / Цель: . Учить детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы и приёмы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты (внешние узнаваемые черты, элементы костюма). Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Оборудование: Пластилин, стеки, бусины, бисер, лос¬кутки, трубочки для коктейля, зубочистки,  картон или небольшие коробки (из-под кондитерских изделий) для подставок, салфетки бумаж¬ные и матерчатые.

Алдын-алу жұмысы / Предварительная работа:   Беседа или литературная викторина по русским народным сказкам, чтение отрывков для уточнения представлений о внешнем виде наиболее известных сказочных героев. Рассматривание сказочных иллюстраций в детских книжках. Знакомство с искусством мелкой пластики (сказочные герои и существа).

Сөздік жұмыс / Словарная работа: издательство, книжный магазин, музей.

Қос тілдік компоненті / Полилингвальный компонент: кітап – книга – book, ертегі – сказка – tale.

Іс-әрекет кезеңдері

Этапы деятельности
Тәрбиешінің іс-әрекеті

Деятельность воспитателя
Балалардың іс-әрекеті

Деятельность детей
Мотивациялық-қозғаушылық

Мотивационно- побудительный
Воспитатель приглашает детей в музей сказок.  Наше занятие сегодня мы проведем в сказочном музеи. В нашем музеи собрались многие сказочные герои. Ребята в каких сказках встречается Жар-Птица, Змей-Горынычь, Баба-Яга и  др.?

Еще в музеи представлены волшебные предметы. Из каких они сказок, кому принадлежат? Посмотрите как много сказок здесь собралось.
Дети рассматривают экспонаты музея.

Отвечают на вопросы.

 

 

Дети садятся за столы
Ұйымдастыру- іздестіру

Организационно-поисковый
Воспитатель читает детям стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки»:

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все. Пора в постели…

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело,

-Говори да говори.

Воспитатель показывает детям иллюст­рации к нескольким русским народным сказкам и говорит, что художники нарисовали иллюстрации к сказкам, чтобы мы не только слушали текст, но и хорошо пред­ставляли себе, как выглядят сказочные ге­рои или существа (как одеты, какая причё­ска, черты лица), какой у них характер и настроение.

Затем воспитатель показывает детям не­сколько скульптур малых форм (по воз­можности), например, двух жадных медве­жат (автор Е. Чарушин), фарфоровую лису, деревянного (богородского) медведя и т.д. и сообщает, что сказочных героев можно не только рисовать на бумаге, но и делать объёмными – лепить, вырезать, отливать в форме…

– А мы с вами сегодня будем лепить ска­зочных героев – Лису Патрикеевну, Медве­дя Потаповича, Зайца-хвасту, девочку Алё­нушку с братцем Иванушкой, Снегурочку, деда с бабой и колобком, Ивана-царевич; на коне или с Жар-птицей, Бабу Ягу, Кощея Бессмертного – кто кого захочет. Постарайтесь показать в лепке, как выглядит сказочный герой: какая у него одежда (сарафан, кафтан, юбка с кофтой и фартуком, косоворотка) и причёска, что он делает идет по дорожке, сидит на лавочке, стреляет из лука, борется с врагом или кого-то спасает), какой у него характер (добрый, сильный, уверенный, смелый или, наоборот, коварный, злой, трусливый) и какое настроение (весёлое или грустное).

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель подсказывает, что при желании дети могут объединиться в пары или группы, чтобы создать коллективную композицию из нескольких героев одной сказки. Напоминает, что фигурки сказочных героев или скульптурные группы нужно разместить на подставках из пластилина или картона.

Слушают стихотворение.

Слушают воспитателя. Рассматривают иллюстрации к сказкам. Отмечают, как выглядят сказочные герои.

Рассматривают скульптуры. Рассуждают, что делает их объёмными.

Слушают воспитателя. Проявляют желание слепить того или иного сказочного героя.

Перед лепкой дети делают пальчиковую гимнастику «Братцы за работу».

Дети выбирают материалы, в т.ч. дополнительные (бисер для глаз) и начинают лепить.
Рефлексивті- түзетушілік

Рефлексивно-корригирующий
В конце занятия проводится экспресс выставка.
Дети рассматривают вылепленные фигурки и отгадывают, кто это, из какой сказки, что делает (какой эпизод сказки запечатлён).
Күтілетін нәтиже- Ожидаемый результат

Кабылдайды / Воспроизводят: умения определять способы и приёмы лепки;.                                                                                                                      Түсінеді / Понимают: особенности сюжетосложения и композиции;                                                                                                                                                      Қолданады / Применяют: умения лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет.